Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Ц е л ь: закрепление пройденного материала, формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.
Задачи:
Образовательные: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги, умение называть слова на заданный звук.
Развивающие: закрепить умение составлять слово по живой модели. Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
в старшей группе «Путешествие в лесную школу»
Ц е л ь: закрепление пройденного материала, формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.
Задачи:
Образовательные: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги, умение называть слова на заданный звук.
Развивающие: закрепить умение составлять слово по живой модели. Развивать навыки чистого произношения всех звуков родного языка. Развивать у детей внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование: таблицы с рисунками уток, карточки с трех и четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка, фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.
Ход занятия
I. Организационный момент
(Дети заходят в группу из приемной, встают в круг).
- Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг …
Давайте настроимся на занятие:
Вдох носом, выдох ртом. Мы спокойны.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
Повторяем обязательно все, что учили на занятиях.
Сегодня у нас девиз -«Не просто слушаю, а слышу
Не просто смотрю, а вижу, думаю и отвечаю-
Все вокруг замечаю».
1-й этап. Введение в ситуацию.
- Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? (Ответы детей). Давайте же его откроем и всё узнаем:
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы. Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки, и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания».
- Ребята, хотите побывать в лесной школе?
- Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)
-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.
- Вот мы и в школе.
(Воспитатель звенит в колокольчик:
-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».
2-й этап. Актуализация.
Тетушка Сова дает вам первое задание: Нужно вспомнить, что такое буквы? (мы видим и пишем их). А что такое звуки? (Мы слышим и говорим их).
- Вика прочитай нам стих про звуки:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- Скажите, все звуки одинаковые?
- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные).
-Чем отличаются гласные от согласных звуков? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно петь. Согласный звук не тянется, потому что воздух встречает преграду.)
-Саша, какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (Красными)
- Какие есть согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные)
- София, какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синими).
- Аня, какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными)
- Эмма, прочитай стих про гласные и согласные звуки:
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Молодцы, ребята. Правильно рассказали про звуки и выполнили первое задание Совушки.
Второе задание: Игра: «Назови гласный или согласный звук» (игра с мячом)
Я кидаю мяч и прошу назвать гласный или согласный звук, вы называете и обратно мне бросаете мяч. Будьте внимательны - не повторяйтесь.
-Назовите твердые согласные звуки.
- Назовите мягкие согласные звуки.
- Назовите гласный звук.
3-й этап. Звуковой анализ слова
Ребята, выберите себе пару и присаживайтесь на свободные места. Показывает изображение утки (Картинка УТКА).
Сейчас третье задание от тетушки Совы – Надо определить в слове «утка» все звуки.
- Саша, кто изображен на картинке? Правильно УТКА. Ответь предложением. (На картине – утка)
София, сколько окошечек нарисовано под картиной? (четыре) Ответь предложением. (Нарисовано четыре окошечка).
Значит сколько звуков в слове «утка»? (четыре) Закройте глаза и еще раз услышим это слово. У-Т-К-А.
Звуковой разбор слова «утка» Игра «Живые звуки»
А теперь давайте поиграем с этим словом в игру «Живые звуки»: кто правильно ответит, тот берет фишку и вешает себе.
- Назовите первый звук в слове Утка. У Кто знает – поднимает руку.
- а какой он гласный или согласный?
- Какого цвета ты возьмёшь фишку? (Звук У – гласный, беру фишку красного цвета).
- Назовите второй звук в слове уТка.
- а какой он гласный или согласный?
- Какого цвета ты возьмёшь фишку? (звук «Т», это согласный звук, обозначаем фишкой синего цвета).
- Назовите третий звук в слове утКа,
- какой он гласный или согласный?
- Какого цвета ты возьмёшь фишку? (звук «К», это согласный звук, обозначаем фишкой синего цвета).
- И назовите четвертый звук в слове уткА,
- какой он гласный или согласный?
- Какого цвета ты возьмёшь фишку? (звук «А», это гласный звук, обозначаем фишкой красного цвета).
Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас так, чтобы у вас получилось слово УТКА (действия детей).
-А теперь скажите, сколько в этом слове гласных звуков, где они находятся? (в слове «утка» 2 гласных звука, первый гласный звук «У», находится в начале слова, второй гласный звук «А», находится в конце слова). А согласных сколько? Какие они твердые или мягкие? (твердые, синего цвета).
Игра в слово «утка».
- Подойдите ко мне ребята, у которых гласные звуки (подзываю к себе детей по гласным и согласным звукам слова).
- а теперь поставьте фишки на схему под картиной где они должны стоять (предлагаю детям поставить фишки - звуки на схему слова УТКА по номерам звуков по порядку).
- Сколько слогов в этом слове? Как мы определяем сколько слогов в слове? (по количеству гласных звуков). Давайте назовем первый слог УТ, и второй слог КА. Прохлопайте мне слоги. Молодцы, ребята, и с третьим заданием вы справились, правильно разобрали слово УТКА.
А теперь немного отдохнем!
Физминутка.
В лесу темно, все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят.
Одна сова не спит, летит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова, большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, головой вертит.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
4-й этап. (Работа за столами)
Ребята, одна – утка. А 2,3,4 - как мы говорим? УТКИ. Что изменится в схеме (фишках). Кто догадался как исправить наше слово?
- Подумайте, как из слова «утка» сделать слово «утки» (читает слово по модели, пользуясь указкой).
- Четвертое задание тетушки Совы вы выполняете самостоятельно.
Я вам раздаю карточки со схемами, а вы выкладываете правильно фишки. (Детям с уровнем ниже среднего раздаю картинки со схемами УТКА, а остальным картинки со схемами УТКИ. Они самостоятельно составляют звуковой анализ слова). А теперь проверьте друг у друга правильно ли вы сделали?
Молодцы ребята, а сейчас давайте выйдем из-за стола и встанем опять в круг.
5-й этап. Дидактическое упражнение «Назови слова на заданный звук»
Пятое задание тетушки Совы: Ребята, назовите слова где есть звук К.
-Вот и закончился урок грамоты в лесной школе. Молодцы! Все старались!
А вот и сюрприз, о котором говорила тетушка Сова.
(Открываю папку и читаю):
«Выполнили все мои задания.
Проявили вы терпение, старание.
Вот подарок получайте мой, друзья,
С вами скоро вновь встречусь я!»
- Тетушка Сова за ваши старания дает вам всем раскрасить утку. Большое вам спасибо.
-Пора возвращаться в детский сад.
-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
6-й этап. Осмысление. Подведение итогов:
- Где мы с вами побывали? Что мы сегодня делали? Какие задания вам понравились больше? - Какое задание показалось трудным?
Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы смогли справиться с заданиями тётушки Совы. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое занятие) "Путешествие в Мир звуков"
Представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада. Представленное занятие является итоговым....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»"
НОД построена на основе сказочного сюжета. В контексте сказки детям с ОНР легче воспринимать развернытые инструкции и выполнять различные задания, направленные на развитие речевых и неречевых функций....
План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".
Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Закрепление звуков “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятии закрепляются представления детей о поня...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (Итоговое занятие) «Путешествие в страну звуков»
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте.Цель: закреплять знания детей о звуках. Задачи:1. Образовательные:· закреп...