План - конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения принцессы».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Данный конспект поможет закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_doo.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения принцессы».
Воспитатель: Зотова Елена Александровна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
1.)Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи:
1.Формировать умение выделять последовательность звуков в словах, определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
2.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
3.Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные.
2.) Образовательная область «Речевое развитие».
Задачи:
1.Активизировать словарь, подбирая слова антонимы.
3.)Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
Задачи:
1.Формировать такие качества характера, как сочувствие, отзывчивость.
2.Развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения, выслушивать мнения других и спокойно отстаивать свое.
4.) Образовательная область «Физическое развитие».
Задачи:
1.Сохранение и укрепление здоровья детей.
2.Снижение эмоциональной нагрузки.
Методы и приемы:
- словесный: повторение, указания, пояснения, уточнения, словесное упражнение, вопросы, ответы;
-наглядный: показ рисунка, слайдов;
-практический: повторение пройденного материала, самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий у интерактивной доски.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, индивидуальные тетради с заданиями, цветные карандаши, ручки, конверт с заданиями, рисунок, игрушечная карета, кукла , сундучок, медальки шоколадные.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка « Поможем принцессе» |
Игровая | Игровая ситуация, игра с правилами |
Коммуникативная | Ситуативный разговор, вопросы, словесные игры |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации, решение головоломки |
Ход занятия.
Воспитатель: В одном королевстве жил король Наука. У него было много дочерей. Но самой умной, самой красивой и самой любимой была младшая дочка Принцесса Грамматика. И вот однажды, когда короля не было во дворце, принцессу Грамматику похитила королева Ошибка. Королева Ошибка поместила принцессу в пустующем замке и закрыла ворота на огромный замок.
Слайд №1 - окошко замка с плачущей принцессой.
Воспитатель: Что же нам делать? Как помочь принцессе? (Выслушивает ответы детей с предположениями, как помочь принцессе).
Слышится голос королевы Ошибки: Ребята, я королева Ошибка. Я не хочу показываться вам на глаза, потому что не хочу, чтобы вы меня знали. Ведь если вы меня будете знать, то никогда не будете делать ошибок, а это для меня очень грустно. Я вижу, что вы расстроены тем, что я похитила прекрасную принцессу Грамматику. Выход есть. Принцесса будет свободна, если вы выполните все те задания, которые я вам предложу. Конверт на столе у воспитателя.
Воспитатель: Дети, поможем принцессе Грамматике освободиться от плена? Тогда удобно и правильно рассаживаемся на своих местах и посмотрим, какие задания приготовила нам королева Ошибка.
Задание № 1. Ребята, королева Ошибка хочет знать, как хорошо вы знаете те буквы, которые мы с вами уже выучили, и предлагает нам головоломку «Буквы рассыпались» (Воспитатель раздает индивидуальные карточки).
Посмотрите на свои карточки - на них испорченные буквы, от них остались только кусочки. Какие, по – вашему, это буквы? Допишите их.
Кто первый выполнит задание, тот пойдет и допишет их на доске. Приступайте, но будьте внимательными, не торопитесь, это буквы, которые мы знаем.
(Дети сравнивают свои работы с работой ребенка у доски.)
Воспитатель: А теперь задание №2. Это игра «Кто внимательный»
Слайд № 2.
Ой, ребята, что же это такое? Очевидно, здесь тоже постаралась королева Ошибка и, конечно, нам все испортила. Поможем, ребята, разобраться в этой ситуации?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Давайте попробуем. Ребята, что обозначает зеленый цвет фишки?
Дети: Зеленый цвет обозначает мягкость согласного звука.
Воспитатель: Правильно. Так перед какими же буквами, обозначающими гласный звук, пишутся мягкие согласные буквы. Напишите в своих тетрадях. А у доски нам исправит Настя.
Ребенок: Мягкие согласные буквы пишутся перед буквами Я, Е, И, Ю, Е (делает запись на доске).
