Тема: «Волшебная страна». Знакомство со звуком и буквой Ж.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_zh.docx | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
Тема: «Волшебная страна». Знакомство со звуком и буквой Ж.
Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
«Речевая деятельность» - Актуализировать знания о звуке Ж и букве Ж; активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы; определять положение звука Ж в слове; упражнять в умении договаривать слог до целого слова; совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений; закреплять умение составлять и анализировать предложения; развивать фонематический слух, слуховое внимание, связную речь.
«Познавательно-исследовательская деятельность» - Уточнить знания о насекомых и животных; развивать умение планировать предстоящую деятельность, выделять сходство между знакомыми предметами.
«Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение работать в паре (группе), вести диалог, проводить взаимопроверки; самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения.
Методы и приемы:
Практические: чтение слогов, слов.
Словесные: интерактивные технологии «Аквариум», «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»
Наглядные: набор картинок.
Материалы и оборудования: карта «Волшебная страна»; стилизованная и печатная буква Ж; игрушки медвежонок, жук; схемы слов, где определены начало, середина и конец слова; набор картинок: журавль, апельсин, бочка, арбуз; магнитные буквы, цифры от 1 до 5, набор картинок: дом, крыша, кружка, колобок, корова, груша; микрофон.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | динамическая пауза |
Игровая | игровые технологии |
Познавательно-исследовательская | моделирование |
Коммуникативная | беседа, ответы, вопросы |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Задачи (с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы | Организационный момент | ||
Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и знают много интересных игр. Ну что, вы готовы? Тогда в путь! Выставляется карта Волшебной страны. Отгадайте загадку – узнаете, кто здесь живет: «Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Просыпается от сна». (Медведь) Зимой у медведицы появился медвежонок. Он еще совсем маленький и не научился выговаривать все звуки. Послушайте, что он говорит: «Здравствуйте, дети! Я ш-ш-шиву в лесу. У меня много друзей, я со всеми друш-ш-шу!» Какой звук не научился выговаривать медвежонок? Научим его говорить правильно? | Дети стоят вокруг воспитателя. Отгадывают загадку. Звук Ж. | |||
Познакомить с характеристикой звука Ж. | Акустический и артикуляционный анализ звука. | Ознакомлены с характеристикой звука Ж. | ||
- Произнесите звук: Ж-Ж-Ж. Звук Ж жужжит, как жук. Этот звук можно пропеть? Значит, звук Ж гласный или согласный? Он звонкий или глухой? Этот звук произносится твердо, он не имеет мягкой пары. Какой еще согласный звук не имеет мягкой пары? Кто расскажет про звук Ж? | Произносят звук Ж-Ж-Ж, отвечают на вопросы: Нет. Согласный. Звонкий – горлышко дрожит. Звук Ш. Звук Ж – звонкий согласный, всегда твердый. | |||
Деятельностный | Определять положение звука Ж в слове. | Упражнение «Три рейки» Интерактивная технология «Дерево знаний» | Закреплено умение детей определять положение звука Ж в слове. | |
Жора, жук, жираф, жужжит – Что слова объединяет? Ну конечно, звук Ж. Ты нашел его уже? Разгляди ты все картинки И скажи, где в серединке, Где в конце, а где в начале Буква Ж нас всех встречает. Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, и вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, какую звуковую схему вы выберите. А чтобы ее заполнить, выберите картинки с Дерева знаний. Для этого определите, где слышится звук Ж – в начале, середине, конце слова. После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать. Молодцы! | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает схему и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать. | |||
Актуализировать знания о звуке Ж и букве Ж. | Представление буквы Ж | Имеют представления о букве и звуке Ж. | ||
На мольберт выставляется стилизованная буква Ж. «Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее шесть жучиных ножек». (В.Кожевников) Буква Ж очень похожа на жука. Как вы считаете буква Ж гласная или согласная? Докажите. | Рассматривают стилизованную букву Ж, отвечают на вопросы: Согласная. Звук, который она обозначает, встречает преграду. | |||
Интерактивная технология «Работа в парах» | Развито логическое мышление. | |||
Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Вам необходимо нарисовать букву Ж и придумать ей какой-нибудь образ. Прежде чем приступите к работе, договоритесь, что вы нарисуете, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось. | Дети дорисовывают образ буквы Ж до бабочки, жука, человечков и т.д. | |||
Упражнять в умении договаривать слог до целого слова. | Игра «Добавлялки» | Договаривают слог до целого слова. | ||
Жук, похожий на букву Ж и жужжащий, как звук Ж, поет песенку и просит вас с ним поиграть в добавлялки. Жу-жу-жу – я по листику… (хожу). Жи-жи-жи – ты мне лапку …(покажи). Же-же-же – ох, устал летать…(уже). | Дети слушают начало чистоговорки, договаривают последнее слово с предложенным слогом. | |||
Упражнение «Слоговое лото» интерактивная технология «Карусель» | ||||
Я – стеснительная малышка, Маленькая летучая …(мышка). Вишу сейчас вниз головой, хочу поговорить с тобой. Ты слоги сможешь прочитать, А потом слова назвать? Попробуйте, а заодно на «карусели прокатимся». Договоритесь с кем вы в паре будете кататься, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества. Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите карточку, на которой написан слог; прочитайте его. Займите свои места. Те дети, у кого в руках карточка, будут говорить: «Назови слово со слогом…», а те, у кого карточки нет, называют слово с предложенным слогом. Катаясь на карусели вы назвали много слов | Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку. Дети активно взаимодействуют друг с другом. Дети, стоящие во внутреннем круге, предлагают назвать слово с данным слогом. Дети, стоящие во внешнем круге, называют слово. | |||
Развивать фонематический слух, слуховое внимание. | Упражнение «Угадай по первым звукам» | Развит фонематический слух, слуховое внимание. | ||
А с кем мы сейчас повстречаемся, узнаете, если отгадаете слово по первым звукам названий картинок. Воспитатель выставляет по порядку четыре картинки: журавль, апельсин, бочка, арбуз. Мы попали на болото, в гости к жабе. | Дети рассматривают картинки, определяют первые звуки в словах, составляют слово жаба. | |||
Совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений; закреплять умение составлять и анализировать предложения. | Упражнение «Составь предложение» Интерактивная технология «Аквариум» | Читают слоги и слова, написанные в занимательной форме. | ||
Жаба интересуется, знаете ли вы, из чего состоят предложения? Она предлагает вам составить предложения со словом жаба. Давайте выполним это задание в «Аквариуме». Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы меняются местами. Из этих слов составьте предложение и зарисуйте схему. (Обратите внимание, что предлоги – это короткие слова). Выполнив задание, договоритесь в группе, кто будет отвечать. Необходимо прочитать предложение, назвать количество слов. Молодцы! | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества. Выбирают подходящее животное. Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами. | |||
Развивать фонематический слух, слуховое внимание. | Упражнение «Угадай слово» Интерактивная технология «Цепочка» | Развит фонематический слух, слуховое внимание. | ||
Жаба прыг с кочки на кочку, и вот мы уже в гостях у бобра. А бобр с цифрами играет. Я математику люблю, Игру сейчас вам предложу. Все цифры вышли на парад И выстроились в стройный ряд. Бобр загадал слово, разгадав которое мы узнаем, что нам помогло справиться со всеми этими трудными заданиями в Волшебной стране. Под каждой цифрой размещена картинка. Цифра указывает, какой по счету звук из названия картинки надо выделить и соответственно обозначить его буквой. А выполнять мы это будем в «Цепочке» На магнитной доске размещаются цифры от 1 до 5. Под цифрой 1 – дом, 2 – крыша, 3 – груша, 4 – кружка, 5 – колобок, 6 – корова. Дети составляют слово, используя магнитные буквы. Так что же помогло нам преодолеть все трудности в пути? | Дети строятся друг за другом. Рассматривают картинку, выделяют нужный звук, находят соответствующую букву. Составляют слово ДРУЖБА | |||
Заключительный | Вам понравилось путешествовать по Волшебной стране? С кем вы повстречались во время путешествия? А что вы нового узнали в Волшебной стране? Расскажите корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей? | Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте на тему: "Знакомство со звуком и буквой К".
Данный конспект представляет собой обучение детей грамоте в занимательной форме, знакомство с новым звуком, буквой....