Конспект "Морское путешествие"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_morskoe_puteshestvie_itog.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи с элементами грамоты «Морское путешествие»
Цель: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепить умение детей выполнять звуко - слоговой анализ слова;
• закреплять графо - моторные навыки у детей;
• активизировать речевую деятельность детей;
Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; зрительное и слуховое восприятие; память и мышление, воображение; мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
- навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг другу.
Здоровье-сберегательные:
- развивать речевое дыхание по средствам дыхательной гимнастики;
- обеспечить возможность сохранения здоровья по средствам использования: пальчиковой гимнастики, речи с движением, су – Джок мячей, ритмических упражнений и артикуляционной гимнастики.
Оборудование: для тропы следы; ёмкости с песком и палочки; магнитная доска; магниты; аудиозаписи “Звук корабельного колокольчика”, “Шум морского прибоя и крики чаек”, фонограмма для ритмической игры; конверт с листочками, на которых напечатаны буквы с пропущенными элементами; пособие «Звуковые ракушки с кристаллами»; плоскостное изображение трёх 1-, 2-,3-х палубных пароходов, картинки с животными; карточки для каждого с переставленными буквами; массажные мячики Су - Джок; сундук; книги; фломастеры и карандаши; атрибуты для дыхательной гимнастики «Аэробол»; деревянные палочки для отстукивания ритма.
Содержание ООД
I Организационный момент.
Логопед: (слайд 1). - Ребята, мы с Вами очень любим путешествовать! И сегодня я предлагаю нам совершить очередное и очень увлекательное морское путешествие. Во время путешествия мы будем выполнять различные задания, и если всё выполним, верно, то найдем клад. Как вы думаете, на чём можно отправиться в морское путешествие?
Дети: - На корабле, яхте, пароходе, лодке, катере и т. д.
Логопед: - Правильно, но мы отправимся путешествовать на корабле.
Чтобы подготовится к отплытию, необходимо пройти испытание на выносливость и смелость. Нужно пройти по узкому трапу. Не забывайте, что кругом вода, не намочите ноги.
Логопед: - Скажите, без чего мы не сможем отыскать сокровища? (слайд 2)
Дети: - Без карты.
Логопед: — Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”).
Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). Займите места на корабле! (арт.упр. «Часики»)
Основная часть.
1. Развитие мелкой моторики, психических процессов.
Логопед: (слайд 3) - Посмотрите, мы приплыли на первый остров, он «Необитаемый», а значит какой?
Дети: ветренный, скучный, одинокий, пустынный.
Логопед: верно, давайте оживим его. Как мы сможем это сделать?
Дети: - Нужно посадить растения, заселить животными и птицами этот остров.
Логопед: точно, и сделаем это необычным способом, рисуя на песке палочками. (напоминаю про правильное держание палочки в руке) Для начала подготовим наши ручки:
Вечерочком у реки,
Ловят рыбу рыбаки,
Ловят щуку и сома,
Ловят окуня, леща,
И конечно же ерша.
(Дети рисуют на песке) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
Логопед: - Назовите, кто теперь живёт на этом острове? (Дети называют)
Логопед: - Теперь у этого острова благодаря нам есть жители и растительность.
2. Образ буквы. (использование зеркала)
Логопед: - А вот и почта для жителей этого острова, но это письмо так долго пролежало, дожидаясь своего адресата, что элементы букв пострадали: выгорели на солнце или были размыты водой. Давайте с вами вспомним некоторые буквы, которые обозначают гласные звуки. *Логопед показывает губами форму, дети называют звук. (арт.упр. для губ на формообразование гласных звуков)
Молодцы, а теперь выберите букву на зеркале, допишите недостающие элемент и прочитайте эту букву. (Дети дописывают элементы)
Логопед: - Проверяем, правильно ли мы восстановили буквы (достаю из конверта лист с восстановленными буквами). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и теперь мы поплывем дальше. Поднимаем якорь и надуваем парус! (арт.упр. «Парусник»)
(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
3. Звуковой анализ слов
Логопед: (слайд 4) - Карта показывает, что нам нужно попасть ещё на один остров. Давайте отправимся на этот остров. Давайте дадим сигнал об отплытии нашего корабля…(арт.упр. «Параход»)
Посмотрите, здесь живут ракушки, не простые, а волшебные - звуковые. Они приготовили для нас задание. (Используем пособие «Звуковые ракушки»
Из кристаллов, которые спрятаны в ракушках, нужно составить звуковые схемы к названию морских обитателей, которые живут возле этого острова. Давайте вспомним: красный кристалл соответствует гласным звукам, синий - твёрдым согласным, зелёный - мягким.
