Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с предметами старинного русского быта»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дубровская Светлана Юрьевна

Цель: воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.

расширять знания детей о предметах старинного русского быта, их назначении в прошлом и исторической ценностью сейчас;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с предметами старинного русского быта»

Цель: воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.

расширять знания детей о предметах старинного русского быта, их назначении в прошлом и исторической ценностью сейчас;

Из далёкой старины эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь, для чего они нужны. Чем полезны и важны человеку раньше были, что за службу сослужили.

- Сегодня мы с вами поговорим о предметах старинного русского быта. На моём столе много интересных вещей и картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет или картинку, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку: Всех накормит, зимой обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Дети: Печка.

Воспитатель: Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?

Дети: В печке готовили еду, печка обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, зерно, лекарственные травы, мокрую одежду, в печке мылись.

Воспитатель: Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из кирпичей, значит, она какая?

Дети: Кирпичная.

Воспитатель: Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – жарко становится – пора и готовить. Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля, а где в печке уголёк,

сварит кашу ….

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?

Дети: Тяжёлый.

Воспитатель: А кто знает, почему его называют чугунок?

Дети: Потому что он сделан из чугуна.

Воспитатель: Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так: Из русской печи кашу тащи. Чугунок очень рад, что схватил его …

Дети: Ухват.

Воспитатель: Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Воспитатель: Что ты достал из печи?

Ребё нок: Чугунок.

Воспитатель: Чем ты достал чугунок?

Ребё нок: Ухватом.

Воспитатель: Для чего нужен был в доме ухват?

Дети: Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.

Воспитатель: Выпускает жаркий чай, древний чайник….

Дети: Самовар.

Воспитатель: Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю. Что же он варит?

Дети: Чай.

Воспитатель: Это самовар. Вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с сахаром, мёдом, пирогами, блинами. Как вы думаете, сейчас в наше время есть самовары?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно. Сейчас самовары стали электрические.

Воспитатель: Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?

Ответы детей.

Воспитатель: Молоко хранили в крынке или кувшине.

Рассматривание предметов.

Воспитатель: Крынка, кувшин – что это?

Дети: Это посуда.

Воспитатель: Из чего она сделана?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Глиняная.

Воспитатель: Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Глиняный.

Воспитатель: Чем он отличается от крынки?

Дети: Формой и высотой.

Воспитатель: Вот этот предмет называется туесок. Туесок сделан из коры берёзы. Кто знает, как называется кора берёзы?

Дети: Береста.

Воспитатель: Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: молоко, квас, морс в такой посуде, в жару долго оставались холодными, а горячая еда, наоборот, долго не остывала.

Воспитатель: Хороводная игра «Золотые ворота».

Воспитатель: Воду дед носил с утра каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, держит ведра ….

Дети: Коромысло.

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Из чего делали коромысло?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Что у коромысла по краям?

Дети: Крючки.

Воспитатель: Для чего эти крючки?

Дети: Для вёдер.

Воспитатель: Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой поморской семье. Коромысло можно носить на одном плече или на двух.

Воспитатель: Про этот предмет говорили : Из липы свито дырявое корыто. Днём заперто, а ночью открыто. В лес идёт – клетки кладёт, из леса идёт – перекладывает. Это лапти.

Рассматривание лаптей разного размера.

Воспитатель: Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год помор изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Воспитатель: В старину, ребята, для умывания использовали рукомойник. Внутри у него водичка. Наклони его и потечёт быстрая струйка. Рассматривание рукомойника.

Воспитатель: Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят?

Дети: Утюгом.

Воспитатель: А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи валька и колотилки. Показ иллюстраций с изображением этих предметов.

Воспитатель: Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук. Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранились одежды, обувь, кухонная утварь. А иногда хозяева спали на сундуках.

Воспитатель: Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?

Дети: Половиками.

Воспитатель: Какой формы половики?

Дети: Прямоугольные, длинные.

Воспитатель: Для чего пол покрывали?

Дети: Для тепла.

Воспитатель: Скажите, используем сегодня мы такие половики?

Дети: В деревнях и на дачах.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось? А сейчас поиграем в игру. Игра называется «Что было, что стало».

Воспитатель: Где готовили еду в старину(в печке)

Воспитатель: А сейчас, где готовим? (на газовой плите)

Воспитатель: В чем раньше кашу варили? (в чугунке)

Воспитатель: А сейчас, в чём варим? (в кастрюле)

Воспитатель: В чем раньше готовили чай? (в самоваре)

Воспитатель: А сейчас? (в чайнике)

Воспитатель: Зачем нужно было коромысло? (воду носить)

Воспитатель: А у нас сейчас что есть? (водопровод)

Воспитатель: Какую обувь раньше люди носили? (лапти)

Воспитатель: А сейчас? (сапоги, ботинки, туфли)

Воспитатель: С помощью чего гладили бельё? (валька и колотилки)

Воспитатель: А в настоящее время? (утюгом)

Воспитатель: Где раньше одежду хранили? (в сундуке)

Воспитатель: А сейчас, где мы одежду храним? (в шкафу).

Воспитатель: Вот сколько нового мы с вами узнали сегодня на нашем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с куриным семейством"

Учим детей говорить внятно, не торопясь, упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков. ...

Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова"

Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова"...

Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста

Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...

Конспект занятия по развитию речи (младшая группа) Тема: заучивание русской народной песенки «Тень - тень-потетень». Звуковая культура речи: звук «Н» (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука «Н» Задачи:Образовательная: учить детей запоминать и выразите...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Предметы личной гигиены» для детей 4 – 5 лет

Цель: Формирование речевой активности детей.Образовательные задачи: Развитие диалогической речи детей,  нравственно называть предметы личной гигиены и употреблять их в активной речи.Раз...