Знакомство с буквой и звуком "Д"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тулякова Юлия Александровна

Знакомство с буквой и звуком "Д"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 9"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему:

«Знакомство с буквой и звуком «Д»

Составила:

Учитель - логопед 1 квалификационной категории

 Тулякова Ю.А.

Богородск,2024

Тема: «Звук Д, буква Д»

Цель: Познакомить детей со звуком Д, буквой Д.

Задачи:

-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.

-Развивать фонематический  и речевой слух.

- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.

-Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов.

-Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях.

-Упражнять в составлении слов из букв разрезной азбуки.

-Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

- Развивать коммуникативные качества

-Воспитывать интерес к чтению, родному языку.

Материалы: слоговая таблица, карточки со слогами, карточка с буквой Д большого размера, загадки, скороговорка, разрезные азбуки на каждого ребёнка, карточки с картинками.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, скороговорки.

                                           

                                          Ход занятия:

1часть. Вводная.

Ребята, отгадайте загадку:

Очень много окон в нем.

Мы живем в нем. Это…(дом)

Молодцы! А давайте мы с вами построим свой дом.

Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит,

 (Пальцы обеих рук соприкасаются, локти
разведены, — «крыша».)
Ну, а к дому путь закрыт.

( Обе руки повернуты ладонями
к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — «ворота».)
Мы ворота открываем,

 (Ладони разворачиваются параллельно
друг другу.)
В этот домик приглашаем.

(«Крыша»).

Какой дом мы с вами построили!  Ребята, скажите, какой первый звук в слове дом вы слышите? (Д)

2часть. Основная.

1)Характеристика звука Д.

Мы сегодня познакомимся со звуком Д и буквой Д.

Послушайте, как я произношу этот звук и скажите, какой это звук - гласный или согласный? (согласный).Почему?

-Звонкий или глухой? (звонкий)

Давайте представим, что мы забиваем гвоздь в стену молотком. Молоток звучит громко и звонко д-д-д (дети имитируя забивание гвоздя, бьют кулачком о кулачок). Что делает кончик языка, когда мы говорим д-д-д ?

( стучит в бугорки за верхними зубами)

2) Ребята, хотите поиграть?

Дети встают в круг.

Наша игра называется «Дятел». Кто будет- «дятлом»?

«Дятел» стоит в кругу, а мы с вами хором произносим скороговорку про дятла:

Дятел дерево долбит,

День- деньской кору дробит.

Дятел лечит старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

( следить, чтобы дети произносили скороговорку спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)

Когда мы расскажем скороговорку, наш «дятел», показывает, как он лечит дерево и произносит «д-д-д».

Игру повторить 2 раза.

Какой звук в этой скороговорке произносится чаще всего? (Д)

Какие слова со звуком Д вы знаете? Назовите их.

Показать детям картинки и предложить определить, есть ли в изображённом предмете звук Д ( картинки: Яблоко,  Дерево,  Ёжик, Верблюд,  Подушка).

Определите, где находится звук Д в этих словах - в начале, середине или в конце слова.

Садитесь, ребята.

3)Анализ буквы Д.

Посмотрите внимательно на буквенное изображение звука Д. Это буква Д.

На что похожа буква Д?

Дети рассматривают букву и выявляют её сходство с домиком, выделяют элементы буквы. Давайте, пропишем букву Д в воздухе.

4) Сейчас мы будем читать слоги и договаривать их до целого слова.

Слоги ДА, ДО, ДУ, ДИ.

5)А теперь мы почитаем по слоговой таблице слоги  и слова. (слоги СА, ДАР, ДО, ПО, МУШ, ДИ, ДО, МИ, КИ. Слова САДИКИ, ДОМИКИ, ПОДАРКИ, КОРМУШКИ, САМИ, КИСА)

Посмотрите внимательно, какие слова спрятались в слове КОРМУШКА? (корм и мушка)

7) Физкультминутка.

Раз-два, раз-два.

Я колю, колю дрова.

Я колю на чурочки

Для маленькой печурочки.

(Имитирующие движения).

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

(соответствующие движения)

8) Индивидуальная работа по разрезным азбукам за столами.

Послушайте задание: отгадайте  загадки и составьте отгадки из букв:

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес и исчез.

(Дым)

 Тянется, как нитка, а в клубок не смотаешь.

(Дорога).

3.Заключительная часть

Итог: ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

Что вам сегодня понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось играть с вами. Вы все молодцы. Мы сегодня отгадывали загадку про дом и строили дом из пальчиков. Давайте, когда вы отдохнёте, мы построим дом

из мягких модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конструкт НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет. «Знакомство с буквой "ь" и буквой "ъ"»

Возрастная группа: дети седьмого года жизниФорма работы с детьми: коммуникативнаяФорма организации: групповая/подгрупповая...