Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Махмутова Лена Анваровна

Обучение грамоте в подготовительной группе включает в себя совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Данный конспект содержит образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Включает в себя предварительную и словарную работу, демонстрационный и раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_11.04.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка

Задачи:

1.Образовательные:

-совершенствовать умение определять количество слов в предложении, упражнять в составлении схемы предложения;

-совершенствовать умение делить слова на слоги;

-упражнять в подборе слов на слог «ру»;

-пояснить смысл слова «рукоделие»;

- совершенствовать умение выделять звуки в слове, различать гласные, твердые и мягкие согласные; выполнять звуковой анализ слова.

2.Развивающие:

-развивать фонематический слух;

-развивать умение четко и ясно проговаривать слова, произносить звуки;

-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

3. Воспитательные:

-воспитывать культуру общения;

-вызвать желание помогать друг другу.

Предварительная работа: беседы о весне, д/игры «Подбери схему к предложению», «Придумай слово», «Гласный или согласный»,  «Раздели на слоги», разучивание приветствия, артикуляционной гимнастики, физминутки

Словарная работа: рукоделие, кит, кот, дом, мак.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: плакат с зашифрованным словом, картинки «дом», «мак», «кит», «кот»,фишки для звукового анализа слова, картинка «Весна», конверты с заданиями.

Раздаточный материал: схемы предложений из 3, 5, 7 слов на каждого ребенка, карандаш простой, задание на листе бумаги «Соедини буквы и картинки»

Интеграция ОО: «ПР», «ХЭР», «СКР»

1.Организационный момент.

Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга, гостей

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг- другу.

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется,

 Утро доброе начнется.

Доброе утро!

2.Основная часть.

Воспитатель: Дети, я рада видеть всех вас и наших гостей. Прошло много времени с тех пор, как вы пришли в первый раз в детский сад. Вы много занимались, многому научились. Сегодня я хочу попросить вас помочь детям старшей группы отгадать зашифрованное слово. Поможем нашим друзьям?

Дети: Да!

Воспитатель: Нам предстоит выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание мы сможем открыть букву в зашифрованном слове.

Воспитатель показывает детям конверты с заданиями.

 Воспитатель: На нашем занятии мы будем много говорить. Чтоб язычок стал послушным, сделаем зарядку.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?»-

Удивляется народ.

Языком давить стараюсь

В щеку сильно упираюсь

Раздалась моя щека

Как мешок у хомяка

Воспитатель: Проговорим чистоговорку.

Ну-ну-ну-очень ждали мы весну,

Ко-ко-ко-солнце светит высоко,

Чьи-чьи-чьи-звонкие ручьи,

Га-га-га-растаяли снега.

Дети, приглашаю вас сесть на свои места.

Дети садятся на места. Воспитатель закрепляет на доске «зашифрованное слово»

Воспитатель открывает конверт с цифрой 1.

Воспитатель: Задание первое. Послушайте внимательно предложение и подберите к нему соответствующую схему.

«Шумят леса, цветет земля, поет, звенит ручей.» (М. Пожарова)

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом предложении?

Дети: В этом предложении говорится о весне.

Воспитатель: А сейчас мы вместе хором произнесем это предложение.

Хором произносят предложение.

Воспитатель: Послушайте еще раз внимательно , скажите сколько слов в этом предложении. «Шумят леса, цветет земля, поет, звенит ручей».

Дети: В этом предложении 7 слов.

Воспитатель: Миша, сколько слов в этом предложении?

Миша: В этом предложении 7 слов.

Воспитатель: Посмотрите на схемы, которые лежат перед вами, выберите правильный ответ, поднимите и покажите.

Дети поднимают карточку с правильным вариантом схемы предложения.

Воспитатель на доске выставляет правильный вариант ответа.

Воспитатель: Следите за моей рукой и повторяйте за мной предложение.

Воспитатель указкой водит по схеме и произносит предложение. Дети хором повторяют.

Воспитатель: Мы с вами правильно выполнили первое задание и открыли первую букву в слове.

Открывает первую букву В

Воспитатель: Какая это буква.

Дети: Буква В.

Воспитатель  открывает конверт с цифрой 2

Воспитатель: Послушайте следующее задание. Разделите слова из предложения на слоги. Мы будем делить слова на слоги хлопками.

Матвей, раздели слово «шумят» на слоги.

Матвей: Шу-мят

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?

Матвей: В этом слове 2 слога.

Просит еще 2 детей разделить слово на слоги.

