Образовательная практика "Говорящая среда" как способ формирования читательской грамотности дошкольников"
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Говорящая среда, голос ребенка –это довольно новые понятия которые стали встречающиеся в современном образовательном информационном поле. Узнавая о них всё больше и знакомясь с опытом коллег из разных регионов России, мы заинтересовались данным опытом, как способствующим развитию субъектного поведения ребенка. В данном материале представлены наработки коллектива ЧДОУ "Кристаллик" по данной теме за 2022-2023 учебный год. Работа строилась на материалах книги Ю.Илюхиной "Говорящий дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorod_govoryashchaya_sreda.docx | 26.28 КБ |
govoryashchaya_sreda_chitatelskaya_gramotnost_2.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 «Кристаллик»
Презентация опыта работы
Образовательная практика "Говорящая среда" как способ формирования читательской грамотности дошкольников"
Старший воспитатель Брежнева С.А.
Бердск 2023
Слайд1 Тема моего выступления Образовательная практика "Говорящая среда" как способ формирования читательской грамотности дошкольников"
Обе части данной темы стали для нашего педагогического коллектива настоящим открытием. Объясню, почему.
Говорящая среда, голос ребенка –это довольно новые понятия которые стали встречающиеся в современном образовательном информационном поле. Узнавая о них всё больше и знакомясь с опытом коллег из разных регионов России, мы заинтересовались данным опытом, как способствующим развитию субъектного поведения ребенка.
Слайд 2 (словолодочки)
Удивительно и то, что нас на 180 С развернуло в направлении читательской грамотности дошкольников: от убеждения, что учить читать в детском не предусмотрено Программой, до мнения, что начинать учить читать нужно как можно раньше и как можно интереснее и легче. Наш эксперимент заключался в том, чтобы начать читать и писать еще до начала изучения основ грамматики, различий между буквой и звуком, звуко-буквенным анализом и фонетическим разбором. Основан он на мнении, что для нечитающего ребенка эти знания являются нагрузкой и не способствует открытию чуда чтения, формирования образа прочитанного и как следствие, получения удовольствия от чтения. Не случайно школьные учителя в последние годы констатируют, что дети не хотят и не любят читать.
Поэтому формировать предпосылки читательской грамотности мы решили начинать с младшего возраста, но так, чтобы этот процесс оказался в сфере детского интереса. В этом нам и помогла педагогическая практика «говорящая среда»
Слайд 3 (ступеньки) Любая культурная практика, образовательное событие, занятие строится в нашем учреждении по по алгоритму из 3 шагов, о которых я хотела бы рассказать. На слайде он изображен в виде ступеней:
3. Трансляция полученного опыта
2. Фиксация полученного опыта
1. Знакомство с новой информацией
Ступени алгоритма построены по возрастающей, так как каждый следующий шаг – это новая компетентность ребенка более высокого уровня. Именно на 2 и 3 шаге действенной и эффективной стала для нас образовательная практика говорящая среда.
1. Разберемся с термином «говорящая среда»
Слайд 4 Изначально он вышел из Реджио-подхода, но уже многократно адаптировался и видоизменялся под различные программы.
В основном под термином говорящая среда понимают такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребенком напрямую, возможно даже практически без участия взрослого. Таким образом «говорящая среда» выступает как «третий педагог», обеспечивая ребенку необходимые условия для раскрытия его потенциала.
Говорящая среда дает возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, понять собственную значимость. А воспитателю помогает слышать «голос ребенка» и вместе с ним создавать пространство детской реализации. Данная практика плечом к плечу идет с гибким планированием образовательного процесса и всеми субъектно-ориентированными технологиями. (слайд 5)
Фиксаци полученного опыта,
Слайд 6 Так с кем и о чем разговоривает «говорящая среда»? И как она это делает?
Давайте представим, что стены, шкафчики, игрушки могли говорить, то ребенок слышал бы такие фразы:
- ТЫ ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ ВАЖЕН! Смотри, вот висит твой рисунок, он подписан твоим именем, мы знаем и любим, как ты выглядишь, нам важно, какое у тебя настроение, и мы бережно относимся к твоим личным вещам.
- Часто используются фотографии детей, их имена.
- Экран новостей, где каждый может выставить любую свою новость.
- Экран «Я пришёл!»
- Экран «Моё настроение»
- Фотоальбомы с подписями сделанными взрослыми или детьми
- Ростомеры с результатами измерений
- Личные коробочки для вещей.
