План - конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения принцессы».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Зотова Елена Александровна

Данный конспект поможет закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_doo.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе  «Приключения принцессы».

Воспитатель: Зотова Елена Александровна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

1.)Образовательная область «Познавательное развитие».

              Задачи:

           1.Формировать умение выделять последовательность звуков в словах, определять их    позицию в слове (начало, середина, конец).

           2.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

            3.Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные.

2.) Образовательная область «Речевое развитие».

            Задачи:

           1.Активизировать словарь, подбирая слова антонимы.

3.)Образовательная область  «Социально  -  коммуникативное развитие».

            Задачи:

           1.Формировать такие качества характера, как сочувствие, отзывчивость.

            2.Развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения, выслушивать мнения других и спокойно отстаивать свое.

4.) Образовательная область «Физическое развитие».

            Задачи:

            1.Сохранение и  укрепление здоровья детей.

             2.Снижение эмоциональной нагрузки.

Методы и приемы:

- словесный: повторение, указания, пояснения,  уточнения, словесное упражнение, вопросы, ответы;

-наглядный: показ рисунка, слайдов;

-практический: повторение пройденного материала, самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий у интерактивной доски.

Материалы и оборудование: интерактивная доска,  индивидуальные тетради с заданиями, цветные карандаши, ручки, конверт с заданиями, рисунок, игрушечная карета, кукла , сундучок, медальки шоколадные.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка « Поможем принцессе»

Игровая

Игровая ситуация, игра с правилами

Коммуникативная

Ситуативный разговор, вопросы, словесные игры

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации, решение головоломки

 

Ход занятия.

Воспитатель: В одном королевстве жил король Наука. У него было много дочерей. Но самой умной, самой красивой и самой любимой была младшая дочка Принцесса Грамматика. И вот однажды, когда короля не было во дворце, принцессу Грамматику похитила королева Ошибка. Королева Ошибка поместила принцессу в пустующем замке и закрыла ворота на огромный замок.

 Слайд №1 - окошко замка с плачущей принцессой.    

Воспитатель: Что же нам делать? Как помочь принцессе?  (Выслушивает ответы детей  с предположениями, как помочь принцессе).

Слышится голос королевы Ошибки: Ребята, я королева Ошибка. Я не хочу показываться вам на глаза, потому что не хочу, чтобы вы меня знали. Ведь если вы меня будете знать, то никогда не будете делать ошибок, а это для меня очень грустно. Я вижу, что вы расстроены тем, что я похитила  прекрасную принцессу Грамматику. Выход есть. Принцесса будет свободна, если вы выполните все те задания, которые я вам предложу. Конверт на столе у воспитателя.

Воспитатель: Дети, поможем принцессе Грамматике освободиться от плена? Тогда  удобно и правильно рассаживаемся на своих местах и посмотрим, какие задания приготовила нам королева Ошибка.

Задание № 1. Ребята,  королева Ошибка хочет знать, как хорошо вы знаете те буквы, которые мы с вами уже выучили, и предлагает нам головоломку «Буквы рассыпались» (Воспитатель раздает индивидуальные карточки).

Посмотрите на свои карточки - на них испорченные буквы, от них остались только кусочки. Какие, по – вашему,  это буквы? Допишите их.

Кто первый выполнит задание, тот пойдет и допишет их на доске. Приступайте,  но будьте внимательными, не торопитесь, это буквы, которые мы знаем.    

  (Дети сравнивают свои работы с работой ребенка у доски.)

Воспитатель: А теперь задание №2. Это игра «Кто внимательный»

Слайд № 2.    

 Ой, ребята, что же это такое? Очевидно,  здесь тоже постаралась королева Ошибка и, конечно, нам все испортила. Поможем, ребята, разобраться в этой ситуации?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Давайте попробуем. Ребята, что обозначает зеленый цвет фишки?

Дети: Зеленый цвет обозначает мягкость согласного звука.

Воспитатель: Правильно. Так перед какими же буквами, обозначающими гласный звук, пишутся мягкие согласные буквы. Напишите в своих тетрадях. А у доски нам исправит Настя.

Ребенок: Мягкие согласные буквы пишутся перед буквами Я, Е, И, Ю, Е (делает запись на доске).  

