Знакомство с буквой и звуком "Д"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему:
«Знакомство с буквой и звуком «Д»
Составила:
Учитель - логопед 1 квалификационной категории
Тулякова Ю.А.
Богородск,2024
Тема: «Звук Д, буква Д»
Цель: Познакомить детей со звуком Д, буквой Д.
Задачи:
-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.
-Развивать фонематический и речевой слух.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
-Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов.
-Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях.
-Упражнять в составлении слов из букв разрезной азбуки.
-Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.
- Развивать коммуникативные качества
-Воспитывать интерес к чтению, родному языку.
Материалы: слоговая таблица, карточки со слогами, карточка с буквой Д большого размера, загадки, скороговорка, разрезные азбуки на каждого ребёнка, карточки с картинками.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, скороговорки.
Ход занятия:
1часть. Вводная.
Ребята, отгадайте загадку:
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это…(дом)
Молодцы! А давайте мы с вами построим свой дом.
Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук соприкасаются, локти
разведены, — «крыша».)
Ну, а к дому путь закрыт.
( Обе руки повернуты ладонями
к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — «ворота».)
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно
друг другу.)
В этот домик приглашаем.
(«Крыша»).
Какой дом мы с вами построили! Ребята, скажите, какой первый звук в слове дом вы слышите? (Д)
2часть. Основная.
1)Характеристика звука Д.
Мы сегодня познакомимся со звуком Д и буквой Д.
Послушайте, как я произношу этот звук и скажите, какой это звук - гласный или согласный? (согласный).Почему?
-Звонкий или глухой? (звонкий)
Давайте представим, что мы забиваем гвоздь в стену молотком. Молоток звучит громко и звонко д-д-д (дети имитируя забивание гвоздя, бьют кулачком о кулачок). Что делает кончик языка, когда мы говорим д-д-д ?
( стучит в бугорки за верхними зубами)
2) Ребята, хотите поиграть?
Дети встают в круг.
Наша игра называется «Дятел». Кто будет- «дятлом»?
«Дятел» стоит в кругу, а мы с вами хором произносим скороговорку про дятла:
Дятел дерево долбит,
День- деньской кору дробит.
Дятел лечит старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
( следить, чтобы дети произносили скороговорку спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)
Когда мы расскажем скороговорку, наш «дятел», показывает, как он лечит дерево и произносит «д-д-д».
Игру повторить 2 раза.
Какой звук в этой скороговорке произносится чаще всего? (Д)
Какие слова со звуком Д вы знаете? Назовите их.
Показать детям картинки и предложить определить, есть ли в изображённом предмете звук Д ( картинки: Яблоко, Дерево, Ёжик, Верблюд, Подушка).
Определите, где находится звук Д в этих словах - в начале, середине или в конце слова.
Садитесь, ребята.
3)Анализ буквы Д.
Посмотрите внимательно на буквенное изображение звука Д. Это буква Д.
На что похожа буква Д?
Дети рассматривают букву и выявляют её сходство с домиком, выделяют элементы буквы. Давайте, пропишем букву Д в воздухе.
4) Сейчас мы будем читать слоги и договаривать их до целого слова.
Слоги ДА, ДО, ДУ, ДИ.
5)А теперь мы почитаем по слоговой таблице слоги и слова. (слоги СА, ДАР, ДО, ПО, МУШ, ДИ, ДО, МИ, КИ. Слова САДИКИ, ДОМИКИ, ПОДАРКИ, КОРМУШКИ, САМИ, КИСА)
Посмотрите внимательно, какие слова спрятались в слове КОРМУШКА? (корм и мушка)
7) Физкультминутка.
Раз-два, раз-два.
Я колю, колю дрова.
Я колю на чурочки
Для маленькой печурочки.
(Имитирующие движения).
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
(соответствующие движения)
8) Индивидуальная работа по разрезным азбукам за столами.
Послушайте задание: отгадайте загадки и составьте отгадки из букв:
Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес и исчез.
(Дым)
Тянется, как нитка, а в клубок не смотаешь.
(Дорога).
3.Заключительная часть
Итог: ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?
Что вам сегодня понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось играть с вами. Вы все молодцы. Мы сегодня отгадывали загадку про дом и строили дом из пальчиков. Давайте, когда вы отдохнёте, мы построим дом
из мягких модулей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквами. Гласные буквы.
Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать" Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...
Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы
В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....
Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятия «Знакомство с буквами У и буквой Ю»
Знакомство детей с буквами -У и Ю...
План образовательной деятельности по обучению грамоте в разновозрастной группе (5-7лет) «Знакомство с письменностью», «Знакомство с буквой – «А»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23459303","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конструкт НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет. «Знакомство с буквой "ь" и буквой "ъ"»
Возрастная группа: дети седьмого года жизниФорма работы с детьми: коммуникативнаяФорма организации: групповая/подгрупповая...