Воспитатель: Ребята, вы согласны с ответом Насти? Почему? Как вы думаете?
Дети высказывают свое согласие или несогласие.
Воспитатель: А теперь настал черед синий фишки. Что же обозначает синий цвет фишки?
Дети: Синий цвет фишки обозначает твердость согласного звука.
Воспитатель: Перед какими же гласными буквами пишутся твердые согласные буквы? Напишите в своих тетрадях. У доски нам исправит Никита.
Ребенок: Твердые согласные буквы пишутся перед буквами А, О, Ы, Э, У (делает запись на лоске).
Воспитатель: Вы согласны, ребята, с ответом Никиты? Почему? Как вы думаете?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Ребята, а что же у нас осталась незамеченной буква Й? Куда же мне ее поставить? Может поместить в ряд к тем буквам, которые обозначают мягкость предыдущей буквы? Или к тем, которые обозначают твердость предыдущей буквы?
Дети: Буква Й обозначает мягкий согласный звук.
Воспитатель: Правильно, буква Й обозначает мягкий согласный звук, поэтому мы его никуда не впишем, а просто зачеркнем.
Теперь нам можно поиграть в игру «Кто внимательный». Напоминаю правила игры: вы закроете глаза, а я в это время уберу или переставлю букву в записанных рядах.
Проводится игра «Кто внимательный»
Воспитатель: Вот и поиграли. Вы были внимательными и ни разу не ошиблись. Похвально! Королева Ошибка будет знать, что мы с вами помним, какие буквы обозначают мягкость и какие твердость согласных звуков.
Физкультминутка: Принцесса Грамматика
В замке рыдает,
Помощь ребят
Она ожидает.
Задач нерешенных
У нас не бывает,
Принцесса Грамматика
Об этом пусть знает.
Спешим мы на помощь
Всем сердцем спешим,
Отпор мы Ошибке
Всей группой дадим!
Мы ребята – молодцы!
Мы ребята – удальцы!
Очень трудную задачу
В миг все дружно мы решим
И, конечно, мы принцессу,
И, конечно, мы принцессу,
Из плена все освободим.
Дети рассаживаются по местам.
Воспитатель: Так, посмотрим, что же еще есть в конверте, что за задание? Вот оно! (достает рисунок). Это наше задание №3. Может быть, вы знаете, что это такое?
Дети: Это гайка.
Воспитатель: Правильно, это гайка. Мы с вами должны провести звуковой анализ слова ГАЙКА. Если мы не проведем звуковой анализ слова, то карета принцессы будет окончательно поломана, и она не сможет ею пользоваться.
Какие гласные есть в этом слове? («а», «а»)
Какой ударный звук? (первый звук «а»)
Какие твердые согласные звуки? («г», «к»)
Какой мягкий согласный звук? («й»)
Дети закрашивают схему слова в соответствующий каждому звуку цвет.
Воспитатель: А теперь посмотрим, какое же у нас четвертое задание. Это игра. Она называется «Скажи наоборот». Правила игры: Я буду говорить слово, а вы будете называть слово с противоположным значением и первый звук, с какого оно начинается. Я буду записывать, и у нас получится ключевое слово. Как только мы его прочитаем, королева Ошибка сразу же освободит принцессу Грамматику.
Слайд №3:
Слова: широкий - Узкий;
твердый - Мягкий;
старый - Новый;
скучный - Интересный;
длинный - Короткий;
натуральный - Искусственный.
Дети: Это слово - УМНИКИ!
Релаксация: Воспитатель завозит игрушечную карету с куклой принцессой (на карете стоит сундучок с шоколадными медальками) и обращает внимание детей на то, что принцесса улыбается: от слез не осталось и следа. Благодарит всех ребят за активное участие, за помощь, оказанную принцессе, и раздает медальки.
Литература.
Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной группе детского сада. Москва 2014.
Колесникова Е.В. Развитие звуко- буквенного анализа у детей 6-7 лет. Москва 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Буратино в цирке"
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе ...
План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"
План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...
План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".
Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...