Методическая разработка
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Серкина Ксения Владимировна

Тема: «Звук [М] и буква М».

Было проведено занятие по обучению грамоты в подготовительной группе.

Место проведения-групповая комната.

Цель: создание условий о первоначальных представлениях о звуке [М] и букве М.

Были поставлены задачи:

Образовательные:

1. Формирование умений и навыков у детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3.Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.  Уточнение знаний о звуках [М], [М']; знакомство с буквами М, м.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с основной общеобразовательной программы, соответствует возрасту детей 6-7 лет. Занятие проводила с детьми подготовительной группы, форма организации- занятие с подгруппой детей, 7 человек.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и игровой форме.

Были использованы различные методы и приёмы:

Наглядные-иллюстрации, картинки (домики, изображение предметов), карточки-полоски для привлечения внимания детей.

Словесные: загадки, вопросы к детям, беседа, пояснение.

Практические-упражнения у доски, самостоятельная работа в тетради.

Игровые-дидактические игры, воображаемая ситуация письмо от Пиши-читай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote_serkina_k.v._.docx21.47 КБ
Файл pismo.docx13.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида» Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Дачная 12 «А»,«В»  тел:.:(3952)698483  e-mail: dopivovar@mail.ru

Конспект занятия по обучение грамоте  

в подготовительной  группе

Тема:

«Звук [М] и буква М»

 

 

 

 

                 

Разработала : Серкина К.В.

Место проведение:  

                                         Пивоваровский детский сад

общеразвивающего вида  

Группа «Брусничка»  

Иркутский район, с.Пивовариха

2023

Тема: «Звук [М] и буква М».

Цель: создание условий о первоначальных представлениях о звуке [М] и букве М.

Задачи:

Образовательные

1. Формирование умений и навыков у детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3.Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.  Уточнение знаний о звуках [М], [М']; знакомство с буквами М, м.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные: 

1.Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

 Оборудование: конверты с заданиями, смайлики, мячик, картинки с изображением предметов, карточки-полоски в клеточку, цветные квадратики (синий, зеленый), карточки-домики, картинка буква М, ручки, тетрадь.   

Ход занятия:

Организационный  момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей) Предлагаю выбрать смайлик, который передает ваше настроение.(дети выбирают).Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться. Будем радовать друг друга. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

I.Вводно-мотивационная часть:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай».

Воспитатель: Вот так сюрприз. Пиши-читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).

Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.

1 задание: «Буквы и звуки»

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым). Показ на доске домиков.

Физкультминутка «Старший-младший брат»

Воспитатель: А для того, чтобы это все получше запомнить какие звуки бывают, я предлагаю поиграть в игру «Старший, младший брат». Я буду называть согласный звук если он твердый мы назовем его страшим братом, а вам нужно назвать младшего брата, значит он будет мягкий. Например, звук [Б] твердый, значит он старший. А младший будет [Б’]. Звуки: Д, В, С, Л, Н,Г.

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание. Сегодня вы познакомитесь с новой буквой и с новым звуком. А какой это звук, мы узнаем если только отгадаем загадки.

2 задание: «Отгадай загадку»

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны - оближешь пальчики! -

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова- отгадки. (Малина, мел, мышь, мандарины.)

Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов. Мммалина- [М].  Мммел-[М']

Воспитатель: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

II. Уточнение артикуляции звука.

Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

 А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)

Воспитатель: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Воспитатель:  А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает?  (Губы.)

Воспитатель: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)

Воспитатель: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (Согласные.)

 А еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)

3 задание «Определи звук» 

Воспитатель: Перед Вами картинки и вам нужно определить какой первый звук в слове [М] или [М'] и определить его в свой домик синий-твердый или зеленый- мягкий.

На доске вывешивается картинка с буквой М и дальше идет работа с цветными домиками. Картинки: медведь, мороженое, мельница, машина, муравей, мухомор.

Воспитатель: Ну что ребята и с этим заданием вы справились на отлично. Сейчас предлагаю сесть за столы и нас ждет еще одно задание.

4 задание «Найди место звука [М] или [М'] в слове.

Воспитатель: Перед вами лежат карточки-полоски и вы видите 3 клеточки. Сейчас вам нужно будет определить место звука М в слове. Т.е. в начале, в середине или в конце слова мы слышим данный звук и положить синюю или зеленую фишку если звук твердый или мягкий.

5 задание «Работа в тетради»

Воспитатель: Сейчас мы попробуем написать букву М в тетради.

III.Рефлексивный этап:

Скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются? Давайте мы с вами отправим ответное письмо Пиши-читаю, что мы с вами справились с заданиями и вложим в письмо смайлики. Молодцы!



Предварительный просмотр:

1 задание: «Буквы и звуки»

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым). Показ на доске домиков.

2 задание: «Отгадай загадку»

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны - оближешь пальчики! -

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

3 задание «Определи звук»

Воспитатель: Перед Вами картинки и вам нужно определить какой первый звук в слове [М] или [М'] и определить его в свой домик синий-твердый или зеленый- мягкий.

На доске вывешивается картинка с буквой М и дальше идет работа с цветными домиками. Картинки: медведь, мороженое, мельница, машина, муравей, мухомор.

4 задание «Найди место звука [М] или [М'] в слове.

Воспитатель: Перед вами лежат карточки-полоски и вы видите 3 клеточки. Сейчас вам нужно будет определить место звука М в слове. Т.е. в начале, в середине или в конце слова мы слышим данный звук и положить синюю или зеленую фишку если звук твердый или мягкий.

5 задание «Работа в тетради»

Воспитатель: Сейчас мы попробуем написать букву М в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...