Знакомство с буквой "Г" и звуком [г]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Знакомство с буквой «Г» и звуком [г].»
«Знакомство с буквой «Г» и звуком [г].»
Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [г] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуком [г] и без него (огурец, глаза, арбуз, гуси, грабли, гвоздь, гриб, буква Г, фишки, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, подготовительная группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.
Красные лапки
Щиплют за пятки
Беги без оглядки.
(гуси)
Ревнул черный вол –
За сто речек, за сто сел.
(гром)
Зубастые, а не кусаются.(грабли)
Маленький Ерофейка
Утонул до шейки.(гвоздь)
Стоит Антошка
На одной ножке.
(гриб)
Дети определяют, что первый звук в этих словах [г]. (правильно). Сегодня мы познакомимся со звуком [г] и научимся его четко произносить.
2. Работа со звуками.
Произнесение звука [г]. Характеристика артикуляции звука [г]:
- Звук [г] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г], поднимите синюю или зеленую фишку.
га, гё, гы, гэ, гю, го, гу, гя, ги
4. Произнесение звука [г] в словах.
Игра «Скажите слова наоборот»
Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Хорошо справились с заданием.
5. Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [г] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось. (огурец, глаза, арбуз).
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
7. Произношение звука [г] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки.
ГА-ГА-ГА - Острые рога.
ГА – ГА – ГА – У козы рога
ГУ-ГУ-ГУ - Мыть посуду не могу.
ГА-ГА-ГА - На небе радуга.
ГУ-ГУ-ГУ - Гуси на лугу.
ГУ-ГУ-ГУ - Гуляем на лугу.
ГУ-ГУ-ГУ–Там ромашка на лугу,
ГУ-ГУ-ГУ - Снеговик в снегу.
8. Развитие связной речи.
Игра «Закончи предложение словами на звук [г]»
На улице играет …. (Гармонь)
Папа читает (Газету)
Во дворе гогочет…. (Гусь)
У девочки голубые (Глаза)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)
Лодки по морю плывут
Люди веслами … (гребут)
Игра «Доскажи предложения»
Вместо точек придумайте слова на букву «г».
1. Машина стоит в… (гараже).
2. Гость проживает в… (гостинице).
3. Брат хорошо играет на… (гитаре).
4. Виноград рос на… (горе).
5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).
6. Под березой нашли крепкий… (гриб).
7. Папа любит читать… (газеты).
8. На дереве сидел черный… (грач).
9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).
Игра «Найди лишнее слово»
- Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.
- Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.
Ответ: 1. Волк. 2. Клад, так как в них нет буквы «г».
Пословицы
- Глаза боятся, а руки делают.
- «Грамоте учиться - всегда пригодится»
Скороговорки
- Гусь ГОГА и гусь ГАГА друг без друга ни шага.
- Гроза грозна, грозна гроза.
9. Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г. Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки).
Говорю я вам друзья,
Без буквы Г никак нельзя,
Гвоздик, Галочка, грибок,
Знать буквы надо на зубок!
Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.
Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.
- Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».
- Попробуем нарисовать ее глазами.
10. Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
11. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.
Чтобы нам запомнить букву «Г», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.
12. Чтение слогов с буквой «Г» по карточкам. - Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
Итог.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».
Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
знакомство с новым звуком "Д" и "Дь"
Открытое занятие учителя-логопеда с детьми 6 лет...