Проект «Подготовка к обучению грамоте»
проект по обучению грамоте (старшая группа)
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Проект
«Подготовка к обучению грамоте»
(Проект рассчитан на один год для работы с детьми старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
воспитатель
Прохорова Светлана Сергеевна
Введение
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка
Актуальность
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей , на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Цель проекта: Формирование грамматического строя речи старших дошкольников .
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературы по теме проекта.
2. Создать педагогические условия для реализации проекта.
3. Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников .
4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.
5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.
Основные направления в логопедической работе по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
1 понимание грамматических форм слов;
2 формирование процессов словоизменения и словообразования;
3 грамматическое оформление фразы.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (сентябрь)
2. Содержательный (октябрь – апрель)
3. Результативный (май)
Организационный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Анкетирование родителей | Воспитатель | сентябрь |
2. | Диагностика детей | Воспитатель | сентябрь |
3. | «Круглый стол» с участием родителей и детей | Воспитатель | сентябрь |
4. | Подбор методической литературы, дидактического материала и игр | Воспитатель | сентябрь |
5. | Составление перспективного планирования фронтальных НОД | Воспитатель | сентябрь |
Содержательный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Проведение фронтальных НОД, направленных на развитие грамматического строя речи | Воспитатель | Октябрь - апрель |
2. | Индивидуальная работа с детьми | Воспитатель | Октябрь - апрель |
3. | Совместная деятельность с детьми в режимных моментах | Воспитатель | Октябрь- апрель |
4. | Консультации для родителей.
| Воспитатель | Октябрь- апрель |
5. | Открытые занятие | Воспитатель, дети | Декабрь апрель |
Результативный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Диагностика детей, анализ результативности
| Воспитатель | май |
2. | Представление материалов проекта на итоговом педсовете | Воспитатель | май |
Участниками проекта являлись дети, воспитатель, воспитатели, родители.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
№ | Сроки проведения | Тема занятия (рекомендуемая) | Задачи (рекомендуемые) | Виды деятельности (рекомендуемые) |
| ||
1 | 1я, 2я недели сентября | Повторение. | Активизировать знания о гласных и согласных звуках речи, о понятиях «звук», «слог», «слово». Различение понятий «звук», «буква». Учить определять гласный звук по беззвучной артикуляции. Активизировать умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Активизировать навыки работы со схемой слова. | Игры и игровые приемы по развитию фонематического слуха. |
| ||
2 | 3 неделя сентября | Звук и буква А. | Характеристика, артикуляция звука. (гласный) Закрепить умение определять позицию звука А в слове (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить умение подбирать слова с заданной позицией звука А. Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Совершенствовать умение составлять предложения с заданным словом. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «мак» Познакомить с буквой А. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе в крупну клетку. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка и прочее. Нахождение буквы А среди других букв. Печатание буквы А. |
| ||
3 | 4 неделя сентября | Звук и буква У. | Характеристика, артикуляция звука. (гласный) Закрепить умение определять позицию звука У в слове (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить умение подбирать слова с заданной позицией звука У. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «пух», «усы». Познакомить с буквой У. Звуко-буквенный анализ слова «ау» | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе в крупну клетку. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Нахождение буквы У среди других букв. Печатание буквы У. |
| ||
4 | 1 неделя октября | Звук и буква О. | Характеристика, артикуляция звука. (гласный) Закрепить умение определять позицию звука О в словах.(Анализировать только те слова, где звук О четко слышен!) (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить умение подбирать слова с заданной позицией звука О. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов типа «дом», «кот», «ноги», «окна», «кони», «осы». Познакомить с буквой О. | Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе в крупную клетку. Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Нахождение буквы О среди других букв. Печатание буквы О. |
| ||
5 | 2 неделя октября | Звуки М, Мь. Буква М. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Закрепить умение определять позицию звуков М, Мь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить умение подбирать слова с заданной позицией звука М. Активизировать умение различать звуки «М»-«Мь». Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов типа «мак», «маки». Познакомить с буквой М. Упражнять в чтении слогов типа «АМ», «МА». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Нахождение буквы М среди других букв. Печатание буквы М. Графический диктант. |
| ||
6 | 3 неделя октября | Звук и буква И. Звук и буква Ы. | Характеристика, артикуляция звука. (гласный) Закрепить умение определять позицию звуков И, Ы в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Познакомить с буквой И. Познакомить с буквой Ы. Сравнение букв И-Ы. Упражнять в чтении слогов. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание букв И,Ы. Графический диктант. |
| ||
7 | 4 неделя октября | Звуки Х,Хь. Буква Х. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким). Закрепить умение определять позицию звуков Х, Хь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Х»-«Хь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Х. Упражнять в чтении слогов типа «АХ», «ХА», чтение слова «МУХА». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Х. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Графический диктант. |
| ||
8 | 1 неделя Ноября | Звук и буква Э. | Характеристика, артикуляция звука. (гласный) Закрепить умение определять позицию звука Э в слове (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить умение подбирать слова с заданной позицией звука Э. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов типа «эхо», «Эмма». Познакомить с буквой Э. Звуко-буквенный анализ слова «эхо». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Э. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Графический диктант. |
| ||
9 | 2 неделя Ноября | Звуки Н,Нь. Буква Н. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Закрепить умение определять позицию звуков Н, Нь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Н»-«Нь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Н. Упражнять в чтении слогов типа «АН», «НА», чтение слов типа «Нина». Практическое усвоение правила написания имен. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Н. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Графический диктант. |
| ||
10 | 3 неделя Ноября | Звуки П, Пь. Буква П. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков П, Пь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «П»-«Пь». Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой П. Упражнять в чтении слогов типа «АП», «ПА», чтение слов типа «пух». | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы П. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Графический диктант. |
| ||
