Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_pod.gruppe.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по обучению грамоте в подготовительной группе

« Весёлый алфавит»

Цель: умение строить звуковой анализ слов.

Задачи

Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Материал:  схемы для звукового анализа слова, письмо в конверте .

Ход ООД:

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

 

Воспитатель: 

Воспитатель подходит к окну и говорит:

Вдруг сегодня на рассвете

Распахнул окошко ветер.

Кто-то бросил мне в окно

Вот такое письмецо.

Всё по правилам: наш адрес

Номер садика стоит.

Интересно, от кого же

В нём письмо для нас лежит?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки!

Пишет вам Сашок.

Я не мал, но пока не высок.

Я в мячик играю и песни пою

И всё время говорю, говорю, говорю.

Говорю, когда я ем,

Говорю, когда я сплю,

И когда играю, тоже я болтаю.

Говорю про всё, что знаю

И не знаю, - говорю,

Говорю, когда мечтаю,

Говорю, когда пою,

Говорю, когда болею,

Говорю, когда здоров.

Только мне никто не верит, -

Не бывает столько слов!

Помогите мне, ребята

Рассказать всё о словах,

Звуках, буквах, предложеньях,

Как  их  можно составлять,

Где их можно применять!

Воспитатель: Ребята, поможем Саше?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру, где будем составлять слова. Игра называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы слушайте и назовите слово, которое лишнее:

- Кофта, платье, туфли (лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви)

  • Автобус, трамвай, самолёт ( автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный)
  • Синица, воробей, кошка (синица и воробей — птицы, а кошка — животное)
  • Муравей, бабочка, змея ( муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся)
  • Корова, собака, волк (корова и собака — домашние животные, а волк — дикое)
  • Стол, диван, чашка (стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах?

Дети: - Слова бывают длинные и короткие;

 Воспитатель: Назовите короткие слова.

Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.

Воспитатель: Молодцы! Теперь назовите длинные слова.

Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.

Воспитатель:  Вы знаете, уже много слов. Назови какие слова ты знаешь: 1.Как можно одним словом назвать следующие слова Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки) .Дуб, береза, ясень, осина, бук (деревья). Лось, олень, кабан, лиса, волк (дикие животные) .Корова, овца, коза, лошадь, свинья (домашние животные). Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)

2. Какой посуда может быть, по материалу, из чего она сделана? (глиняная, металлическая, стеклянная, фарфоровая).

3. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый, говорить, смеяться, громко, много, легко.

 Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д. Воспитатель:  Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Машина взял мальчик.

4. Дети участок гуляют весной на.

5. Мама интересную читать книгу.

 Воспитатель: Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения). Послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.

Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?

Дети: Да

Воспитатель: Есть загадки в нашем крае

      До того мудрёные,

     Кто загадки отгадает,

     Попадёт в учёные.

  1. В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

 Мой кров, родимый, тёплый.  (Дом)

  1. Только солнце спать ложится,

 Мне на месте не сидится.

 Я на небо выхожу,

 С высока на мир гляжу.   (Луна)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове  дом,  луна.

Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.

В слове луна 2 слога, так как мы хлопнули 2 раза, в слове луна 2 гласных звука

Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?

1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?

2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?

3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом  (Один ребёнок выполняет на доске.)

 Проверяем.

Дети:  В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его  синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком.

Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.

Воспитатель: Молодцы! Сколько в этом слове гласных звуков?

Дети: В этом слове 1 гласный звук.

Воспитатель: Сколько согласных?

Дети: Согласных 2.

Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.

Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.

Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?...   (Лиса)

Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.)  Давайте разберём слово лиса. Сколько в слове слогов? Давайте прохлопаем ли-са.

Дети: В этом слове два слога.

Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.

Физ минутка  В  школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:

     Вот спасибо вам, друзья!

     Научили вы меня.

     И за это вам награда -

     Интересная игра.

Воспитатель: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!

Собирайтесь детвора,

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

А на самом деле как?

Как-как-как.

Это ухо или нос?

Нос-нос-нос.

Или, может, сена воз?

Воз-воз-воз.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, мы сегодня помогли Саше? Вам понравилось занятие?

Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

(Дети прощаются и выходят из группы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте в старшей группе "Веселый алфавит"

Цель: формирование фонематического восприятия, произношения и графо-моторных навыков....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Весёлый алфавит"

Занятие содержит упражнения на закрепление тем "Слово", "Предложение" "Звук"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе« Весёлый алфавит»Подготовила:воспитательКожевникова Надежда СергеевнаЦель: умение ст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе « Весёлый алфавит»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по островам математики».Подготовил воспитатель:Кожевникова Надежда Сергеевна            ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Весёлый алфавит"

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе«Весёлый алфавит»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Умный алфавит»

Цель: умение проводить звуковой анализ слов.ЗадачиОбразовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие буквы О в город Алфавит"

Цель : познакомить детей со звуком и буквой ОЗадачи : Сформировать навык правильного произнесения звука ОРазвивать фонематическое восприятие : учить выделять звук в начале, середине и конце словаРазви...