Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Ц е л ь: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.
Задачи:
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов.
Развивающие задачи: Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей группе
Ц е л ь: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.
Задачи:
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов.
Развивающие задачи: Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование: таблицы с рисунками уток, карточки с трехзвуковыми схемами у каждого ребенка, фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.
Демонстрационный материал: игрушка медведь, картина-схема слова мак, синие и красные фишки, мяч, указка.
Ход занятия:
1. Организационный момент
I. Организационный момент
(Дети заходят в группу из приемной, встают в круг).
- Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг …
Давайте настроимся на занятие:
Вдох носом, выдох ртом. Мы спокойны.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
Повторяем обязательно все, что учили на занятиях.
Сегодня у нас девиз -«Не просто слушаю, а слышу
Не просто смотрю, а вижу, думаю и отвечаю-
Все вокруг замечаю».
- Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но, чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
- Ребята, Мишутка пришел к нам в гости и приглашает нас
в путешествие по волшебной стране звуков. Мишутка приготовил для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все задания.
- Ребята, хотите отправиться в волшебную страну звуков? (Да)
- Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)
-Покружитесь, покружитесь в волшебной стране окажитесь.
— Вот мы и в волшебной стране.
- Задание 1: Мишутка дает вам первое задание: Нужно вспомнить, что такое звуки? (Мы слышим и говорим их).
- Вика прочитай нам стих про звуки:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- Скажите, все звуки одинаковые?
- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных звуков? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно петь. Согласный звук не тянется, потому что воздух встречает преграду.)
-Саша, какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (Красными)
- Милана, прочитай стих про гласные и согласные звуки:
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Какие есть согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие,)
- София, какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синими)
- Назовите твердые согласные звуки.
- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными)
- Назовите мягкие согласные звуки.
- Молодцы, ребята. Правильно рассказали про звуки и выполнили первое задание Совушки.
Второе задание: Игра: «Назови гласный звук» (игра с мячом)
Я говорю: Маша скажи гласный – и Маша называет любой гласный звук, но не повторяться, передавая мяч.
Игра: Назови согласный звук.
Теперь наоборот ребята, назовите согласный, так же передавая мяч.
- Ребята, выберите себе пару и присаживайтесь на места.
Задание 3. Звуковой анализ слова мак.
- Ребята, какой цветок изображён на картинке. (Мак)
- Как вы думаете, что обозначают эти клеточки? — (Звуки).
- Нарисовано три клеточки, потому что в слове МАК три звука.
(Показываю, как нужно читать слово мак: медленно произносим слово и одновременно ведем указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза. Предлагаю детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово мак в соответствии с движением указки под схемой. Внимательно наблюдаю, помогаю тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.)
- Скажите, какой первый звук в слове? (м).
- Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).
- Какой фишкой обозначим звук М? (синей).
- В какую клеточку надо поставить эту фишку? (В первую. Это первый звук в слове.) Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.
(Воспитатель ставит фишку в первую клеточку схемы и говорит детям, что у них в тарелочках также лежат синие и красные фишки. Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на схемах.)
- Послушайте второй звук в слове МАК. (Воспитатель ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).
- Назовите второй звук в слове МАК (а).
- Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).
Какой фишкой мы обозначим звук А? (красным).
- Скажите, в какую клеточку поставим красную фишку? (Во вторую. Это второй звук в слове.)
- Назовите третий звук в слове МАК (К).
- Скажите, какой он гласный или согласный? (согласный, звонкий, твердый).
Какой фишкой мы обозначим звук К? (синим).
(Воспитатель ставит большую фишку в схему на картине).
- Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.
Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.
- Давайте еще раз прочитаем слово МАК (с синхронным движением указки под схемой. Образец чтения дает воспитатель).
- А теперь, давайте немного отдохнем:
Физминутка:
Маленький для маленьких (Показывают высоту от пола)
Мак поднялся аленький (Поднимаются на носочках)
Аленький поднялся (Руки подняты высоко вверх)
Таким и остался (Застыть в последней позе)
Огляделся, присмотрелся, (Крутят головой)
На солнышке согрелся. (Гладят плечи).
Или:
Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)
Следующее задание 4: Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «м» (мак, масло, комар, дом, сумка, дым),
- затем со звуком «м'»: (мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место).
Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну звуков. Молодцы! Все старались!
А вот и сюрприз, о котором говорил Мишутка.
- Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились, и Мишутка за ваши старания вам принес вот такие раскраски со своим изображением.
Большое вам спасибо.
-Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Итог занятия:
Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? С каким звуком мы сегодня познакомились? М
Понравилось ли вам в стране звуков? Какие задания вам понравились больше? - Какое задание показалось трудным?
Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями Мишутки. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)
Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...
Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)
Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком...
конспект занятия по обучению грамоте старшая группа
Программное содержание:• развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;• упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;&bul...
Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием ИКТ "Маша в поисках Миши"
Задачи: Образовательные: Закрепить умение детей выделять звуки, делать звуковой анализ слов.Закрепить знание гласных и согласных звуков.Развивающие:Развивать интонационную выразитель...