Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Задачи:
I Коррекционно – образовательные:
- Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
- Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
- Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.
- Упражнять в составлении предложений.
II Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.
III Коррекционно – развивающие:
1.Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.
- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.
2.Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.
3. Отгадайте загадки: (мультимедиа)
- Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)
- Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)
- Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь) (появляется картинка)
- Творожку я брат,
Сметанке - сват,
Маслу - племянник,
А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
- Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)
-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
- Какой это звук? (гласный)
4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)
- Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.
5. Поиграем в игру «Светофор»
- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
6. Знакомство с буквой
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
-Ты - худой, а я - толстяк.
- Ешь поменьше натощак!
- Физкультминутка
- Сейчас мы с Мышонком поиграем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше – выше.
- Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками
- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)
Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
9. Составление предложения по картинке (мультимедиа)
Мышь несёт сыр.
- Сколько слов в предложении? (3)
- Выложите схему.
10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)
-Сколько слогов в слове усы? (2)
-Сколько звуков? (3)
- Назовите первый звук. (У)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
- Назовите второй звук. (с)
- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
- Назовите третий звук. (ы)
- Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)
Сыр, мышь, дым, дыня.
12. Гимнастика для глаз (карточка)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
13. Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.
Конфета – конфеты,
Лента – ленты,
Тыква – тыквы,
Липа – липы,
Стол – столы,
Дуб – дубы,
Сад – сады,
Ягода – ягоды,
Лимон – лимоны,
Ус – усы.
14. Игра «Составление словосочетаний»
Подберите слова:
Умный…
Дежурный…
Быстрый…
Старый…
Длинные…
Медленный…
Высокие…
Красивый…
Жёлтая…
- Итог занятия
- С каким звуком познакомились?
- Как называется буква?
- Придумайте слова со звуком [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].
- Попрощаемся с Мышонком.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в
старшей группе
Тема: Звук [ы] и буква ы
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Ход занятия:
-Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить.
Не вертеться, не шалить.
-Какой сегодня день недели?
- А какое занятие у нас по вторникам?
- Чем мы занимаемся на занятиях по обучению грамоте? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки)
- А для чего мы учим звуки и буквы? (для того, чтобы научиться читать и писать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
1. - Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.
-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)
2. Артикуляция звука
-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,
воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,
голосовые связки вибрируют.
3.Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике. Почему?
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
4.Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(стоя)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
- Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего вместе с воспитателем делают вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.
5.Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук.
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физкультминутка.
6.Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
8. Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву. После чего букву заселяют в «домик»
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
-Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
- Напишите букву в воздухе пальчиком.
Пальчиковая гимнастика
Практическая часть . Работа с карточками в тетради. Педагог оказывает помощь.
Подведение итога занятия.
- Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
- Какой это звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"
В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.
Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...