Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте и познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Вулкан и вулканолог»
опыты и эксперименты по обучению грамоте (старшая группа)

Филистович Наталья Сергеевна

Цель: Создание благоприятных условий для использования элементов познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в обучении грамотности. Удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

• Обучающие:

1.  Познакомить детей с профессией вулканолога.

2.  Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3.  Упражнять детей в умении различать звуки и буквы,  выделять первый звук в слове,  составлять схему к словам, составлять слова из букв;

4.  Активизировать в речи детей слова: жерло, кратер, лава.

5.  Закреплять навык чтения.

6. Осуществить интеграцию образовательных областей.

• Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

• Воспитательные:

1.  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

2.  Воспитывать бережное отношение к природе;

3.  Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zona_novyy.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте и познавательному развитию

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Вулкан и вулканолог»

Выполнила:

воспитатель

Филистович Наталья Сергеевна

г.Болгар 2024 год

Цель: Создание благоприятных условий для использования элементов познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в обучении грамотности. Удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

• Обучающие:

1. Познакомить детей с профессией вулканолога.

2. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. Упражнять детей в умении различать звуки и буквы, выделять первый звук в слове, составлять схему к словам, составлять слова из букв;

4. Активизировать в речи детей слова: жерло, кратер, лава.

5. Закреплять навык чтения.

6. Осуществить интеграцию образовательных областей.

• Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

• Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

2. Воспитывать бережное отношение к природе;

3. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.

Интеграция областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, вопросы, использование литературных произведений, чтение энциклопедического материала.
  • Наглядные : рассматривание плаката о строении вулкана.
  • Практические : проведение опытов.

Материалы и оборудование: Магнитная доска , мольберты, плакат с изображением вулкана, лавовые камни, макет вулкана, пищевой краситель, вода, пищевая сода, лимонная кислота, ящики с интерактивным песком, буквы, макет реки.

Ход занятия:

( 1 ЗОНА) Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна, я приехала к вам из другого детского сада. А вы любите путешествовать? Дети: Да! Воспитатель: Мы с вами совершим путешествие, а куда отгадайте, пожалуйста, загадку.

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети: ( ВУЛКАН)

Воспитатель: Правильно, это вулкан! А давайте посчитаем сколько слогов в слове вулкан. Давайте прохлопаем (вул-кан).

Дети: два слога.

Воспитатель: Правильно, два слога.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите как выглядит вулкан. Вулкан - это конусообразная гора на вершине которой имеется впадина в виде воронки, это кратер. Жерло вулкана - это дыра уходящая глубоко в землю. Иногда вулкан просыпается и начинается сильный подземный гул и из его вершины вырывается пепел, пламя , раскаленные камни , а по склонам течет огненный поток-это лава. А еще во время путешествия мы с вами познакомимся с одной очень интересной профессией созвучной со словом вулкан, повторим буквы, звуки, слоги. В путешествии нас ждут задания, за выполнение которых вы будете получать конверты с подсказками. Ребята, а на чем мы можем отправимся в путешествие?

Дети: на машине, на автобусе, на поезде, на самолете.

Воспитатель: А я предлагаю вам отправиться в путешествие пешком! Строимся скорее за мной!

Физкультминутка

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело мы идём вперёд,

Там задание нас ждет!

(2 ЗОНА)

Ребята, а вот и наше первое задание! Ребята у которых наклеен значок синего цвета, проходят к столу с синим значком. А ребята у которых наклеен красный значок, проходят к столу с красным значком.

Друзья мои, посмотрите ,что вы видите? ( ПЕСОК) Верно, это песок! Скажите пожалуйста знаете ли вы правила обращения с песком?

Предполагаемые ответы детей:

1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!

2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей.

3. Нельзя вдыхать песок.

4. После игры с песком — помой руки!

Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим деткам. Друзья, в песке что – то спрятано…Медленно и аккуратно опустите руки в песок и скажите какой песок? (сыпучий, теплый) ? Найдите спрятанные в нем предметы.

Что вы нашли?

Дети: БУКВЫ

Воспитатель: Верно ребята. Это буквы. Сейчас каждый из вашей команды ( обращаюсь к одной из команд) подойдет к мольберту и прикрепит на него букву которую нашел и назовет ее. А теперь ваша команда ( обращаюсь к другой команде) так же по очереди каждый крепит букву на мольберт называя ее. Молодцы, ребята, вы справились с заданием и получаете первый конверт с подсказкой!

Ребята, здесь нас ждет еще одно задание. Ваша команда должна составить слово ЖЕРЛО из данных букв, а ваша команда составляет слово ЛАВА.

Воспитатель: Ребята, а сколько букв в слове жерло?

Дети: пять букв!

Воспитатель: Правильно. А сколько букв в слове лава?

