Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е»
Тема: Звук [е], буква Е.
Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.
Учить правильно составлять слова из букв разрезной азбуки.
Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях.
Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких, глухих.
Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей,
Формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению
Оборудование : на каждого ребенка: фасоль.
Демонстрационный материал: плакаты к играм «Вертолина», «Нарисованное слово», «Ребусы», игрушка тигренок.
Литература: Волина «Учимся играя», Шумаева «Как хорошо уметь читать»
Ход НОД
Дети входят в группу и встают кругом.
В: -Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо от Почемучки!
(«Здравствуйте, уважаемые ребята! Помогите мне попасть в волшебную страну. Там пропущена одна буква и я не могу прочитать название страны»)
Ну что, ребята, поможем Почемучке?
1. Знакомство с новым материалом
-Ребята сегодня мы познакомимся со звуком «Е», с буквой «Е», но сначала сделаем артикуляционную разминку - выучим скороговорку:
Женя на скамейку села,
Справа-Сева,
Слава - слева.
2. Характеристика звука «Е».
-Молодцы. Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е».
Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».
-Попробуйте вы произнести звук «Е».
- Я сейчас прочту стихотворение, слушайте внимательно: в каких словах есть звук «Е».
Громко топал слон ногами!
- Не хочу играть я с вами,
Я сегодня так сердит
Потерял я аппетит!
-Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова (ответы детей)
-А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова (ответы детей)
-Назовите слова где звук «Е» в конце слова (ответы детей)
Теперь, ребята, я покажу вам серию картинок, где звук [е] находится в разных позициях:
- в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот;
-в середине: лещ, валенки, веник, леска;
-в конце: поле, море, горе;
- с двумя звуками [е]: мебель лебеда, метель.
Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук [е], составляют небольшие рассказы.
-Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей)
-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)
-Почему они называются гласными? (ответы детей)
-Какие еще бывают звуки?
-Согласные
-Почему их называют согласными? (ответы детей)
-Твердые и мягкие звуки
-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)
-Звонкие и глухие.
-Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)
-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.
3. Физминутка
Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(соответствующие движения)
«Поезд едет, едет, едет
Мимо елей и берез.
Далеко уехал поезд
Еле слышан стук колес! »
(Движение руками имитирующее вращение колес)
4. Характеристика буквы «Е»
-Ребята, звук «Е», обозначается буквой «Е».
Этой буквой обозначается мягкость согласных.
«Лена гребнем причесалась,
В нем три зубчика осталось».
-Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,
Самая длинная - сверху вниз, вверху - слева направо.
В середине и внизу - слева направо.
-Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.
- А теперь выложим букву «Е» из фасоли.
5. Закрепление пройденного материала.
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Нарисованное слово».
Дидактическая задача: Развивать сообразительность, внимание,
Умение быстро находить букву.
Ход игры:
На магнитной доске вывешивается плакат с нарисованным словом
«Часы», затем «Яблоко».
Слова «нарисованы» буквами, образующими предмет.
Дети называют нарисованный предмет и находят в нем буквы. -Молодцы! Теперь пришла пора отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику.
«Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту трем, трем
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем»
Соответствующие движения.
Занимательное упражнение «Загадки, складки»
Содержание:
В упражнении принимает участие игрушка тигренок.
Тигренок читает стихи, в которых не достает последнего слова,
«просит детей, подсказать это слово»
«В нашем садике поверьте,
Целый день играют. (Дети) .»
«В зоопарк открыли двери
Здесь гостей встречают. (Звери) »
«Понеслись к другой планете
Космонавты на. (Ракете) »
Я предлагаю вам поиграть в игру «Вертолина»
Дидактическая задача:
Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в чтении,
Воспитывать любовь и интерес к чтению.
Ход игры:
На магнитную доску, вывешивается плакат на котором изображен круг,
В нем написаны слова по кругу.
-Хорошо, все справились с заданием.
Игра «Отгадай ребус»
Дидактическая задача:
Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей.
Ход игры:
На плакатах часть слова написана буквами, другая часть слова изображена
Картинкой.
Итак, какой же буквы не хватает в названии волшебной страны?
-Ответ детей
Давайте вместе прочитаем!
Молодцы, ребята! Теперь Почемучка может отправляться в волшебную страну «Карамелька» и за вашу помощь он прислал угощения - карамельки!
6. Итог.
-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)
- Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)
-Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.
-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»
и буквой «Е».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....
План-конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Гласный звук Ы, буква Ы.Место звука в двух позициях - в середине слова и в конце.Цель: изучение гласной буквы Ы, формировать работу по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению, ...
Конспект НОД обучение грамоте в подготовительной группе
: 1.Анализ предложения и составление его из букв.2.Знакомство с буквой «Ч». 3.Совершенствовать навык чтения. 4.Правописание Ча и Чу. 5. Игра-загадка по модели....
Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б». ...
Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)
Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...
конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности
тема занятия " На пороге школы"...