11 | 4 неделя Ноября | Звуки Т, Ть. Буква Т. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Т, Ть в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Т»-«Ть». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Т. Упражнять в чтении слогов типа «АТ», «ТА», чтение слов типа «Тим», «тина». Практическое усвоение правила написания имен. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Т. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Графический диктант. |
| ||
12 | 1 неделя декабря | Звуки К, Кь. Буква К. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков К, Кь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «К»-«Кь». Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой К. Упражнять в чтении слогов типа «АК», «КА», чтение слов типа «ком», «мак». Знакомство со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы К. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2х слов. Графический диктант. |
| ||
13 | 2 неделя декабря | Звуки Д, Дь. Буква Д. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Д, Дь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Д»-«Дь». Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Д. Упражнять в чтении слогов типа «АД», «ДА», чтение слов типа «дом», «дым», «дымок». Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Д. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2х слов. Графический диктант. |
| ||
14 | 3 неделя декабря | Звуки Г, Гь. Буква Г. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Г, Гь в словах. Активизировать умение различать звуки «Г»-«Гь». Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Г. Упражнять в чтении слогов типа «АГ», «ГА», чтение слов типа «год», «нога», «годик». Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Г. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2х слов. Графический диктант. |
| ||
15 | 4 неделя декабря | Повторение пройденного материала: совершенствование навыка чтения слогов, слов, составления предложений с заданным словом, несколькими словами, графические и буквенные диктанты. |
| ||||
16 | 1,2 неделя января | Каникулы. |
| ||||
17 | 3 неделя января | Звуки В,Вь. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков В, Вь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «В»-«Вь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой В. Упражнять в чтении слогов типа «АВ», «ВА», чтение слов типа «вата», «вода». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы В. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
18 | 4 неделя января | Звуки Ф, Фь. Буква Ф. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Ф, Фь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Ф»-«Фь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Ф. Упражнять в чтении слогов типа «АФ», «ФА», чтение слов типа «фантик». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Ф. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
19 | 1 неделя февраля | Звуки Б, Бь. Буква Б. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Б, Бь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Б»-«Бь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Б. Упражнять в чтении слогов типа «АБ», «БА», чтение слов типа «бантик». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Б. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
20 | 2 неделя февраля | Звуки С, Сь. Буква С. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков С, Сь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «С»-«Сь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой С. Упражнять в чтении слогов типа «АС», «СА», чтение слов типа «санки». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы С. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
21 | 3 неделя февраля | Звуки З, Зь. Буква З. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков З, Зь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «З»-«Зь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой С. Упражнять в чтении слогов типа «АЗ», «ЗА», чтение слов типа «замок». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы З. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
22 | 4 неделя февраля | Звук Ц. Буква Ц. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда твердый) Закрепить умение определять позицию звука Ц в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой С. Упражнять в чтении слогов типа «АЦ», «ЦА». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Ц. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
23 | 1 неделя марта | Звуки Ш,Ж. Буквы Ш,Ж. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой(Ш)/звонкий (Ж), всегда твердый) Закрепить умение определять позицию звуков Ш, Ж в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить навык деления слов на слоги. Активизировать умение различать звуки Ш-Ж. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквами Ш, Ж. Упражнять в чтении слогов типа «АШ», «ША», «ЖА», практическое усвоение правила «ши-жи». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание букв Ш, Ж. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
24 | 2 неделя марта | Звуки Л, Ль. Буква Л. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Л, Ль в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Л»-«Ль». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Л. Упражнять в чтении слогов типа «АЛ», «ЛА», чтение слова типа «луна», «лужок» Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Л. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
25 | 3 неделя марта | Звук Й. Буква Й. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, всегда мягкий) Закрепить умение определять позицию звука Й в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Й. Упражнять в чтении слогов типа «АЙ». Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Й. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
26 | 4 неделя марта | Звуки Р, Рь. Буква Р. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков Р, Рь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Р»-«Рь». Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Р. Упражнять в чтении слогов типа «АР», «РА», чтение слова типа «рак», «рыбка» Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Р. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
27 | 1 неделя апреля | Звук Ч. Буква Ч. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда мягкий) Закрепить умение определять позицию звука Ч в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Ч. Упражнять в чтении слогов типа «АЧ», «ЧА». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Упражнять в чтении слов типа «чашка». Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Ч. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
28 | 2 неделя апреля | Звук Щ. Буква Щ. | Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда мягкий) Закрепить умение определять позицию звука Щ в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Щ. Упражнять в чтении слогов типа «АЩ», «ЩА». Упражнять в чтении слогов со стечением согласных. Упражнять в чтении слов типа «щука». Практическое усвоение правила «ча-ща». Работа со схемой предложения. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание буквы Щ. Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 2-3х слов. Графический диктант. | |||
29 | 3 неделя апреля | Буквы Е, Ё, Ю, Я. | Познакомить с буквами Я,Е,Ё,Ю. Упражнять в чтении слогов, слов. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Печатание букв Я, Ю, Е, Ё. Чтение слогов, слов. Чтение предложений из 2-3-4х слов. Графический диктант. | |||
30 | 4 неделя апреля, май. | Повторение пройденного материала: совершенствование навыка чтения слогов, слов, составления предложений с заданным словом, несколькими словами, графические и буквенные диктанты. |
| ||||
Заключение
При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей , как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У старших дошкольников обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
В связи с этим мной была проведена целенаправленная, планомерная работа по развитию грамматического строя речи с детьми дошкольного возраста.
