Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».
консультация по обучению грамоте

Дуленко Анжелика Николаевна

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok.docx125.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».

воспитатель: Дуленко А.Н.

МКДОУ ЦРР – детского сада № 21 г. Россоши

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Конечно, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями. И перед нами стоит задача заинтересовать, влюбить и заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанным произведениям.

      В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обмена информаций, которую очень сложно дифференцировать (отличить).

     Современные дети – это «наблюдатели и большие зрители», которые привыкли воспринимать «яркую, красочную картинку». Чтение уходит на второй план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

    Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас зависит в большей степени, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в жизни ребенка.

Предпосылки читательской грамотности по ФОП ДО:

• формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя

• становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров

• стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности

+ Предпосылки обучения грамоте через формирование звуковой аналитико-синтетической активности

+ Предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Цель: сформирование устойчивого интереса у детей к книгам, желание их читать.

Задачи: 

•        Определить круг детского чтения и удовлетворить детский интерес и любопытство.

И как результат: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

•        Организовать в непринужденной форме чтение, обсуждение, умение слушать.

И как результат: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

•        Использовать тексы как смысловой фон для культурных практик и использовать чтение, как стимул для освоения разных видов деятельности.

И как результат: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Для младшего дошкольного возраста:

•        Формирование у детей интереса к книге;

•        Формирование умения совместного слушания;

•        Умение отвечать на вопросы;

•        Бережное отношение к книге.

Для старшего дошкольного возраста:

•        Формирование у детей интереса к книге и потребности восприятия детских книг;

•        Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного;

•        Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

•        Развитие поэтического слуха;

•        Формирование устойчивого интереса к книгам. Желание их читать;

•        Прививать интерес к чтению больших произведения;

•        Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.

Правила по организации совместного чтения:

  • Чтение должно быть ежедневным;
  • Продолжительность чтения примерно от 10 до 20мин.
  •  Каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим. Для остальных правило: заниматься свои делом тихо, не мешая остальным;
  • Педагог – партнер детей по восприятию содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста;
  • Чтение произведений не накладывается друг на друга;
  • Обсуждение текстов уместны после прочтения и должны проходить непринужденно.

Примерный план организации чтения в группе:

  1. Предложение вместе (или желающим присоединиться к Вам детей) собраться на ковре в круг, проведение упражнения для «сонастройки».
  2. Работа с книжным адвент-календарем (вспоминание вместе с детьми правил работы, уточнить дату, день недели, спросить у кого такое же число на шкафчике?)
  3. Организация подготовки к чтению (Где Ваши дети? В кругу? Удобно расположились по группе?)
  4. Чтение, рассказывание или продуктивное чтение.
  5. Рефлексивный круг. Предложите ребятам только один вопрос (например, какой герой Вам ближе и почему? Или: «После прочтения этого произведения, что Вы почувствовали? Представили? И т.п.).
  6. Определите, где в группе вы оставите произведение, которое прочитали детям.

     При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме, чтобы в результате целенаправленного воздействия формировалось эстетическое воспитание, а на э той основе – развивались образная речь и детское словесное творчество.

     Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обращать внимание детей не только на содержание. Но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения, потешки и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведения и формируется художественный вкус.

Ребенок начинает тянуться к книгам задолго до того, как учится читать. Это первый дотекстовый этап формирования читательской грамотности в дошкольном возрасте. Книги эти могут быть даже без текста, но они безусловно будут источником информации. Взрослому важно поощрять такую детскую инициативу и уже в ранней детве важно создать вокруг ребенка такую среду, которая будет способствовать этой тяге: правильно подобрать литературу (книги познавательного содержания без текста- животные, цвета, формы, продукты, насекомые, транспорт. Детские энциклопедии, атласы), обеспечить доступность книг для детей, креативно организовать мини библиотеку в группе, постоянно обновлять и сменять наполнение этой библиотеки по мере взросления.

Далее идут текстовые этапы.

Второй этап - это активное слушание (чтение взрослым теста с рассматриванием иллюстраций и обсуждением содержания), его мы чаще всего используем в нашей работе в ДОУ на занятиях по чтению художественной литературы или в свободное время. В чем же тогда новизна если это используется в практике любого педагога уже долгие годы? В подходе к методам и приемам работы с текстом (показать иллюстрацию до прочтения, побудив детей поразмышлять, о чем будет книга; рассказать свой личный опыт подобных ситуаций; повести эвристическую беседу для фиксации основной смысловой нагрузки произведения; прожить книгу в различных игровых ситуациях, проектах; развивать основы критического мышления, обсуждая поступки героев и действие произведений; научить выделять в любом произведении информацию, которая может пригодиться в жизни).Простой пример всем нам хорошо известная сказка «Курочка ряба». Казалось бы, сказка для самый маленьких. Но при правильно подходе он вполне может использоваться и в старшем дошкольном возрасте. Чтобы «расшевелить» детей и дать им поле для размышлений и рассуждений, начните задавать им необычные вопросы.

- Почему курочка снесла золотое яйцо, чем она питалась?

-А чем питаются эти птицы по-настоящему? (Если дети не знают ответа, можно организовать целый проект)

-Что нужно сделать, чтобы яичко не разбилось? (Постелить на пол что-то мягкое, завести кота от мышей, положить яйцо в шапку)

-А как мы храним яйца, купленные в магазине, какие блюда можно из них приготовить?

-Придумайте продолжение этой сказки.

Третий этап формирования читательской грамотности (для старшего дошкольного возраста) – это самостоятельное чтение. На данном этапе происходит активное знакомство детей с буквами и непосредственно само чтение, прописывание отдельных букв и написание слов, создание собственных мини книг, сочинение стихов и рассказов.

Что же поможет современному педагогу, который решил заняться вопросом развития предпосылок читательской грамотности?

Организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду («полочка умных книг», «стена вопросов», «коллекции идей»).

Тщательно продумывать работу над каждым прочитанным произведением.

Развивать у детей самостоятельность в словесно творческих проявлениях и поощрять их.

Организовать разнообразную совместную игровую деятельность с детьми по мотивам прочитанных произведений.

    Все последующее ознакомление с литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Данная консультация составлена для педагогов ДОО, но может быть интересна и другим участникам образовательного процесса. В ней простым доступным языком раскрывается понятие "функциональная грамот...

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...

Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО

Предпосылки читательской грамотности по ФОП ДО:• формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя• становление и развитие у детей смыслового ...

Консультация для воспитателей «Литературный центр в группе - как средство формирования предпосылок читательской грамотности»

laquo;Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования предпосылок читательской грамотности у ...