- ТВОЙ ТРУД ЦЕНЕН! Всё, что ты создал сам, это большая ценность, ты сам вправе решить, что с этим делать.
- Выставки детских работ, обязательно аккуратно и понятно подписанных.
- Места для демонстрации результатов труда с подписями.
- Индивидуальные конверты-копилки для детской «документации».
- Использование в деятельности игр и пособий, изготовленных детскими руками.
- ТВОЁ МНЕНИЕ МНОГО ЗНАЧИТ! Смотри, вот висят результаты опроса и голосования, и там учтен твой голос. Твоё мнение и твой выбор учитывается при принятии решения.
- Правила группы обсуждаются и принимаются всем сообществом
- Опросы, голосования демонстрируют ребенку, что его мнение слышат, и оно влияет на коллективное решение
- Доски выбора
- МЫ ГОРДИМСЯ ТВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! Посмотри по сторонам: вот слово, которое ты назвал, или даже сам написал, вот грамота, которую ты принес и мы радуемся твоим успехам, вот схема проезда до твоего дома, а вот результат твоего прыжка.
- Записанные со слов детей истории, их ответы, фразы или слова
- Спортивные победы
- Удачные роли в утренниках (фото)
- НЕ ТРЕВОЖЬСЯ! ТЕБЕ БУДЕТ ВСЁ ЗДЕСЬ ПОНЯТНО! ТЫ ТОЧНО СПРАВИШЬСЯ! У нас много подсказок и помощников. Присмотрись к знакам и схемам, а как научишься читать , твои помощники – слова и надписи.
- Календари
- Ленты времени
- Ожидалки
- Подсказки
- Помощники
- Условные обозначения, где что лежит
- Указатели
Слайды с примерами 7-15 фото
Проще говоря, «говорящая среда» это пространство, которое дети заполняют результатами своей деятельности. А педагоги создают условия, чтобы эти проявлений детской активности были видны, осязаемы, понятны окружающим.
Наполнение пространства группы или детского сада элементами ГС ставит ребенка перед необходимостью приобретать и применять свои новые навыки, создает мотивацию к чтению и письму.
Слайд 16 (лесенка) 2 шаг говорит о фиксации... Умение фиксировать свои новые знания – это способ для детей создать свою личную картину увиденного, лучше запомнить событие.
А удобнее всего зафиксировать информации при помощи слов и символов. Как мы к нему подходим?
Слайд 17
Различные способы фиксирования информации воспитатели используют во всех возрастных группах, увеличивая с возрастом степень самостоятельности детей.
Слайды 18-22 Постепенное развитие навыка письменного фиксирования информации выглядит так:
С 2 лет - значок-символ (воспитатель совместно с детьми)
С 4 лет – значок-символ + первая буква или слово
С 5 лет - обводит по написанному
повторяет по образцу
С 6 лет - под диктовку взрослого
под самодиктовку
Как пример, хотим представить продукт реализованного в 2022 году проекта Пушкинская карта «Кристаллика».
Слайд 23,24,25 фото
Слайд 26
Шаг 3.(лесенка) Трансляция, демонстрация значимого для ребенка опыта. Живые письма и умные экраны, создаем круги героев, игры своими руками и презентуем их друг другу.
Слайды 29-32 Участие в движении «Живые письма дошкольников»
Также для реализации третьего этапа нам попался необычайно интересный проект «Живые письма дошкольников». Это всероссийское движение, начатое коллегой из Тюмени Жанной Саткеевой, в котором ребята из детских садов разных регионов России и СНГ могут написать своим ровесникам о своем городе и получить письмо из другого населенного пункта, в котором никогда не бывали. На сегодняшний день в сообщество «Живые письма» входят детские сады из городов и регионов: Москва, Санкт-Петербург, Центральная Россия, Калининград, Северная Осетия, Республика Саха, Тыва, Находка и Приморский край, Урал и Сибирь, Алтайский край, Донбасс, подключилась Белоруссия.
Таким образом, детские навыки письма и передачи информации выходят за рамки детского сада и приобретают значение в масштабах всей России.
Слайд 33,34 (педагоги фото) Переход на новый формат требует от педагогов нового взгляда на свою роль в образовательном процессе, наработки новых компетенций. Поэтому в течение года мы провели несколько педагогических часов на эту тему, смотрели видео и вебинары, разбирали ошибки и трудности, перекраивали среду, вносили необходимые элементы, убирали или видоизменяли устаревшие. Провели тематический педагогический совет. Получали отзывы родителей. В методической работе с педагогами использую приемы Говорящей среды.