Проведенный проект с сентября 2023 года по апрель 2024 года дал положительный результаты.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическая работа по формированию грамматического строя речи может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития старшего дошкольника, в результате которого ребенок получает
Своевременное умственное воспитание
+
речевое воспитание
+
правильное сочетание различных форм работы
=
успешное формирование грамматической стороны речи у детей
Этот проект был рассчитан на 1 год, но проанализировав - я пришла к выводу, что работа будет продолжена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gramma.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Проект
«Подготовка к обучению грамоте»
(Проект рассчитан на один год для работы с детьми старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
воспитатель
Прохорова Светлана Сергеевна
Введение
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка
Актуальность
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей , на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Цель проекта: Формирование грамматического строя речи старших дошкольников .
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературы по теме проекта.
2. Создать педагогические условия для реализации проекта.
3. Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников .
4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.
5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.
Основные направления в логопедической работе по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
1 понимание грамматических форм слов;
2 формирование процессов словоизменения и словообразования;
3 грамматическое оформление фразы.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (сентябрь)
2. Содержательный (октябрь – апрель)
3. Результативный (май)
Организационный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Анкетирование родителей | Воспитатель | сентябрь |
2. | Диагностика детей | Воспитатель | сентябрь |
3. | «Круглый стол» с участием родителей и детей | Воспитатель | сентябрь |
4. | Подбор методической литературы, дидактического материала и игр | Воспитатель | сентябрь |
5. | Составление перспективного планирования фронтальных НОД | Воспитатель | сентябрь |
Содержательный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Проведение фронтальных НОД, направленных на развитие грамматического строя речи | Воспитатель | Октябрь - апрель |
2. | Индивидуальная работа с детьми | Воспитатель | Октябрь - апрель |
3. | Совместная деятельность с детьми в режимных моментах | Воспитатель | Октябрь- апрель |
4. | Консультации для родителей. | Воспитатель | Октябрь- апрель |
5. | Открытые занятие | Воспитатель, дети | Декабрь апрель |
Результативный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Диагностика детей, анализ результативности | Воспитатель | май |
2. | Представление материалов проекта на итоговом педсовете | Воспитатель | май |
Участниками проекта являлись дети, воспитатель, воспитатели, родители.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Заключение
При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей , как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У старших дошкольников обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
В связи с этим мной была проведена целенаправленная, планомерная работа по развитию грамматического строя речи с детьми дошкольного возраста.
Проведенный проект с сентября 2023 года по апрель 2024 года дал положительный результаты.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическая работа по формированию грамматического строя речи может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития старшего дошкольника, в результате которого ребенок получает
Своевременное умственное воспитание
+
речевое воспитание
+
правильное сочетание различных форм работы
=
успешное формирование грамматической стороны речи у детей
Этот проект был рассчитан на 1 год, но проанализировав - я пришла к выводу, что работа будет продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Проект "Подготовка к обучению грамоте для детей старшей группы"
В проекте собран материал о работе в старшей группе по подготовке к обучению грамоте в течении года....
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Проект "«Подготовка к обучению грамоте в игровой деятельности»
Игровая деятельность в обучении грамоте...
Проект «Подготовка дошкольников к обучению письму в условиях ДОУ"
"Рука - это инструмент всех инструментов" АристотельПроект ориентирован ...
Проект "Подготовка детей к обучению в школе через различные виды детской деятельности"
Актуальность данного проекта была обусловлена необходимостью создания условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), испол...