Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте и познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Вулкан и вулканолог»
опыты и эксперименты по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Создание благоприятных условий для использования элементов познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в обучении грамотности. Удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
• Обучающие:
1. Познакомить детей с профессией вулканолога.
2. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. Упражнять детей в умении различать звуки и буквы, выделять первый звук в слове, составлять схему к словам, составлять слова из букв;
4. Активизировать в речи детей слова: жерло, кратер, лава.
5. Закреплять навык чтения.
6. Осуществить интеграцию образовательных областей.
• Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
• Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zona_novyy.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Конспект образовательной деятельности
по обучению грамоте и познавательному развитию
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Вулкан и вулканолог»
Выполнила:
воспитатель
Филистович Наталья Сергеевна
г.Болгар 2024 год
Цель: Создание благоприятных условий для использования элементов познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в обучении грамотности. Удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
• Обучающие:
1. Познакомить детей с профессией вулканолога.
2. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. Упражнять детей в умении различать звуки и буквы, выделять первый звук в слове, составлять схему к словам, составлять слова из букв;
4. Активизировать в речи детей слова: жерло, кратер, лава.
5. Закреплять навык чтения.
6. Осуществить интеграцию образовательных областей.
• Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
• Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
Методы и приемы:
- Словесные: беседа, вопросы, использование литературных произведений, чтение энциклопедического материала.
- Наглядные : рассматривание плаката о строении вулкана.
- Практические : проведение опытов.
Материалы и оборудование: Магнитная доска , мольберты, плакат с изображением вулкана, лавовые камни, макет вулкана, пищевой краситель, вода, пищевая сода, лимонная кислота, ящики с интерактивным песком, буквы, макет реки.
Ход занятия:
( 1 ЗОНА) Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна, я приехала к вам из другого детского сада. А вы любите путешествовать? Дети: Да! Воспитатель: Мы с вами совершим путешествие, а куда отгадайте, пожалуйста, загадку.
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
Дети: ( ВУЛКАН)
Воспитатель: Правильно, это вулкан! А давайте посчитаем сколько слогов в слове вулкан. Давайте прохлопаем (вул-кан).
Дети: два слога.
Воспитатель: Правильно, два слога.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите как выглядит вулкан. Вулкан - это конусообразная гора на вершине которой имеется впадина в виде воронки, это кратер. Жерло вулкана - это дыра уходящая глубоко в землю. Иногда вулкан просыпается и начинается сильный подземный гул и из его вершины вырывается пепел, пламя , раскаленные камни , а по склонам течет огненный поток-это лава. А еще во время путешествия мы с вами познакомимся с одной очень интересной профессией созвучной со словом вулкан, повторим буквы, звуки, слоги. В путешествии нас ждут задания, за выполнение которых вы будете получать конверты с подсказками. Ребята, а на чем мы можем отправимся в путешествие?
Дети: на машине, на автобусе, на поезде, на самолете.
Воспитатель: А я предлагаю вам отправиться в путешествие пешком! Строимся скорее за мной!
Физкультминутка
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Там задание нас ждет!
(2 ЗОНА)
Ребята, а вот и наше первое задание! Ребята у которых наклеен значок синего цвета, проходят к столу с синим значком. А ребята у которых наклеен красный значок, проходят к столу с красным значком.
Друзья мои, посмотрите ,что вы видите? ( ПЕСОК) Верно, это песок! Скажите пожалуйста знаете ли вы правила обращения с песком?
Предполагаемые ответы детей:
1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!
2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей.
3. Нельзя вдыхать песок.
4. После игры с песком — помой руки!
Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим деткам. Друзья, в песке что – то спрятано…Медленно и аккуратно опустите руки в песок и скажите какой песок? (сыпучий, теплый) ? Найдите спрятанные в нем предметы.
Что вы нашли?
Дети: БУКВЫ
Воспитатель: Верно ребята. Это буквы. Сейчас каждый из вашей команды ( обращаюсь к одной из команд) подойдет к мольберту и прикрепит на него букву которую нашел и назовет ее. А теперь ваша команда ( обращаюсь к другой команде) так же по очереди каждый крепит букву на мольберт называя ее. Молодцы, ребята, вы справились с заданием и получаете первый конверт с подсказкой!
Ребята, здесь нас ждет еще одно задание. Ваша команда должна составить слово ЖЕРЛО из данных букв, а ваша команда составляет слово ЛАВА.
Воспитатель: Ребята, а сколько букв в слове жерло?
Дети: пять букв!
Воспитатель: Правильно. А сколько букв в слове лава?
Дети: четыре буквы!
Воспитатель: правильно! Ребята, вы справились с этим заданием и получаете второй конверт с подсказкой.
