Конспект ОД по обучению грамоте "Звук А, буква А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Габова Наталья Александровна

Цель: Умение выделять звук А в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_zvuk_a_bukva_a.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по обучению грамоте

Тема: «Звук А, буква А»

Цель: Умение выделять звук А в слове.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятия «гласный звук»;

- закрепить умение определять позицию звука в словах;

- закрепить характеристику звука А, развивать умение детей выделять на слух звук А;

-  детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Оборудование:

буква А большая и маленькая,  картинки: АИСТ, АПЕЛЬСИН, АВТОБУС, МАК, РАК, КРАН ;КУКЛА, ЛИСА; карточка для определения позиции звука в слове на каждого ребёнка и для педагога.

Ход ОД:

Организационный момент(звон колокольчика)

Воспитатель: Колокольчик мой звени, всех ребяток собери.

Воспитатель: Скажите пожалуйста какое сегодня у вас настроение?

Дети: хорошее, весёлое, замечательное.

Воспитатель: Замечательно, раз у вас хорошее настроение, давайте с ним поделимся, возьмитесь за руки. Упражнение «Собрались все дети вкруг».

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли конверт. Я не стала его открывать, а подождала, когда все соберутся. Смотрите на нем написано «Для ребят подготовительной группы». Ну что прочитаем?

«Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие  задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста! Незнайка».

Воспитатель: Ну что, постараемся выполнить эти задания и поможем  Незнайке?

Воспитатель: А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему ещё стоит поучиться до начала учёбы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Воспитатель: Итак, первое задание (из конверта падают картинки). Ребята, помогите мне пожалуйста собрать все картинки. Подскажите мне пожалуйста, что общего между этими картинками.

Воспитатель: Правильно, все эти картинки начинаются со звука А. Хотите побольше узнать об этом звуке?

Воспитатель: Предлагаю вам присесть за свои места, и послушать артикуляционную сказку: «Утро Язычка».

Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался. (дети выполняют соответствующие движения языком, «Чистим зубки» и имитируют полоскание рта водой.) Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх, светит ли солнышко (движения языком в разные стороны), вниз ,нет ли луж на дорожке и выходил из дома на утреннюю пробежку. Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (круговые движения языка, рот широко открыт.). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами. (далее дети выполняют языком указанные движения -  «Хоботок» «Змейка» ). 

Воспитатель: Послушали сказку, а сейчас следующее задание. Послушайте загадку.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноклювый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болту. (АИСТ) показ картинки

Воспитатель: АИСТ(проговаривает слово выделяя первый звук «А»). Какой первый звук в слове АИСТ?

Воспитатель: Ребята послушайте звук «А» можно произнести беззвучно (просто губками), тихо, громко, протяжно.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте произнесём звук «А» и посмотрим, какое положение принимают наши губы, во время произношения этого звука. Рот широко открыт, губы рисуют большой круг, язычок спокойно лежит во рту.

Воспитатель: Следующее задание. Ребята, как вы думаете звук «А» гласный и согласный?

Воспитатель: А почему звук «А» гласный?

Воспитатель: Правильно, звук «А» гласный. При произношении этого звука воздушная струя свободно выходит изо рта и не встречает перед собой преград. Этот звук можно пропеть. Ааааа...(Индивидуальная работа с детьми). Этот звук носит красное платьице. Молодцы справились с этим заданием.

Воспитатель:Следующее задание «Внимательные ушки». Я вам буду произносить сначала звуки, потом слоги и слова, услышав звук «А» вы хлопаете в ладоши. «О», «У», «А», «С», «И», «М», «ПУ», «НА», СА», «ПЫ», «КИ», «МА», «СОМ», «ТУК»,»РАК».

Воспитатель: Пятое задание «Где прячется звук?». Но для этого я попрошу вас достать карточки, для определения позиции звука в слове. Я буду произносить  слово, а вы определяете позицию звука . (Воспитатель проговаривает слова, выделяя звук «А» в словах).АРБУЗ, АДРЕС, АВТОБУС, МАК, САД, РАК, КНИГА, СОВА.

Воспитатель: Задание«Звуко-слоговой анализ». Сейчас мы с вами разберём слово – ЛИСА. Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Какой по счёту звук «А»? А теперь давайте разделим это слово на слоги. Сколько в этом слове слогов, давайте прохлопаем.

Физминутка: Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Я вам предлагаю пройтись по группе и найти те предметы, в названиях которых есть звук «А».

(Воспитатель подходит к доске интерактивной)Ребята, я тоже подошла к тому предмету, в названии которого есть звук «А». Что это за предмет? (ЭКРАН)

Воспитатель: А сейчас следующее задание «Будь внимателен» (На интерактивной доске на слайде картинки со звуком «А» и несколько  картинок, где нет звука «А»).

(мак, шкаф, кран,  шарф, рак, шар, аист,  краб,  флаг, цветок, лось,петух).

Воспитатель : давайте присядем на свои места.

Воспитатель:У каждого звука есть своя буква. Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Воспитатель: Правильно звуки – слышим, произносим, а буквы – видим, пишем, читаем.

Дети, вспомните и скажите, каким цветом обозначают гласный звук? Согласный?

Воспитатель: А сейчас ребята, я вам покажу какой буквой обозначается звук «А» (показ буквы «А»).

Воспитатель: На что похожа буква «А»?

Воспитатель: А сейчас самое интересное  задание. Обратите внимание на центры активности. В  каждом центре находятся предметы, из которых можно сконструировать букву «А». Каждый из вас , по вашему желанию может пойти в любой центр и сконструировать букву «А». Кто сконструирует букву «А» поднимает руку и показывает, что у него получилось. Для того, чтобы не было у вас споров, кто в какой центр пойдёт, я подготовила для вас следующие эмблемы с обозначением центра активности.

(Дети конструируют букву разными способами).

Воспитатель: (индивидуальная работа в центрах активности, после того как дети сконструировали букву А, воспитатель всех ребят подзывает к себе и в каждом центре активности рассматривают совместно с ребятами сконструированную из разных предметов букву А).

Итог:

Воспитатель: Ребята с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Воспитатель: Так какой же звук «А» гласный или согласный ? Почему?

Воспитатель:Скажите пожалуйста, вам понравилось наше занятие? Какое задание было по-вашему самым лёгким? А какое самым трудным?

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями, и помогли Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...