Обучение чтению дошкольников
консультация по обучению грамоте

Гога Эльмира Раузатовна

чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_doshkolnikov_v_igrovoy_form1.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению дошкольников в игровой форме

Перед педагогом стоит практическая задача, как наполнить занятие разнообразными играми и материалами. Так как занятия два раза в неделю в течение года, нужно придумывать что-то новенькое и интересное.

Формирование навыка успешного чтения зависит от:

1. Развития психических процессов (память, мышление, внимание, восприятие)

От того как развиты эти процессы будет зависеть насколько быстро ребенок научиться читать.

Публикация «Консультация „Обучение чтению дошкольников в игровой форме“» размещена в разделах

Восприятие нужно ребенку, для того чтобы он видел образ буквы, слышал звуки. Восприятие у дошкольников носит непроизвольный характер.

Память нужна чтобы запомнить все буквы алфавита. У дошкольников она образная, лучше запоминается картинка, чем сказанное слово. Дети запоминают лучше то, что сказано эмоционально. То, что для них захватывающе, интересно, то что их удивит, какой-то сюрпризный момент, то они лучше запомнят.

Мышление - для того чтобы понять, как соединяются буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения.

Внимание нужно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на какой-то учебной задачи.

2. Развитие речи.

К четырем годам ребенок старается произносить звуки правильно, он уже может выделить звук в слове. В пять лет ребенок уже может составить рассказ по картинкам. Самое лучшее время для начала обучению чтения это 4-5 лет.

Задача педагога на начальном этапе сформировать у ребенка стремление учиться, сделать так чтобы ребенку было интересно.

Ведущая деятельность на занятиях с дошкольниками это игровая, занятия должны проходить в игре. Нужна смена деятельности, чтобы ребенок не уставал, долго на чем-то сосредоточиться они не могут, в силу своих возрастных особенностей.

«Сделать серьезное занятие занимательным, вот задача первоначального обучения.»

Ушинский.

Этапы обучения чтению:

1. Разбираем структуру слова, делим слова на слоги, знакомство со звуками, чтение по слогам.

2. Чтение слов.

3. Чтение предложений.

Игра на развитие слоговой структуры слова.

Игра «Ладошки».

Цель: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Материал: предметные картинки, картинки в форме ладошек.

Ход игры: педагог показывает картинку и называет название предмета, а дети должны отхлопать каждый слог. После отхлопывания дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Если один слог показываем одну ладошку, если два две и т. д

Одним из важных этапов при обучении чтению является развитие фонематического слуха-умение определять звуки в слове, их количество и последовательность.

Игра "Лови звук"

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры: педагог называет ряд звуков, дети, когда слышат заданный звук хлопают, топают и т. п.

Игра «Поменялся звук»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры: педагог называет предмет в комнате, но меняет первый звук в слове, а дети должны отгадать предмет (например зампа-лампа)

Игра «Найди звук» (в начале, в середине или в конце слова)

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в начале, середине или в конце слова.

Материал: предметные картинки, звуковые схемы.

Ход игры: педагог показывает картинку и проговаривает название слова, а дети должны выделить заданный звук в начале, в середине или в конце слова.

Игра «Рулетка»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук.

Материал: кегля от детской игры «Боулинг»

Ход игры: педагог крутит рулетку (кеглю, на кого она покажет, тот ребенок называет слово на заданный первый звук.

Игры и упражнения, знакомящие детей с буквами, способствуют запоминанию букв, правильному написанию букв.

Игра «Разрезные буквы».

Цель: способствовать запоминанию букв и развитию наглядно-действенного мышления, предупреждение ошибок в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочного написания вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Материал: карточки с буквами, разрезанные на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей).

Ход игры: предлагайте ребенку собирать буквы.

Игра «Умные буквы».

Цель: запоминать буквы, развивать внимание, учиться определять первый звук в словах.

Материал: распечатанные буквы с картинками.

Ход игры: обвести букву по контуру карандашом, раскрасить картинки начинающие на определенный звук.

Игра «Лабиринты»

Цель: запоминать буквы, развивать моторику, внимание, умение рисовать безотрывную линию.

Материал: картинки с лабиринтами.

Ход игры: пройти от большой буквы до картинки, прокладывая дорожку по заданной букве.

Самое сложное в обучении чтению – это слогослияние.

Игра «Дорожки-проводилки».

Цель: научить соединять буквы в слоги.

Материал: игрушки черепаха, человечек, машина, самолет, картинки с буквами.

Ход игры: надо тянуть первый звук до тех пор, пока черепашка не доползет (машинка не доедет, человечек не добежит, самолет не долетит) до второй буквы.

Игры на чтение слогов и слов.

Игра «Лифт».

Цель: научить чтению слогов

Материал: звуковые домики и буквы из картона.

Ход игры: педагог выкладывает вертикально буквы в ряд, получился домик в котором живут буквы, заданная буква катается на лифте и приходит в гости к соседям, дети читают слоги.

Игра «Пчелы на поляне»

Цель: научить чтению слогов.

Материал: цветы из цветной бумаги, карточки со слогами.

Ход игры: детям предлагается представить себя пчелами, собрать цветочки и прочитать слоги.

Игра «Аэродромы»

Цель: научить чтению слогов.

Материал: листы бумаги в формате А4, на которых написаны слоги.

Ход игры: листы бумаги аэродромы, детям предлагается представить себя самолетами, педагог диспетчер. Самолет летает вокруг аэродромов, диспетчер объявляет посадку каждый раз на разные аэродромы.

Игра: «За грибами».

Цель: научить чтению слогов.

Материал: корзина и карточки со слогами.

Ход игры: ребенок вместо грибов собирает карточки, читает слоги и складывает в корзину.

Игра «Ребусы».

Цель: научить чтению слов.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: педагог демонстрирует карточку с ребусом, детям предлагается назвать слова, выделить первый звук и обозначить его буквой, должно получится слово из первых букв.

Игра «Рыбалка».

Цель: научить чтению слов.

Материал: карточки со словами, картинки, удочки.

Ход игры: дети ловят карточки, переворачивают, читают слова и кладут карточку на соответствующую картинку.

Игра «Большая стирка».

Цель: научить чтению слов.

Материал: стиральная машина из картона, карточки со словами, веревка, прищепки.

Ход игры: достать карточки из стиральной машины, повесить на веревку сушить, прочитать слова, сделать звуко-буквенный разбор слова.

Спасибо за внимание! Желаю Вам интересных занятий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Рабочая программа кружка "Читалочка" по обучению чтению дошкольников в условиях ДОУ.

Перспективное планирование занятий кружка по обучению чтению «Читалочка» График работы кружкаПлан работы кружка...

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Многие родители хотят, чтобы их ребенок, как можно быстрее научился читать. Для этого покупают различные игры, занимаются ежедневно, а ребенок все никак читать не научится. В чем же проблема? Да в том...

Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....