Слайд 35 Результаты за 2022-2023 учебный год
Мы всегда выпускали в школу читающих детей, но отличием этого года стало то, что дети много и активно используют письмо в своей деятельности, у них отмечается высокий интерес и желание обмениваться написанной информацией, транслировать ее окружающим. Они чувствуют свою успешность, когда кто-то читает их тексты и стремятся прочитать , что пишут другие. Мы отметили, что дети старшей группы и даже некоторые дети в конце средней активно применяют малейшие навыки чтения и письма, в условиях говорящего пространства. Убедились, что в 5 лет действительно наступает сензитивный период освоения чтения и его лучше не упустить, чтобы еще одним грамотным и заинтересованным читателем стало больше.
Выводы:
Итак, первый опыт использования принципов и правил Говорящей среды в формировании читательской грамотости, попыток максимально услышать голос ребенка и помочь ему транслировать свой голос, совместно создавая пространство детской реализации, оказался для нас успешным, интересным и настолько масштабным, что теперь не может быть речи о том, чтобы вернуться обратно. По старому уже не получится, а по новому – бескрайний горизонт развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность
Говорящая среда Шаг 3 Шаг 2 Шаг 1 Знакомство с новой информацией, опытом Фиксация полученной информации, опыта Трансляция (применение) полученных знаний СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД
«Говорящая среда» как «третий педагог»
Технологии субъектно-деятельностного подхода Технология «Образовательное событие» (авт. Л.Л. Логинова) Технология «Детский совет» (авт. Свирская Л.М.) Технология ОТСМ-ТРИЗ (авт. Сидорчук Т.А.) Технология «Говорящая среда» (по Илюхиной Ю.В.) Технология проектной деятельности (авт. Сидорчук Т.А.) Технология «Интеллект-карта» (авт.В. М. Акименко)
Как и о чём разговаривает «Говорящая среда»? ТЫ ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ ВАЖЕН! ТВОЁ МНЕНИЕ МНОГО ЗНАЧИТ! МЫ ГОРДИМСЯ ТВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! ТВОЙ ТРУД ЦЕНЕН! ТЫ ТОЧНО СПРАВИШЬСЯ!
Опросы, голосования
Алгоритмы, помощники ,
Подсказки, маркеры пространства
Правила (разрабатываются совместно с детьми)
Правила (разрабатываются совместно с детьми) *Примеры правил взяты из интернета
Навигация по саду
Кабинки в подготовительной группе
Азбука темы или проекта Заполняется в конце темы или проекта Под диктовку детей воспитателем Самими детьми и родителями
Опросы и голосования для родителей
Говорящая среда Шаг 3 Шаг 2 Шаг 1 Знакомство с новой информацией, опытом Фиксация полученной информации, опыта Трансляция (применение) полученных знаний СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД
Различные способы фиксирования информации
Учимся фиксировать информацию: от простого к сложному Условные знаки 1 мл. группа (рисует воспитатель на глазах у детей) Условные знаки + слова Средняя, старшая группа (воспитатель на глазах у детей)
Старшая группа, списано детьми с образца Подготовительная группа, написано детьми под самодиктовку
Подготовительная группа Подписано рукой детей с образца взрослого
Подготовительная группа Самостоятельная письменная речь
Учимся фиксировать информацию: от значка к слову Средняя группа Подготовительная группа
Пушкинская карта «Кристаллика»
Пушкинская карта «Кристаллика»
Пушкинская карта «Кристаллика»
Говорящая среда Шаг 3 Шаг 2 Шаг 1 Знакомство с новой информацией, опытом Фиксация полученной информации, опыта Трансляция (применение) полученных знаний СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД
«Умные» экраны
«Умные» экраны
Как началась переписка «Кристаллика» в проекте Живые письма дошкольников 1 2 3
Пишем и рисуем ответ
Вот что у нас получилось
Круги героя
Работа с педагогами
Работа с педагогами
Результаты и планы на будущее Учим читать с 5 лет Позволяем ребенку оставлять «следы» своего творчества в образовательном пространстве. Заставляем стены, шкафы и двери говорить. «Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления
Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.В своем выступлении я хочу проде...