Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Султонова Муяссар Гайратовна

Ц е л ь: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

 

Задачи:

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов.

Развивающие задачи:  Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей группе

Ц е л ь: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи:

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов.

Развивающие задачи:  Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Оборудование: таблицы с рисунками уток, карточки с трехзвуковыми схемами у каждого ребенка, фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.

Демонстрационный материал: игрушка медведь, картина-схема слова мак, синие и красные фишки, мяч, указка.

Ход занятия:

1. Организационный момент

I. Организационный момент

 (Дети заходят в группу из приемной, встают в круг).

- Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг …

Давайте настроимся на занятие:

Вдох носом, выдох ртом. Мы спокойны.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

Повторяем обязательно все, что учили на занятиях.

Сегодня у нас девиз -«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу, думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

- Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но, чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

- Ребята, Мишутка пришел к нам в гости и приглашает нас

в путешествие по волшебной стране звуков. Мишутка приготовил для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все задания.

- Ребята, хотите отправиться в волшебную страну звуков? (Да)

- Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)

-Покружитесь, покружитесь в волшебной стране окажитесь.

— Вот мы и в волшебной стране.

- Задание 1: Мишутка дает вам первое задание: Нужно вспомнить, что такое звуки? (Мы слышим и говорим их).

- Вика прочитай нам стих про звуки:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Скажите, все звуки одинаковые?

- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных звуков? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно петь. Согласный звук не тянется, потому что воздух встречает преграду.)  

-Саша, какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (Красными)

- Милана, прочитай стих про гласные и согласные звуки:

Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Какие есть согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие,)

- София, какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синими)

- Назовите твердые согласные звуки.

- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными)

- Назовите мягкие согласные звуки.

- Молодцы, ребята. Правильно рассказали про звуки и выполнили первое задание Совушки.

Второе задание: Игра: «Назови гласный звук» (игра с мячом)

Я говорю: Маша скажи гласный – и Маша называет любой гласный звук, но не повторяться, передавая мяч.

Игра: Назови согласный звук.

Теперь наоборот ребята, назовите согласный, так же передавая мяч.

- Ребята, выберите себе пару и присаживайтесь на места.

Задание 3. Звуковой анализ слова мак.

- Ребята, какой цветок изображён на картинке. (Мак)

- Как вы думаете, что обозначают эти клеточки? — (Звуки).

- Нарисовано три клеточки, потому что в слове МАК три звука.

(Показываю, как нужно читать слово мак: медленно произносим слово и одновременно ведем указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза. Предлагаю детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово мак в соответствии с движением указки под схемой. Внимательно наблюдаю, помогаю тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.)

- Скажите, какой первый звук в слове? (м).

- Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).

- Какой фишкой обозначим звук М? (синей).

- В какую клеточку надо поставить эту фишку? (В первую. Это первый звук в слове.) Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.

(Воспитатель ставит фишку в первую клеточку схемы и говорит детям, что у них в тарелочках также лежат синие и красные   фишки. Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на схемах.)

- Послушайте второй звук в слове МАК. (Воспитатель ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).

- Назовите второй звук в слове МАК (а).

- Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).

Какой фишкой мы обозначим звук А? (красным).

- Скажите, в какую клеточку поставим красную фишку? (Во вторую. Это второй звук в слове.)

 - Назовите третий звук в слове МАК (К).

- Скажите, какой он гласный или согласный? (согласный, звонкий, твердый).

Какой фишкой мы обозначим звук К? (синим).

(Воспитатель ставит большую фишку в схему на картине).

- Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.

Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.

 - Давайте еще раз прочитаем слово МАК (с синхронным движением указки под схемой. Образец чтения дает воспитатель).

- А теперь, давайте немного отдохнем:

Физминутка:

Маленький для маленьких (Показывают высоту от пола)

Мак поднялся аленький (Поднимаются на носочках)

Аленький поднялся (Руки подняты высоко вверх)

Таким и остался (Застыть в последней позе)

Огляделся, присмотрелся, (Крутят головой)

На солнышке согрелся. (Гладят плечи).

 

Или:

Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)

Следующее задание 4: Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «м» (мак, масло, комар, дом, сумка, дым),

- затем со звуком «м'»: (мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место).

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну звуков. Молодцы!  Все старались!

А вот и сюрприз, о котором говорил Мишутка.

- Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились, и Мишутка за ваши старания вам принес вот такие раскраски со своим изображением.

Большое вам спасибо.

 -Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Итог занятия:

Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? С каким звуком мы сегодня познакомились? М

Понравилось ли вам в стране звуков? Какие задания вам понравились больше? - Какое задание показалось трудным?

 Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями Мишутки. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...

Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком...

конспект занятия по обучению грамоте старшая группа

Программное содержание:• развивать умение образовывать существительные с умень­шительными, ласкательными суффиксами;• упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;&bul...

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием ИКТ "Маша в поисках Миши"

Задачи:   Образовательные: Закрепить умение детей  выделять звуки, делать звуковой анализ слов.Закрепить знание гласных и согласных звуков.Развивающие:Развивать интонационную выразитель...