Конспект "Морское путешествие"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_morskoe_puteshestvie_itog.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи с элементами грамоты «Морское путешествие»

Цель: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• закрепить умение детей выполнять звуко - слоговой анализ слова;

•  закреплять графо - моторные навыки у детей;

• активизировать речевую деятельность детей;

Коррекционно-развивающие:

• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; зрительное и слуховое восприятие; память и мышление, воображение; мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;

  • навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг другу.

Здоровье-сберегательные:

  • развивать речевое дыхание по средствам дыхательной гимнастики;
  • обеспечить возможность сохранения здоровья по средствам использования: пальчиковой гимнастики, речи с  движением, су – Джок мячей, ритмических упражнений и артикуляционной гимнастики.

Оборудование: для тропы следы; ёмкости с песком и палочки; магнитная доска; магниты; аудиозаписи “Звук корабельного колокольчика”, “Шум морского прибоя и крики чаек”, фонограмма для ритмической игры; конверт с листочками, на которых напечатаны буквы с пропущенными элементами; пособие «Звуковые ракушки с кристаллами»; плоскостное изображение трёх 1-, 2-,3-х палубных пароходов, картинки с животными; карточки для каждого с переставленными буквами; массажные мячики Су - Джок; сундук; книги; фломастеры и карандаши; атрибуты для дыхательной гимнастики «Аэробол»; деревянные палочки для отстукивания ритма.

Содержание ООД 

I Организационный момент.

Логопед: (слайд 1). - Ребята, мы с Вами очень любим путешествовать! И сегодня я предлагаю нам совершить очередное и очень увлекательное морское путешествие. Во время путешествия мы будем выполнять различные задания, и если всё выполним, верно, то найдем клад. Как вы думаете, на чём можно отправиться в морское путешествие?

Дети: - На корабле, яхте, пароходе, лодке, катере и т. д.

Логопед: - Правильно, но мы отправимся путешествовать на корабле.

Чтобы подготовится к отплытию, необходимо пройти испытание на выносливость и смелость. Нужно пройти по узкому трапу. Не забывайте, что кругом вода, не намочите ноги. 

Логопед: - Скажите, без чего мы не сможем отыскать сокровища? (слайд 2)

Дети: - Без карты.

Логопед: — Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”).

Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). Займите места на корабле! (арт.упр. «Часики»)

Основная часть.

1. Развитие мелкой моторики, психических процессов.

Логопед(слайд 3) - Посмотрите, мы приплыли на первый остров, он «Необитаемый», а значит какой?

Дети: ветренный, скучный, одинокий, пустынный.

Логопед: верно, давайте оживим его. Как мы сможем это сделать?

Дети: - Нужно посадить растения, заселить животными и птицами этот остров.

Логопед: точно, и сделаем это необычным способом, рисуя на песке палочками. (напоминаю про правильное держание палочки в руке) Для начала подготовим наши ручки:

Вечерочком у реки,

Ловят рыбу рыбаки,

Ловят щуку и сома,

Ловят окуня, леща,

И конечно же ерша.

(Дети рисуют на песке) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).

Логопед: - Назовите, кто теперь живёт на этом острове? (Дети называют)

Логопед: - Теперь у этого острова благодаря нам есть жители и растительность.

2. Образ буквы. (использование зеркала)

Логопед: - А вот и почта для жителей этого острова, но это письмо так долго пролежало, дожидаясь своего адресата, что элементы букв пострадали: выгорели на солнце или были размыты водой. Давайте с вами вспомним некоторые буквы, которые обозначают гласные звуки. *Логопед показывает губами форму, дети называют звук. (арт.упр. для губ на формообразование гласных звуков)

Молодцы, а теперь выберите букву на зеркале, допишите недостающие элемент и прочитайте эту букву. (Дети дописывают элементы)

Логопед: - Проверяем, правильно ли мы восстановили буквы (достаю из конверта лист с восстановленными буквами). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и теперь мы поплывем дальше. Поднимаем якорь и надуваем парус! (арт.упр. «Парусник»)

(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).

