Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бишарова Эльвира Константиновна

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y_bukva_y.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению грамоте в старшей  группе

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

 

Задачи:

I Коррекционно – образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
  2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
  3. Учить различать окончания  существительных в единственном и  множественном числе.
  4. Упражнять  в составлении  предложений.

II Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

III Коррекционно – развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование:  презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа,  мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

2.Сегодня на занятии мы  с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

3Отгадайте загадки:  (мультимедиа)

- Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

- Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

 Оберегает он семью коровью.

 Всегда на страже собственного стада,

 Дразнить его совсем не надо.

 Он к разным шуткам не привык,

 Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

- Из малых кошек, из пятнистых,

 А на ушах, представьте, кисти!

 Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

 Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

- Творожку я брат,

 Сметанке - сват,

 Маслу - племянник,

 А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

- Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

- Какой это звук? (гласный)

4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)

- Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.

5. Поиграем в игру «Светофор»

- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

6. Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

-Ты -  худой, а я -  толстяк.

- Ешь поменьше натощак!

  1. Физкультминутка

Сейчас мы с Мышонком  поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

  1. Игра «Найди место звука»  со звуковыми линейками

Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)

Дым,   ягоды, дыни, лимоны, сыр,  губы, лыжи, банты, улыбка.

9. Составление предложения по картинке (мультимедиа)

Мышь несёт сыр.

- Сколько слов в предложении? (3)

- Выложите схему.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)

-Сколько слогов в слове усы? (2)

-Сколько звуков? (3)

- Назовите первый звук. (У)

- Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

- Назовите второй звук. (с)

- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

- Назовите третий звук. (ы)

- Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

12. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть  будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

13.  Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

14Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Умный…

Дежурный…

Быстрый…

Старый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

Жёлтая…

  1.  Итог занятия

- С каким звуком познакомились?

- Как называется буква?

- Придумайте слова со звуком  [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].

- Попрощаемся с Мышонком.

 

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

старшей группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

 Ход занятия:

-Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить.

Не вертеться, не шалить.

-Какой сегодня день недели?

- А какое  занятие у нас по вторникам?

- Чем мы занимаемся на занятиях по обучению грамоте? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки)

- А для чего мы учим звуки и  буквы? (для того, чтобы научиться читать и писать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

1. - Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.

-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)

   2. Артикуляция звука

-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,

воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,

голосовые связки вибрируют.  

3.Характеристика звука.

        - Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике. Почему?

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

4.Игра «Поймаем звук»

 Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!

 (стоя)

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И]  [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • сыр, мыло,  куст, дым, лук, индюк, пыль, утка

- Я хочу рассказать вам секрет.  Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой,  становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

 -А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего вместе с воспитателем делают вывод).

- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

        5.Образование существительных множественного числа.

        - Звук [ы] – очень зажиточный звук.

        - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        - Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка.

        6.Знакомство с буквой

       - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

       - Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        - Эта буква всегда маленького роста.

        8. Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву. После чего букву заселяют в «домик»

ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

-Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).

- А палочки одинаковые или разные?

 -  Напишите букву в воздухе пальчиком.

Пальчиковая гимнастика

Практическая часть . Работа с карточками в тетради. Педагог оказывает помощь.        

Подведение итога занятия.

       - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

       - Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

       - Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...