Ну, что нам пора. А куда мы продолжим наше путешествие ?
Дети: к вулкану
Воспитатель: Строимся скорее за мной!
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Там задание нас ждет!
Ребята, посмотрите перед нами глубокая река. Как же нам перебраться через нее?
Ответы детей: Переплыть, построить мост.
Воспитатель: Давайте мы с вами построим мост через реку. Но не простой! Посмотрите, перед вами лежат дощечки. Найдите дощечку с цифрой 1. Что не ней изображено?
Дети: Глобус
Воспитатель: Назовите последний звук в слове глобус.
Дети: С
Воспитатель: Правильно С. Кладем первую дощечку… Ребята, теперь ищем дощечку с изображением предмета, который начинается на звук С. Молодцы! ( ГЛОБУС-САМОКАТ-ТЕЛЕВИЗОР).
Воспитатель: Молодцы, какой замечательный мост вы построили. Давайте построимся друг за другом и осторожно перейдем через реку.
Ребята и с этим заданием вы тоже справились и получаете третий конверт с подсказкой.
Посмотрите, а вот и следующее задание!
Воспитатель: Перед вами лежат квадраты синего, красного и зеленого цвета. А скажите мне пожалуйста что обозначают квадраты синего цвета в слове? А красного? А зеленого?
Ответы детей:
-Синий, твердый согласный
-Красный, гласный
-Зеленый, мягкий согласный
Из них вам нужно составить схему слова КРАТЕР.
(дети составляют)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились! Держите скорее четвертый конверт с подсказкой!
Ребята все конверты с подсказками у вас в руках! Предлагаю вам узнать, что же за профессия скрывается в этих конвертах! Открывайте их по очереди крепите на мольберт все подсказки. Сначала из первого конверта, затем из второго из третьего и четвертого. Ребята давайте попробуем прочитать это слово.
Дети: (ВУЛКАНОЛОГ)
Воспитатель: Вулканологи- это учёные, которые следят за состоянием вулканов и часто могут предсказать начало их извержений. Ребята, а давайте посчитаем сколько слогов в слове вул-ка-но-лог.
Дети: четыре.
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Строимся за мной.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались?
Ребята, а оказались мы с вами у подножья вулкана! Предлагаю вам превратиться в начинающих ученых и понаблюдать извержение вулкана.
Воспитатель: Как вы думаете в каких ученых мы превратимся?
Дети: Вулканологов.
Воспитатель: Правильно, одевайте скорее очки и присаживайтесь на стульчики и мы увидим извержение вулкана. (опыт)
Воспитатель: откуда у вулкана извергается лава?
Дети: из жерла
Воспитатель: Как вы считаете, опасно жить у подножья вулканов?
Дети: Да, очень опасно!
Воспитатель: Почему так думаете?
Дети: Лава горячая, можно получить ожог.
Воспитатель: Да, верно, действующие вулканы опасны, ведь лава очень горячая и убивает все живое вокруг.
Что нужно сделать, при извержении вулкана?
Дети: При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находиться очень опасно, можно пострадать.
Воспитатель: Молодцы!
А скажите наш вулкан извергал спокойно лаву или же извержение происходило с шумом, грохотом и выбрасыванием раскаленных камней?
(Ответы детей зависят от того как пройдет эксперимент)
Воспитатель: Ребята, а когда лава остывает она превращается вот в такие лавовые камни ( Показываю им камни). Возьмите их в руки , посмотрите их поближе. Какие они на ощупь?
Дети: шершавые.
Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста с какой профессией мы с вами сегодня познакомились? Дети: Вулканологом.
Воспитатель: сколько слогов в слове вул-ка-но-лог. (прохлопаем)
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня интересного узнали о вулкане?
Ответы детей:
Воспитатель: Что нового и интересного вы расскажете сегодня дома вашим родителям?
Воспитатель: Снимайте очки, кладите их на стульчики! Друзья мои, нам пора возвращаться в ваш детский сад. Строимся за мной.
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Детский сад уже нас ждёт.
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Спасибо большое вам, ребята, вы были очень активные и любознательные. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам в группу плакат с изображением вулкана и лавовые камни. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР «Путешествие в страну Неболейка »
Дети знакомятся с понятием "Витамины". Получают знания о значении лекарственных растений, фруктов, овощей для поддержания здоровья и профилактики болезней....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминный калейдоскоп»
Дити получают информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окрухения.Закрепляют названия различных овощей и фруктов, обобщают понятия "овощи", "фрукты...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминка и ее друзья»
Дети знакомятся с названиями витаминов, их роли в укреплении огранизма человека....
Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы: Звук «Ш» и буква Ш
Образовательная область "Речевое развитие"...