Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте. | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Направления работы: | Игры и упражнения: |
Развитие речевого дыхания (главное условие развития речевого дыхания – вдох через нос, выдох через губы) | «Дуем на осенние листочки», «Дуем на снежинки», «Надуваем мыльные пузыри» и т.д. |
Развитие слухового внимания | «Угадай, чей голосок», «Откуда звенит колокольчик?», «Что звучит?» и другие |
Развитие фонематического слуха | «Хлопните, если услышите звук [с]» (или любой другой звук) (педагог называет цепочку звуков, цепочку слогов, слова); «Найдите картинки, в названии которых есть звук …», «Придумайте слово на звук…» |
Формирование понятия «Звуки окружающего мира» Педагог говорит о том, что нас постоянно окружает множество звуков, которые издают предметы и животные. | «За ширмой» (звучание различных предметов за ширмой, а дети угадывают), так же нужно сказать, что животные тоже издают разные звуки…какие? «Послушаем звуки» (Педагог предлагает детям посидеть молча, тихо и послушать звуки, которые нас окружают. Затем дети говорят о том, какие звуки они услышали). |
Формирование понятия «Звук речи» Педагог говорит о том, что не только предметы и животные издают звуки, но и человек тоже. Формирование понятий «гласный», «согласный твёрдый», «согласный мягкий».
| «Произнесём звуки речи» : а, о, у, и, п, б, д, т, и др.. Человек призносит звуки речи, из которых составляются слова. «Гласные звуки» мы можем долго петь, тянуть и когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно выходит изо рта, не встречая преграды. Обозначаем гласный звук красным кружочком. «Согласный звук» Когда произносим согласные звуки речи, воздух встречает преграду (язык, зубы). Воздух не может свободно выйти изо рта. «Согласный мягкий звук» обозначаем зелёным кружочком. «Согласный твёрдый звук» - синим кружочком. |
Формирование понятия «слово» | Пример игры: Перед вами игрушки. Давайте назовём: «петушок», «кукла», «мяч». Каждый предмет имеет своё название. Каждый предмет называем своим словом. Закрепляем понятие «слово»: игра в мяч: «Назовите, каких домашних животных вы знаете» (собака, кошка, корова, кролик и т.д.) Вы назвали много домашних животных, вы ПРОИЗНЕСЛИ СЛОВА. |
Формирование понятия «Предложение». | Пример: Про каждый предмет вокруг нас мы можем что-то сказать, рассказать… Например: - Что можно сказать про белку? (Белка грызёт орешки) Игра «Живые слова»: Оля будет словом – БЕЛКА, Таня – словом ГРЫЗЁТ, Маша – словом – ОРЕШКИ. Оля скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Маше. – Что мы узнали о белке? (Белка грызёт орешки). Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит мы сказали ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Я скажу: грызть, орехи, белка – это просто слова. Их нельзя назвать предложением. Составьте из них предложение: Белка грызёт орешки). Мы с вами составили «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». |
Формирование умения определять позицию звука в слове | Игра «Домики с окошками» (3 окошка в каждом домике) Если нужный звук находится в начале слова, то кладём фишку в первое окошко, если в середине слова, то во второе окошко, если в конце слова – в последнее окошко. Игра: «Цепочка слов»: Педагог говорит первое слово, на какой звук слово заканчивается, на тот звук придумывает слово следующий человек и так далее. Слова можно заменить картинками. |
Деление слова на слоги | Базовый приём – «прохлопать» слово. Сколько хлопков, столько и слогов. Пособие «паровозик» (в первый вагон помещаем картинки, в названии которых 1 слог, во второй вагон – в названии которых 2 слога, в 3 – в названии которых 3 слога. Можно добавить и 4 вагон. |
Ударение | Приём для выделения ударного слога (звука) – «Позови слово»: каПУста, соБАка – какой слог (звук) произносим громче, длительнее тот и ударный. |
Формирование звукового анализа и синтеза: | Произносим каждый звук в слове по-порядку,выделяя голосом нужный звук речи («КОТ» - сначала выделяем звук К, даём ему характеристику, обозначаем кружочком, кладём в первый квадрат, затем выделяем второй звук О , даём характеристику и обозначаем кружочком, выделяем третий звук Т, даём характеристику, обозначаем кружочком. Спрашиваем: «Сколько звуков в слове?», Какой первый звук, второй, третий?) |
Чтение слогов | Начинаем со слогов (гласный плюс согласный): АМ, ОМ, УМ. Первый звук тянем, второй звук кратко произносим. Позже мы начинаем читать слоги (согласный плюс гласный). В помощь обучению чтению можно использовать пособие Надежды Жуковой «Букварь». При ознакомлении с буквами, обязательно проговариваем правило – «Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы – видим и пишем». |
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...
Игры и упражнения по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения с использованием различных дидактических пособий на занятиях по обучению грамоте....
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...