Дети: четыре буквы!

Воспитатель: правильно! Ребята, вы справились с этим заданием и получаете второй конверт с подсказкой.

Ну, что нам пора. А куда мы продолжим наше путешествие ?

Дети: к вулкану

Воспитатель: Строимся скорее за мной!

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело мы идём вперёд,

Там задание нас ждет!

Ребята, посмотрите перед нами глубокая река. Как же нам перебраться через нее?

Ответы детей: Переплыть, построить мост.

Воспитатель: Давайте мы с вами построим мост через реку. Но не простой! Посмотрите, перед вами лежат дощечки. Найдите дощечку с цифрой 1. Что не ней изображено?

Дети: Глобус

Воспитатель: Назовите последний звук в слове глобус.

Дети: С

Воспитатель: Правильно С. Кладем первую дощечку… Ребята, теперь ищем дощечку с изображением предмета, который начинается на звук С. Молодцы! ( ГЛОБУС-САМОКАТ-ТЕЛЕВИЗОР).

Воспитатель: Молодцы, какой замечательный мост вы построили. Давайте построимся друг за другом и осторожно перейдем через реку.

Ребята и с этим заданием вы тоже справились и получаете третий конверт с подсказкой.

Посмотрите, а вот и следующее задание!

Воспитатель: Перед вами лежат квадраты синего, красного и зеленого цвета. А скажите мне пожалуйста что обозначают квадраты синего цвета в слове? А красного? А зеленого?

Ответы детей:

-Синий, твердый согласный

-Красный, гласный

-Зеленый, мягкий согласный

Из них вам нужно составить схему слова КРАТЕР.

(дети составляют)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились! Держите скорее четвертый конверт с подсказкой!

Ребята все конверты с подсказками у вас в руках! Предлагаю вам узнать, что же за профессия скрывается в этих конвертах! Открывайте их по очереди крепите на мольберт все подсказки. Сначала из первого конверта, затем из второго из третьего и четвертого. Ребята давайте попробуем прочитать это слово.

Дети: (ВУЛКАНОЛОГ)

Воспитатель: Вулканологи- это учёные, которые следят за состоянием вулканов и часто могут предсказать начало их извержений. Ребята, а давайте посчитаем сколько слогов в слове вул-ка-но-лог.

Дети: четыре.

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Строимся за мной.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы забрались

Где мы с вами оказались?

Ребята, а оказались мы с вами у подножья вулкана! Предлагаю вам превратиться в начинающих ученых и понаблюдать извержение вулкана.

Воспитатель: Как вы думаете в каких ученых мы превратимся?

Дети: Вулканологов.

Воспитатель: Правильно, одевайте скорее очки и присаживайтесь на стульчики и мы увидим извержение вулкана. (опыт)

Воспитатель: откуда у вулкана извергается лава?

Дети: из жерла

Воспитатель: Как вы считаете, опасно жить у подножья вулканов?

Дети: Да, очень опасно!

Воспитатель: Почему так думаете?

Дети: Лава горячая, можно получить ожог.

Воспитатель: Да, верно, действующие вулканы опасны, ведь лава очень горячая и убивает все живое вокруг.

Что нужно сделать, при извержении вулкана?

Дети: При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находиться очень опасно, можно пострадать.

Воспитатель: Молодцы!

А скажите наш вулкан извергал спокойно лаву или же извержение происходило с шумом, грохотом и выбрасыванием раскаленных камней?

(Ответы детей зависят от того как пройдет эксперимент)

Воспитатель: Ребята, а когда лава остывает она превращается вот в такие лавовые камни ( Показываю им камни). Возьмите их в руки , посмотрите их поближе. Какие они на ощупь?

Дети: шершавые.

Рефлексивно-оценочный этап:

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста с какой профессией мы с вами сегодня познакомились? Дети: Вулканологом.

Воспитатель: сколько слогов в слове вул-ка-но-лог. (прохлопаем)

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня интересного узнали о вулкане?

Ответы детей:

Воспитатель: Что нового и интересного вы расскажете сегодня дома вашим родителям?

Воспитатель: Снимайте очки, кладите их на стульчики! Друзья мои, нам пора возвращаться в ваш детский сад. Строимся за мной.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело мы идём вперёд,

Детский сад уже нас ждёт.

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Спасибо большое вам, ребята, вы были очень активные и любознательные. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам в группу плакат с изображением вулкана и лавовые камни. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР «Путешествие в страну Неболейка »

Дети знакомятся с понятием "Витамины". Получают знания о значении лекарственных растений, фруктов, овощей для поддержания здоровья и профилактики болезней....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминный калейдоскоп»

Дити получают информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окрухения.Закрепляют названия различных овощей и фруктов, обобщают понятия "овощи", "фрукты...