Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с предметами старинного русского быта»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.
расширять знания детей о предметах старинного русского быта, их назначении в прошлом и исторической ценностью сейчас;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с предметами старинного русского быта»
Цель: воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.
расширять знания детей о предметах старинного русского быта, их назначении в прошлом и исторической ценностью сейчас;
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь, для чего они нужны. Чем полезны и важны человеку раньше были, что за службу сослужили.
- Сегодня мы с вами поговорим о предметах старинного русского быта. На моём столе много интересных вещей и картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет или картинку, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку: Всех накормит, зимой обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит.
Дети: Печка.
Воспитатель: Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?
Дети: В печке готовили еду, печка обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, зерно, лекарственные травы, мокрую одежду, в печке мылись.
Воспитатель: Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из кирпичей, значит, она какая?
Дети: Кирпичная.
Воспитатель: Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – жарко становится – пора и готовить. Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля, а где в печке уголёк,
сварит кашу ….
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: А кто знает, почему его называют чугунок?
Дети: Потому что он сделан из чугуна.
Воспитатель: Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так: Из русской печи кашу тащи. Чугунок очень рад, что схватил его …
Дети: Ухват.
Воспитатель: Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Воспитатель: Что ты достал из печи?
Ребё нок: Чугунок.
Воспитатель: Чем ты достал чугунок?
Ребё нок: Ухватом.
Воспитатель: Для чего нужен был в доме ухват?
Дети: Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.
Воспитатель: Выпускает жаркий чай, древний чайник….
Дети: Самовар.
Воспитатель: Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю. Что же он варит?
Дети: Чай.
Воспитатель: Это самовар. Вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с сахаром, мёдом, пирогами, блинами. Как вы думаете, сейчас в наше время есть самовары?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно. Сейчас самовары стали электрические.
Воспитатель: Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?
Ответы детей.
Воспитатель: Молоко хранили в крынке или кувшине.
Рассматривание предметов.
Воспитатель: Крынка, кувшин – что это?
Дети: Это посуда.
Воспитатель: Из чего она сделана?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Глиняная.
Воспитатель: Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Глиняный.
Воспитатель: Чем он отличается от крынки?
Дети: Формой и высотой.
Воспитатель: Вот этот предмет называется туесок. Туесок сделан из коры берёзы. Кто знает, как называется кора берёзы?
Дети: Береста.
Воспитатель: Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: молоко, квас, морс в такой посуде, в жару долго оставались холодными, а горячая еда, наоборот, долго не остывала.
Воспитатель: Хороводная игра «Золотые ворота».
Воспитатель: Воду дед носил с утра каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, держит ведра ….
Дети: Коромысло.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Из чего делали коромысло?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Что у коромысла по краям?
Дети: Крючки.
Воспитатель: Для чего эти крючки?
Дети: Для вёдер.
Воспитатель: Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой поморской семье. Коромысло можно носить на одном плече или на двух.
Воспитатель: Про этот предмет говорили : Из липы свито дырявое корыто. Днём заперто, а ночью открыто. В лес идёт – клетки кладёт, из леса идёт – перекладывает. Это лапти.
Рассматривание лаптей разного размера.
Воспитатель: Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год помор изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
Воспитатель: В старину, ребята, для умывания использовали рукомойник. Внутри у него водичка. Наклони его и потечёт быстрая струйка. Рассматривание рукомойника.
Воспитатель: Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят?
Дети: Утюгом.
Воспитатель: А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи валька и колотилки. Показ иллюстраций с изображением этих предметов.
Воспитатель: Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук. Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранились одежды, обувь, кухонная утварь. А иногда хозяева спали на сундуках.
Воспитатель: Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?
Дети: Половиками.
Воспитатель: Какой формы половики?
Дети: Прямоугольные, длинные.
Воспитатель: Для чего пол покрывали?
Дети: Для тепла.
Воспитатель: Скажите, используем сегодня мы такие половики?
Дети: В деревнях и на дачах.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось? А сейчас поиграем в игру. Игра называется «Что было, что стало».
Воспитатель: Где готовили еду в старину? (в печке)
Воспитатель: А сейчас, где готовим? (на газовой плите)
Воспитатель: В чем раньше кашу варили? (в чугунке)
Воспитатель: А сейчас, в чём варим? (в кастрюле)
Воспитатель: В чем раньше готовили чай? (в самоваре)
Воспитатель: А сейчас? (в чайнике)
Воспитатель: Зачем нужно было коромысло? (воду носить)
Воспитатель: А у нас сейчас что есть? (водопровод)
Воспитатель: Какую обувь раньше люди носили? (лапти)
Воспитатель: А сейчас? (сапоги, ботинки, туфли)
Воспитатель: С помощью чего гладили бельё? (валька и колотилки)
Воспитатель: А в настоящее время? (утюгом)
Воспитатель: Где раньше одежду хранили? (в сундуке)
Воспитатель: А сейчас, где мы одежду храним? (в шкафу).
Воспитатель: Вот сколько нового мы с вами узнали сегодня на нашем занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с куриным семейством"
Учим детей говорить внятно, не торопясь, упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков. ...
Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова"
Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова"...
Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста
Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.«Если хочешь быть здоровым».
Тема недели «Если хочешь быть здоровым»....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...
Конспект занятия по развитию речи (младшая группа) Тема: заучивание русской народной песенки «Тень - тень-потетень». Звуковая культура речи: звук «Н» (изолированного, в словосочетаниях, в словах).
Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука «Н» Задачи:Образовательная: учить детей запоминать и выразите...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Предметы личной гигиены» для детей 4 – 5 лет
Цель: Формирование речевой активности детей.Образовательные задачи: Развитие диалогической речи детей, нравственно называть предметы личной гигиены и употреблять их в активной речи.Раз...