Логопед: - Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием, плывем дальше. Поднимаем якорь. (арт.упр. «Качели»)
(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
4. Определение и характеристика первого звука в слове.
Логопед: (слайд 5) На карте остров Рыбаков, а это значит, что настало время порыбачить. Рыб и морских обитателей, возле берегов этого острова водится огромное количество. Каких рыб и морских обитателей вы знаете?
Дети: ответы детей
Логопед: Нужно закинуть опустить руку в море, нащупать морского обитателя. Назвать его определить первый звук в слове и дать характеристику звука.
Логопед: - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и теперь мы поплывем дальше. Поднимаем якорь! (арт.упр. «Фокус»)
(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
5. Речь с движениями/ (Ритмическая игра)
Логопед - Пока плывём, немного отдохнём. Выходим на красную палабу, встаём свободно, выполняем действия в соответствии со словами.
"Смелый капитан"
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали,
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал.
Логопед: отлично, а теперь пройдем на палубу синего цвета и поиграем в «Аэробол» (напоминаю инструкцию для игр. упр. «Парящий мячик»
Логопед: Отлично, продолжим наше путешествие. Занимаем свои места на корабле! (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”) (арт.упр. «Месим тесто»)
6. Слоговой состав
Логопед: (слайд 6) - Впереди по курсу пароходы. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются они друг от друга.
Дети: - У них разное количество палуб.
Логопед: - Правильно. Пароходы готовы к отплытию и ждут своих пассажиров – морских обитателей. И здесь необходима наша помощь. У животных проблема, их остров затопило волной, им нужно переплыть на другой остров. (слайд 7) Животных очень много, и они поплывут на 3 кораблях. На однопалубном пароходе поплывут животные, в названии которых один слог, на двухпалубном – животные, в названии которых– 2 слога, на трёхпалубном – животные, в названии которых– 3 слога.
(Показываю картинку, дети называют её, определяют количество слогов, называют соответствующий пароход)
Молодцы! Теперь животные благополучно доберутся до нового острова и обретут там свой новый дом.
А мы плывем дальше! (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек) (арт.упр. «Трубочка»)
7. «Ребусы» буквами и цифрами. Чтение слов.
Задание “из бутылки”.
Логопед: (слайд 8) - К корме нашего корабля подплыла бутылка.
В бутылке послание от пиратов, оно зашифровано
Логопед: (слайд 9) - А вот и сами пираты! Пираты отдадут нам сундук с кладом только в том случае, если мы выполним их задание. Возьмите карточки с заданием от пиратов. Будьте внимательны. Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами. (Пока дети пишут включить аудиозапись “Шум моря и крики чаек” и незаметно поставить сундук на синюю палубу).
Прочитайте слова, которые у вас получились.
Слова на карточках: волна, море, кит, чайка, пират, лодка, компас, флаг, рыба, мачта, капитан
III Итог занятия
Логопед: (слайд 10) - Пираты очень довольны и готовы отдать нам сундук с кладом, но я предлагаю прежде чем его открыть, вернуться обратно в детский сад! Занимайте места на синей палубе! (Предлагаю родителям помочь нам с возвращением, (муз.ритмическая игра с палочками»).
Логопед: (слайд 11) – Вот мы и вернулись Понравилось путешествовать по островам? Что было трудно, что легко, что понравилось, а что ни очень?
Дети: Дают ответы.
Логопед: Хорошо, а теперь давайте же скорее откроем наш сундук и посмотрим что внутри.
(Открываем его, находим клад: книги – из серии «Читаем сами»).
Логопед:- Читайте сами, читайте много, читайте вместе с родителями, потому что, настоящие сокровища – это наши знания. А знания мы черпаем из книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...