Воспитатель: Алиса, раздели слово «леса» на слоги.

Алиса: Ле-са.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?

Алиса: В этом слове 2 слога.

Просит еще 2 детей разделить слово на слоги.

Воспитатель: Камилла, раздели слово «цветет» на слоги.

Камилла: Цве-тет.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?

Камилла: В этом слове 2 слога.

В такой же последовательности делят на слоги  следующие слова:

зем-ля

по-ет

зве-нит

ру-чей.

Воспитатель: В слове «ручей» первый слог «ру». Вспомните другие слова, начинающиеся со слога «ру»

Дети: рука, ручка, рубашка, рукавицы, рубильник

Воспитатель: А я хочу еще добавить слово «рукоделие»,

Рукоделие - это сложное слово состоит из двух: «руками» и «делать» , то есть создавать что то своими руками - вышивать, вязать, шить.

Мы с вами выполнили второе задание. Открываем вторую букву в слове .

Какая это буква?

Дети: Буква «Е»

Воспитатель: В следующем конверте я нашла картинки. Что это?

Воспитатель выставляет на доске картинки «дом», «мак», «кит», «кот»

Дети: Это дом, мак, кит, кот

Воспитатель: Мы с вами сделаем звуковой анализ этих слов. Сколько звуков  в слове «дом»

Дети: В слове «дом» 3 звука.

Воспитатель: Назовите первый звук в этом слове.

Дети: Звук «д»

Воспитатель: Охарактеризуйте этот звук.

Дети: Звук «д» твердый согласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука.

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Назовите второй звук в этом слове.

Дети: Звук «о». 

Воспитатель: Охарактеризуйте этот звук.

Дети: Звук «о» гласный

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука.

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета .

Воспитатель: Назовите третий  звук в этом слове.

Дети: Звук «м»

Воспитатель: Охарактеризуйте этот звук.

Дети: Звук «м» твердый согласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука.

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.

Аналогично выполняют звуковой анализ слов «мак», «кит», «кот».

Воспитатель: Мы с вами правильно выполнили третье задание. Открываем третью букву в слове.

Воспитатель открывает третью букву.

Воспитатель: Какая это буква?

Дети: Буква «С»

Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка «Солнце травке улыбнулось»

Солнце травке улыбнулось (улыбнуться)

И природа вся проснулась (потягиваются)

С юга птицы прилетели (махи руками, изображая птиц)

 И звенят везде капели. ( руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)

По ручьям хожу в сапожках ( пройти по кругу)

Холодно ещё немножко ( скрестить руки, потирая плечи)

Дни становятся длиннее (развести руки в стороны)

И гулять мне веселее. ( шагают на месте)

Воспитатель: У нас остались еще два конверта с заданиями. Послушайте следующее задание.

Воспитатель достает из конверта буквы.

Воспитатель: Назовите слова, которые начинаются на заданный звук.

Выставляет поочередно буквы «Ф», «А», «Д», «Б», «И»

Дети называют слова:

- фотограф, филин, фокусник, февраль, фон…

- азбука, абрикос, ананас, аквариум….

- дом, дерево, дверь, дуб, двор, девочка…

- батут, батон, бегемот, брат, барабан….

- индюк, иголка, игра, иллюминатор, игрушка…

Воспитатель: Мы выполнили четвертое задание.

Открывает букву «Н»

Воспитатель: Какая это буква?

Дети: Буква «Н»

Воспитатель: Послушайте последнее задание. Перед вами лежат карточки с заданиями. Нужно соединить предмет с буквой, с которой начинается его название.

Дети выполняют задание.

Проверяют правильно ли выполнили задания все дети, оказывается помощь затрудняющимся детям.

Воспитатель. Мы выполнили все задания. Открываем последнюю букву.

Какая это буква?

Дети: Буква «А»

Воспитатель: Дети, давайте прочитаем, какое слово мы отгадали.

Дети: «Весна»

3.Итог.

Воспитатель: Дети, кто просил нас разгадать слово?

Дети: Дети из другой группы.

Воспитатель: Какие задания мы выполнили, чтобы открыть буквы в слове?

Дети: Мы сделали схему предложения, делали звуковой анализ слова, называли слова на заданные звуки, выполнили задание на карточках.

Воспитатель: Я убедилась, что вы научились многому и готовы помогать, когда это нужно. За ваши старания, я хочу вам подарить звездочки.

Воспитатель дарит детям звездочки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Занятие. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...