Воспитатель: Ребята, вы согласны с ответом Насти? Почему? Как вы думаете?

Дети высказывают свое согласие или несогласие.

Воспитатель: А теперь настал черед синий фишки. Что же обозначает синий цвет фишки?

Дети: Синий цвет фишки обозначает твердость согласного звука.

Воспитатель: Перед какими же гласными буквами пишутся твердые согласные буквы? Напишите в своих тетрадях. У доски нам исправит Никита.

Ребенок: Твердые согласные буквы пишутся перед буквами А, О, Ы, Э, У (делает запись на лоске).

Воспитатель: Вы согласны, ребята, с ответом Никиты? Почему? Как вы думаете?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Ребята, а что же у нас осталась незамеченной буква Й? Куда же мне ее поставить? Может поместить в ряд к тем буквам, которые обозначают мягкость предыдущей буквы? Или к тем, которые обозначают твердость предыдущей буквы?

Дети: Буква Й обозначает мягкий согласный звук.

Воспитатель: Правильно, буква Й обозначает мягкий согласный звук, поэтому мы его  никуда не впишем, а просто  зачеркнем.

Теперь нам можно поиграть в игру «Кто внимательный». Напоминаю правила игры: вы закроете глаза, а я в это время уберу или переставлю букву в записанных  рядах.

Проводится игра «Кто внимательный»

Воспитатель: Вот и поиграли. Вы были внимательными и ни разу не ошиблись. Похвально! Королева Ошибка будет знать, что мы с вами помним, какие буквы обозначают мягкость и какие твердость согласных звуков.

Физкультминутка: Принцесса Грамматика

                                В замке рыдает,

                                 Помощь ребят

                                 Она ожидает.

                                  Задач нерешенных

                                  У нас не бывает,

                                  Принцесса Грамматика

                                  Об этом пусть знает.

                                 Спешим мы на помощь

                                  Всем сердцем спешим,

                                  Отпор мы Ошибке

                                  Всей группой дадим!

                                  Мы ребята – молодцы!

                                   Мы ребята – удальцы!

                                    Очень трудную задачу

                                    В миг все дружно мы решим

                                    И, конечно, мы принцессу,

                                     И, конечно, мы принцессу,

                                     Из плена все освободим.

Дети рассаживаются по местам.

Воспитатель:  Так, посмотрим, что же еще есть в конверте, что за задание? Вот оно! (достает рисунок). Это наше задание №3.  Может быть, вы знаете, что это такое?

Дети: Это гайка.

Воспитатель: Правильно, это гайка. Мы с вами должны провести звуковой анализ слова ГАЙКА. Если мы не проведем звуковой анализ слова, то карета принцессы будет окончательно поломана, и она не сможет ею пользоваться.

Какие гласные есть в этом слове?  («а», «а»)

Какой ударный звук?  (первый звук «а»)

Какие твердые согласные звуки?   («г», «к»)

Какой мягкий согласный звук?      («й»)

Дети закрашивают схему слова в соответствующий каждому звуку цвет.

Воспитатель: А теперь посмотрим, какое же у нас четвертое задание. Это игра. Она называется «Скажи наоборот». Правила игры: Я буду говорить слово, а вы будете называть слово с противоположным значением и первый звук, с какого оно начинается. Я буду записывать, и у нас получится ключевое слово. Как только мы его прочитаем, королева Ошибка сразу же освободит принцессу Грамматику.

Слайд №3:

Слова:  широкий  -  Узкий;

             твердый  - Мягкий;

             старый -    Новый;

             скучный  - Интересный;

             длинный  - Короткий;

              натуральный  -  Искусственный.

Дети:  Это слово  -   УМНИКИ!

Релаксация: Воспитатель завозит игрушечную карету с куклой принцессой (на карете стоит сундучок с шоколадными медальками) и обращает внимание детей на то, что принцесса улыбается: от слез не осталось и следа. Благодарит всех ребят за активное участие, за помощь, оказанную принцессе, и  раздает медальки.  

Литература.

Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной группе детского сада. Москва 2014.  

Колесникова Е.В.  Развитие  звуко- буквенного анализа у детей 6-7 лет. Москва 2014.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Буратино в цирке"

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в  подготовительной группе ...

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...