3. Звуковой анализ слов

Логопед: (слайд 4) - Карта показывает, что нам нужно попасть ещё на один остров. Давайте отправимся на этот остров. Давайте дадим сигнал об отплытии нашего корабля…(арт.упр. «Параход»)

Посмотрите, здесь живут ракушки, не простые, а волшебные - звуковые. Они приготовили для нас задание. (Используем пособие «Звуковые ракушки»

Из кристаллов, которые спрятаны в ракушках, нужно составить звуковые схемы к названию морских обитателей, которые живут возле этого острова. Давайте вспомним: красный кристалл соответствует гласным звукам, синий - твёрдым согласным, зелёный - мягким.

Логопед: - Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием, плывем дальше. Поднимаем якорь. (арт.упр. «Качели»)

(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).

4. Определение и характеристика первого звука в слове.

Логопед(слайд 5) На карте остров Рыбаков, а это значит, что настало время порыбачить. Рыб и морских обитателей, возле берегов этого острова водится огромное количество. Каких рыб и морских обитателей  вы знаете?

Дети: ответы детей

Логопед: Нужно закинуть опустить руку в море, нащупать морского обитателя. Назвать его определить первый звук в слове и дать характеристику звука.

Логопед: - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и теперь мы поплывем дальше. Поднимаем якорь! (арт.упр. «Фокус»)

(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).

5. Речь с движениями/ (Ритмическая игра)

Логопед  - Пока плывём, немного отдохнём. Выходим на красную палабу, встаём свободно, выполняем действия в соответствии со словами.

"Смелый капитан"

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали,

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал.

Логопед: отлично, а теперь пройдем на палубу синего цвета и поиграем в «Аэробол» (напоминаю инструкцию для игр. упр. «Парящий мячик»

Логопед: Отлично, продолжим наше путешествие. Занимаем свои места на корабле! (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”) (арт.упр. «Месим тесто»)

6. Слоговой состав

Логопед(слайд 6) - Впереди по курсу пароходы. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются они друг от друга.

Дети: - У них разное количество палуб.

Логопед: - Правильно. Пароходы готовы к отплытию и ждут своих пассажиров – морских обитателей. И здесь необходима наша помощь. У животных проблема, их остров затопило волной, им нужно переплыть на другой остров. (слайд 7) Животных очень много, и они поплывут на 3 кораблях. На однопалубном пароходе поплывут животные, в названии которых один слог, на двухпалубном – животные, в названии которых– 2 слога, на трёхпалубном – животные, в названии которых– 3 слога.

(Показываю картинку, дети называют её, определяют количество слогов, называют соответствующий пароход)

Молодцы! Теперь животные благополучно доберутся до нового острова и обретут там свой новый дом.

А мы плывем дальше! (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек) (арт.упр. «Трубочка»)

7. «Ребусы» буквами и цифрами. Чтение слов.

Задание “из бутылки”.

Логопед: (слайд 8) - К корме нашего корабля подплыла бутылка.

В бутылке послание от пиратов, оно зашифровано

Логопед:  (слайд 9) - А вот и сами пираты! Пираты отдадут нам сундук с кладом только в том случае, если мы выполним их задание. Возьмите карточки с заданием от пиратов. Будьте внимательны. Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами. (Пока дети пишут включить аудиозапись “Шум моря и крики чаек” и  незаметно поставить сундук на синюю палубу).

Прочитайте слова, которые у вас получились.

Слова на карточках: волна, море, кит, чайка, пират, лодка, компас, флаг, рыба, мачта, капитан

III Итог занятия

Логопед: (слайд 10) - Пираты очень довольны и готовы отдать нам сундук с кладом, но я предлагаю прежде чем его открыть, вернуться обратно в детский сад! Занимайте места на синей палубе! (Предлагаю родителям помочь нам с возвращением, (муз.ритмическая игра с палочками»).

Логопед: (слайд 11) – Вот мы и вернулись Понравилось путешествовать по островам? Что было трудно, что легко, что понравилось, а что ни очень?

Дети: Дают ответы.

Логопед: Хорошо, а теперь давайте же скорее откроем наш сундук и посмотрим что внутри.

(Открываем его, находим клад: книги – из серии «Читаем сами»).

Логопед:- Читайте сами, читайте много, читайте вместе с родителями, потому что, настоящие сокровища – это наши знания. А знания мы черпаем из книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...