Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».
консультация по обучению грамоте
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok.docx | 125.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».
воспитатель: Дуленко А.Н.
МКДОУ ЦРР – детского сада № 21 г. Россоши
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обмена информаций, которую очень сложно дифференцировать (отличить).
Современные дети – это «наблюдатели и большие зрители», которые привыкли воспринимать «яркую, красочную картинку». Чтение уходит на второй план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас зависит в большей степени, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в жизни ребенка.
Предпосылки читательской грамотности по ФОП ДО:
• формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя
• становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров
• стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности
+ Предпосылки обучения грамоте через формирование звуковой аналитико-синтетической активности
+ Предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
Цель: сформирование устойчивого интереса у детей к книгам, желание их читать.
Задачи:
• Определить круг детского чтения и удовлетворить детский интерес и любопытство.
И как результат: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
• Организовать в непринужденной форме чтение, обсуждение, умение слушать.
И как результат: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
• Использовать тексы как смысловой фон для культурных практик и использовать чтение, как стимул для освоения разных видов деятельности.
И как результат: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Для младшего дошкольного возраста:
• Формирование у детей интереса к книге;
• Формирование умения совместного слушания;
• Умение отвечать на вопросы;
• Бережное отношение к книге.
Для старшего дошкольного возраста:
• Формирование у детей интереса к книге и потребности восприятия детских книг;
• Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного;
• Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.
• Развитие поэтического слуха;
• Формирование устойчивого интереса к книгам. Желание их читать;
• Прививать интерес к чтению больших произведения;
• Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.
Правила по организации совместного чтения:
- Чтение должно быть ежедневным;
- Продолжительность чтения примерно от 10 до 20мин.
- Каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим. Для остальных правило: заниматься свои делом тихо, не мешая остальным;
- Педагог – партнер детей по восприятию содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста;
- Чтение произведений не накладывается друг на друга;
- Обсуждение текстов уместны после прочтения и должны проходить непринужденно.
Примерный план организации чтения в группе:
- Предложение вместе (или желающим присоединиться к Вам детей) собраться на ковре в круг, проведение упражнения для «сонастройки».
- Работа с книжным адвент-календарем (вспоминание вместе с детьми правил работы, уточнить дату, день недели, спросить у кого такое же число на шкафчике?)
- Организация подготовки к чтению (Где Ваши дети? В кругу? Удобно расположились по группе?)
- Чтение, рассказывание или продуктивное чтение.
- Рефлексивный круг. Предложите ребятам только один вопрос (например, какой герой Вам ближе и почему? Или: «После прочтения этого произведения, что Вы почувствовали? Представили? И т.п.).
- Определите, где в группе вы оставите произведение, которое прочитали детям.
При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме, чтобы в результате целенаправленного воздействия формировалось эстетическое воспитание, а на э той основе – развивались образная речь и детское словесное творчество.
Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обращать внимание детей не только на содержание. Но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения, потешки и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведения и формируется художественный вкус.
Ребенок начинает тянуться к книгам задолго до того, как учится читать. Это первый дотекстовый этап формирования читательской грамотности в дошкольном возрасте. Книги эти могут быть даже без текста, но они безусловно будут источником информации. Взрослому важно поощрять такую детскую инициативу и уже в ранней детве важно создать вокруг ребенка такую среду, которая будет способствовать этой тяге: правильно подобрать литературу (книги познавательного содержания без текста- животные, цвета, формы, продукты, насекомые, транспорт. Детские энциклопедии, атласы), обеспечить доступность книг для детей, креативно организовать мини библиотеку в группе, постоянно обновлять и сменять наполнение этой библиотеки по мере взросления.
Далее идут текстовые этапы.
Второй этап - это активное слушание (чтение взрослым теста с рассматриванием иллюстраций и обсуждением содержания), его мы чаще всего используем в нашей работе в ДОУ на занятиях по чтению художественной литературы или в свободное время. В чем же тогда новизна если это используется в практике любого педагога уже долгие годы? В подходе к методам и приемам работы с текстом (показать иллюстрацию до прочтения, побудив детей поразмышлять, о чем будет книга; рассказать свой личный опыт подобных ситуаций; повести эвристическую беседу для фиксации основной смысловой нагрузки произведения; прожить книгу в различных игровых ситуациях, проектах; развивать основы критического мышления, обсуждая поступки героев и действие произведений; научить выделять в любом произведении информацию, которая может пригодиться в жизни).Простой пример всем нам хорошо известная сказка «Курочка ряба». Казалось бы, сказка для самый маленьких. Но при правильно подходе он вполне может использоваться и в старшем дошкольном возрасте. Чтобы «расшевелить» детей и дать им поле для размышлений и рассуждений, начните задавать им необычные вопросы.
- Почему курочка снесла золотое яйцо, чем она питалась?
-А чем питаются эти птицы по-настоящему? (Если дети не знают ответа, можно организовать целый проект)
-Что нужно сделать, чтобы яичко не разбилось? (Постелить на пол что-то мягкое, завести кота от мышей, положить яйцо в шапку)
-А как мы храним яйца, купленные в магазине, какие блюда можно из них приготовить?
-Придумайте продолжение этой сказки.
Третий этап формирования читательской грамотности (для старшего дошкольного возраста) – это самостоятельное чтение. На данном этапе происходит активное знакомство детей с буквами и непосредственно само чтение, прописывание отдельных букв и написание слов, создание собственных мини книг, сочинение стихов и рассказов.
Что же поможет современному педагогу, который решил заняться вопросом развития предпосылок читательской грамотности?
Организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду («полочка умных книг», «стена вопросов», «коллекции идей»).
Тщательно продумывать работу над каждым прочитанным произведением.
Развивать у детей самостоятельность в словесно творческих проявлениях и поощрять их.
Организовать разнообразную совместную игровую деятельность с детьми по мотивам прочитанных произведений.
Все последующее ознакомление с литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Данная консультация составлена для педагогов ДОО, но может быть интересна и другим участникам образовательного процесса. В ней простым доступным языком раскрывается понятие "функциональная грамот...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...
Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО
Предпосылки читательской грамотности по ФОП ДО:• формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя• становление и развитие у детей смыслового ...
Консультация для воспитателей «Литературный центр в группе - как средство формирования предпосылок читательской грамотности»
laquo;Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования предпосылок читательской грамотности у ...
Консультация для родителей " Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Читательская грамотность...
«Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмож...