Тема: «Волшебная страна». Знакомство со звуком и буквой Ж.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна
Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  
 
Задачи:
 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуке Ж и букве Ж; активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы; определять положение звука Ж в слове; упражнять в умении договаривать слог до целого слова; совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений; закреплять умение составлять и анализировать предложения; развивать фонематический слух, слуховое внимание, связную речь.
«Познавательно-исследовательская деятельность» - Уточнить знания о насекомых и животных; развивать умение планировать предстоящую деятельность, выделять сходство между знакомыми предметами.
«Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение работать в паре (группе), вести диалог, проводить взаимопроверки; самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения.
Методы и приемы:
Практические: чтение слогов, слов.
Словесные: интерактивные технологии «Аквариум», «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»
Наглядные: набор картинок.
 
Материалы и оборудования: карта «Волшебная страна»; стилизованная и печатная буква Ж; игрушки медвежонок, жук; схемы слов, где определены начало, середина и конец слова; набор картинок: журавль, апельсин, бочка, арбуз; магнитные буквы, цифры от 1 до 5, набор картинок: дом, крыша, кружка, колобок, корова, груша;  микрофон.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_zh.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Волшебная страна». Знакомство со звуком и буквой Ж.

Интеграция образовательных областей: «Речевая деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность»,  «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

 «Речевая деятельность» -  Актуализировать знания о звуке Ж и букве Ж; активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы; определять положение звука Ж в слове; упражнять в умении договаривать слог до целого слова; совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений; закреплять умение составлять и анализировать предложения; развивать фонематический слух, слуховое внимание, связную речь.

«Познавательно-исследовательская деятельность» - Уточнить знания о насекомых и животных; развивать умение планировать предстоящую деятельность, выделять сходство между знакомыми предметами.

«Социально-коммуникативное развитие» - совершенствовать умение работать в паре (группе), вести диалог, проводить взаимопроверки; самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения.

Методы и приемы:

Практические: чтение слогов, слов.

Словесные: интерактивные технологии «Аквариум», «Дерево знаний», «Работа парами», «Цепочка»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: карта «Волшебная страна»; стилизованная и печатная буква Ж; игрушки медвежонок, жук; схемы слов, где определены начало, середина и конец слова; набор картинок: журавль, апельсин, бочка, арбуз; магнитные буквы, цифры от 1 до 5, набор картинок: дом, крыша, кружка, колобок, корова, груша;  микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая пауза

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Активизировать детей к самостоятельному анализу звука и буквы

Организационный момент

Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и знают много интересных игр. Ну что, вы готовы? Тогда в путь!

Выставляется карта Волшебной страны.

Отгадайте загадку – узнаете, кто здесь живет:

«Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна». (Медведь)

Зимой у медведицы появился медвежонок. Он еще совсем маленький и не научился выговаривать все звуки. Послушайте, что он говорит: «Здравствуйте, дети! Я ш-ш-шиву в лесу. У меня много друзей, я со всеми друш-ш-шу!»

Какой звук не научился выговаривать медвежонок?

Научим его говорить правильно?

Дети стоят вокруг воспитателя.

Отгадывают загадку.

Звук Ж.

Познакомить с характеристикой звука Ж.

Акустический и артикуляционный анализ звука.

Ознакомлены с характеристикой звука Ж.

- Произнесите звук: Ж-Ж-Ж.

Звук Ж жужжит, как жук.

Этот звук можно пропеть?

Значит, звук Ж гласный или согласный?

Он звонкий или глухой?

Этот звук произносится твердо, он не имеет мягкой пары.

Какой еще согласный звук не имеет мягкой пары? Кто расскажет про звук Ж?

Произносят звук Ж-Ж-Ж, отвечают на вопросы:

Нет.

Согласный.

Звонкий – горлышко дрожит.

Звук Ш.

Звук Ж – звонкий согласный, всегда твердый.

Деятельностный

Определять положение звука Ж в слове.

Упражнение «Три рейки»

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Закреплено умение детей определять положение звука Ж в слове.

Жора, жук, жираф, жужжит –

Что слова объединяет?

Ну конечно, звук Ж.

Ты нашел его уже?

Разгляди ты все картинки

И скажи, где в серединке,

Где в конце, а где в начале

Буква Ж нас всех встречает.

Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, и вспомните правила сотрудничества.

Договоритесь в паре, какую звуковую схему вы выберите. А чтобы ее заполнить, выберите картинки с Дерева знаний. Для этого определите, где слышится звук Ж – в начале, середине, конце слова. После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать.

Молодцы!

Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает схему и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок.

Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Актуализировать знания о звуке Ж и букве Ж.

Представление буквы Ж

Имеют представления о букве и звуке Ж.

На мольберт выставляется стилизованная буква Ж.

«Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее шесть жучиных ножек». (В.Кожевников)

Буква Ж очень похожа на жука. Как вы считаете буква Ж гласная или согласная? Докажите.

Рассматривают стилизованную букву Ж, отвечают на вопросы:

Согласная.

Звук, который она обозначает, встречает преграду.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Развито логическое мышление.

Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Вам необходимо нарисовать букву Ж и придумать ей какой-нибудь образ.

Прежде чем приступите к работе, договоритесь, что вы нарисуете, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось.

Дети дорисовывают образ буквы Ж до бабочки, жука, человечков и т.д.

Упражнять в умении договаривать слог до целого слова.

Игра «Добавлялки»

Договаривают слог до целого слова.

Жук, похожий на букву Ж и жужжащий, как звук Ж, поет песенку и просит вас с ним поиграть в добавлялки.

Жу-жу-жу – я по листику… (хожу).

Жи-жи-жи – ты мне лапку …(покажи).

Же-же-же – ох, устал летать…(уже).

Дети слушают начало чистоговорки, договаривают последнее слово с предложенным слогом.

Упражнение «Слоговое лото»

интерактивная технология «Карусель»

Я – стеснительная малышка,

Маленькая летучая …(мышка).

Вишу сейчас вниз головой,

хочу поговорить с тобой.

Ты слоги сможешь прочитать,

А потом слова назвать?

Попробуйте, а заодно на «карусели прокатимся».

Договоритесь с кем вы в паре будете кататься, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспомните правила сотрудничества.

Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите карточку, на которой написан слог; прочитайте его. Займите свои места.

Те дети, у кого в руках карточка, будут говорить: «Назови слово со слогом…», а те, у кого карточки нет, называют слово с предложенным слогом.

Катаясь на карусели вы назвали много слов

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети активно взаимодействуют друг с другом.

Дети, стоящие во внутреннем круге, предлагают назвать слово с данным слогом.

Дети, стоящие во внешнем круге, называют слово.

Развивать фонематический слух, слуховое внимание.

Упражнение «Угадай по первым звукам»

Развит фонематический слух, слуховое внимание.

А с кем мы сейчас повстречаемся, узнаете, если отгадаете слово по первым звукам названий картинок.

Воспитатель выставляет по порядку четыре картинки: журавль, апельсин, бочка, арбуз.

Мы попали на болото, в гости к жабе.

Дети рассматривают картинки, определяют первые звуки в словах, составляют слово жаба.

Совершенствовать навык чтения слогов, слов и предложений; закреплять умение составлять и анализировать предложения.

Упражнение «Составь предложение»

Интерактивная технология «Аквариум»

Читают слоги и слова, написанные в занимательной форме.

Жаба интересуется, знаете ли вы, из чего состоят предложения? Она предлагает вам составить предложения со словом жаба. Давайте выполним это задание в «Аквариуме».

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы меняются местами.

Из этих слов составьте предложение и зарисуйте схему. (Обратите внимание, что предлоги – это короткие слова). Выполнив задание, договоритесь в группе, кто будет отвечать. Необходимо прочитать предложение, назвать количество слов. Молодцы!

Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети, договариваются, делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Выбирают подходящее животное.

Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

Развивать фонематический слух, слуховое внимание.

Упражнение «Угадай слово»

Интерактивная технология «Цепочка»

Развит фонематический слух, слуховое внимание.

Жаба прыг с кочки на кочку, и вот мы уже в гостях у бобра. А бобр с цифрами играет.

Я математику люблю,

Игру сейчас вам предложу.

Все цифры вышли на парад

И выстроились в стройный ряд.

Бобр загадал слово, разгадав которое мы узнаем, что нам помогло справиться со всеми этими трудными заданиями в Волшебной стране.

Под каждой цифрой размещена картинка. Цифра указывает, какой по счету звук из названия картинки надо выделить и соответственно обозначить его буквой.

А выполнять мы это будем в «Цепочке»

На магнитной доске размещаются цифры от 1 до 5. Под цифрой 1 – дом, 2 – крыша, 3 – груша, 4 – кружка, 5 – колобок, 6 – корова. Дети составляют слово, используя магнитные буквы.

Так что же помогло нам преодолеть все трудности в пути?

Дети строятся друг за другом.

Рассматривают картинку, выделяют нужный звук, находят соответствующую букву.

Составляют слово ДРУЖБА

Заключительный

 Вам понравилось путешествовать по Волшебной стране? С кем вы повстречались во время путешествия? А что вы нового узнали в Волшебной стране? Расскажите корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте на тему: "Знакомство со звуком и буквой К".

Данный конспект представляет собой  обучение детей грамоте в занимательной форме, знакомство с новым звуком, буквой....