Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей 3-4 года« Калейдоскоп» Бизина А.Р.
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа)
Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей 3-4 года« Калейдоскоп» Бизина А.Р.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение Болчаровская СОШ
детский сад «Ёлочка»
Дополнительная программа
кружковой работы по сенсорному
развитию для детей 3-4 лет« Калейдоскоп»
Разработала: воспитатель: Бизина А.Р.
Болчары,2024-25г.г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. | Учреждение | Муниципальное казенное образовательное учреждение Болчаровская СОШ Детский сад «Ёлочка» |
2. | Полное название программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» |
3. | Сведения об авторах | |
Ф.И.О., должность | Бизина Анжелика Райтисовна | |
4. | Сведения о программе | |
Нормативная база |
| |
Область применения | дополнительное образование | |
Направленность | социально-педагогическая | |
Тип программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая | |
Вид программы | модернизированная | |
Уровень программы | ознакомительный | |
Возраст обучающихся по программе | 3-4 года | |
Продолжительность обучения | 1 года | |
5 | Заключение экспертного совета |
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Младший возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем.
В работе с детьми младшего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Взаимодействие с родителями.
Формы | Период | Содержание |
Анкетирование родителей | 1 раз в год в начале года | «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» |
Наглядная информация (стенд, папки, сайт) | 1 раз в месяц | «Что такое « сенсорика» и почему так важно её развивать» «Игры с песком – лучшее развлечение для детей» «Роль цвета в развитии ребенка» «Как правильно играть с игрушками» и др. |
Консультации | 1 раз в квартал | «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?» «Как развивать мелкую моторику рук» |
Мастер-класс | 1 раз в год | «Игры с камешками марблс» |
Выставки творчества | 1 раз в год | «Калейдоскоп игр» |
Совместное мероприятие | 1 раз в год | «Путешествие в страну Сенсорика» |
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
● Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
●Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
● Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
● Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
● Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
● Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
● Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
● Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
● Дать представления о чередовании предметов по форме.
Основные принципы программы
● Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
● Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
● Принцип единства диагностики и коррекции.
● Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
● Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
● Дети 3-4 года.
● Семьи детей, посещающих детский сад.
● Педагогический персонал детского сада.
Методы:
● Игровой метод (дидактические игры).
● Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
● Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
● групповая;
● подгрупповая;
● индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
● Учет интересов и способностей детей.
● Желание родителей.
● Добровольное участие.
● Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Занятия проводятся с группой детей, 60 занятий по 10 – 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Предполагаемый результат
● Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
● Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник).
● Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
● Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
● Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Учебный план
№ п/п | Названия раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1/10 | 3 | 7 | Диагностика, опрос | |
2 | Матрешка | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
3 | Домик с большими и маленькими окошками | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
4 | Домик с треугольными окошками | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
5 | Домик с треугольными и прямоугольными окошками | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
6 | Мячи четырех цветов | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
7 | Найди куклу по цвету | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
8 | Наши пальчики | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
9 | Волшебные ручки | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
10 | Пересыпание ложкой | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
11 | Прыг-скок по дорожке | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
12 | Сортировка | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
13 | Вкладыши | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
14 | Цветные палочки | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
15 | Шумящие коробочки | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
16 | Огоньки ночью | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
17 | Волшебный поднос | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
18 | Шарики | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
19 | Подбери по форме | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
20 | Выложи по образцу | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
21 | Кто быстрее | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
22 | Волшебные конфетки | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
23 | Золушка | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
24 | Воздушные шары | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
25 | Пальчиковые игры | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
26 | Поможем зайке разложить игрушки | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
27 | Ткани | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
28 | Строим башню | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
29 | Что лежит в мешочке? | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
30 | Подбери петушку перышко | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
31 | Сделаем куклам бусы | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
32 | Спрячь мышку | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
33 | Игры с палочками | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
34 | Башня из кубов | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
35 | Башня из кубов | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
36 | Итоговое занятие | 1/10 | 3 | 7 | Беседа, игровые упражнения | |
ИТОГО: | 36/360 | 108 | 252 |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
Работа с родителями
Дидактические игры:
● «Разложи орешки по цветам»
● «Разноцветная коробочка»
● «Украсим бабочек»
● «Застегни пуговицы»
● «Веселые карандаши»
● «Собери хвост петушку»
Провести консультации с родителями на темы:
● «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
● «Я учусь действовать с предметами»,
● «Массаж рук»,
● «Игра – спутник детства».
Литература:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2023
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2023.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М. Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:2023, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2024.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2023.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2023. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2023.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2024. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2024. – 96 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
.
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников младшей группы
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?____________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___________________________________________________________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!
Мониторинг ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ воспитанниками
(МЛАДШАЯ ГРУППА (от 3 до 4 лет)) за 2023–2024 учебный год.
«Сенсорное развитие»
№ | Ф.И. | Познавательная сфера | Цветовой спектр | Восприятие формы | Слуховое восприятие | итоги | |||||||||||||||||||
Ориентируется в 2 величинах (большой, маленький) по просьбе взрослого | Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию | Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешек, мисочки, формочки | Строит самостоятельно не сложную постройку (4-8 кубиков) по просьбе взрослого | (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый) | Сличение («Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток») | Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток») | Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают) | Выбор по названию («Покажи, где кубик») | Разрезные картинки из 2-х фрагментов | Узнает и называет по голосу животное, муз. инструменты | |||||||||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий уровень развития
* Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
1 год обучения:
предметные (обучающие):
будут знать: представления о величины, цвете, форме, о себе и других людях, объектах и явлениях окружающего мира.
мета предметные (развивающие):
будут развиты: внимание, память; воображение, образное и пространственное мышление; мелкая моторика рук.
личностные (воспитывающие):
приобретут навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микро группе), научатся уважительно относиться друг к другу, ценить свой и чужой труд; быть аккуратными, усидчивыми.
2 год обучения:
предметные (обучающие):
научатся самостоятельно подбирать цветовую гамму, интересуются окружающими предметами, и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
мета предметные (развивающие):
будут развиты внимание, воображение, формирование представлений о времени, цвете, величине предметов; мелкая моторика рук;
личностные (воспитывающие):
приобретут самостоятельность, ответственность, навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микро группе), будут привиты усидчивость, аккуратность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по сенсорному развитию "Калейдоскоп" в группе раннего возраста.
Кружковая работа с детьми 2-3 лет....
Программа кружковой работы учителя-логопеда "Звукознайка" на 2017-2019 учебные годы
Для детей 5-7 лет....
Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы «Игровая мозаика».
Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы «Игровая мозаика»....
Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей 2-3 лет« Калейдоскоп»
дополнительная программа...
Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка"
Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка". Разработчик:воспитатель Торчаков. М. Р...
Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)
Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...
Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста
Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...