Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Щедрова Ольга Владимировна

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                                  Мастер-класс для родителей

                  «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Цель:

 Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. 

Задачи: 

  1.  Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
  2. Научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
  3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. 

Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы.

  1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.
  2. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами проведем «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте и поговорим о том, как же лучше подготовить наших детей к школе, как учить их грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений.

Грамота – это овладение умением читать и писать, усвоение русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.

2. Теоретическая часть:

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно пропеть и протянуть и во рту нет никакой преграды. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть и протянуть и во рту есть преграда в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки без колокольчика: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах, синим цветом, а мягкие – зелёным.

3. Практическая часть:

Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофор» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий квадратик.

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Определи первый звук в слове?» по предметным картинкам (умение слышать звук в начале слова). Буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.

3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).

4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове (вначале, в середине, в конце)

 

Звуковой анализ слов.

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.

Как проводится звуковой анализ слова?

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова СОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно:

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный, звонкий, твердый – синий квадратик с колокольчиком, согласный, глухой, твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове СОМ? (В слове СОМ три звука)

- Какой первый звук в слове СОМ? (первый звук [С])

- Звук [С] какой? (звук [С] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [С]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове СОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове СОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком с колокольчиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько слогов? (Один)

- Правило(сколько в слове гласных звуков столько и слогов)

- Сколько согласных звуков в слове? (Два).

Слоги и слова.

Слоги – это части слова.


Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов
.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

 Игра  «Необычный лес»

Цель: упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова). Я предлагаю поиграть в игру «Необычный лес». Под кустиком нужно спрятать слова, которые состоят из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.  Определите пожалуйста количество слогов (частей) в слове, назовите короткие и длинные слова.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Скажите, пожалуйста, что складывают из звуков? (слова)

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения. Предложение состоит из дружных слов из предложения мы, что – то узнаем.

Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Осень»

_   _,        _ _ _,             _ _ _ _.

На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.

(вручение памяток родителям)

Уважаемые родители! В процессе работы Вы откроете для себя много новых приемов, которые помогут вашему ребенку лучше и быстрее запомнить буквы, соединять их в слоги, а затем в слова. Будьте терпеливы и внимательны, и успех вам обеспечен! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Мастер-класс для педагогов«Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...

Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»...

«Играя, учись» (Консультация для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)

Консультация насыщена практическим материалом и будет полезна  родителям при подготовке детей к школе....