КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шуваева Ольга Михайловна

Закрепление понятий звук, слог, слово, предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

Программное содержание:

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;

- закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

- упражнять в чтении слогов, слов, предложений;

- развивать интерес к учебным занятиям;

- воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

ХОД:

1. Воспитатель  сообщает детям, что сегодня получил письмо, читает его: «Приглашаем всех детей совершить увлекательное путешествие на корабле».

- Кто мог бы прислать нам такое письмо? (предположения детей).

- А вот и корабль. Давайте наденем гюйсы, пилотки и …  путь!

2. Дети занимают места на корабле. Звучит спокойная музыка, слышатся крики чаек, шум волн, плеск воды и т.п. Что мы слышим? (ответы детей).

-Когда мы общаемся друг с другом, мы тоже слышим звуки. Это звуки речи.

- Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»?

- Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?

- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Воспитатель предлагает детям пройти в кают-компанию и немного поиграть. Дети занимают места за столами, на которых находятся карточки с буквами.

3. Игра «Лишняя буква».

Каждому ребенку предлагается две карточки с буквами. Его задача – найти и зачеркнуть лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

 А  О  И  К  У

   Б  Т  К  Л  А

        

Заработала рация.

Внимание! Внимание!  Я слышу какой-то звук! Нам пришла радиограмма. Зачитываю её: «Срочно! Передайте на берег слова, которые начинаются со звука «К». Условие: передавать по мобильной связи по звукам».

4. Игра «Назови слово по буквам»

 Воспитатель предлагает детям раскрыть конверты и достать оттуда карточку с картинкой на звук «М». Задача детей – назвать по буквам изображение на картинке (мак, муха, мука, мышка, мел, мяч, машина, море).

Дети «передают» слова, а родители на берегу «принимают» их – отгадывают.        

5. Игра «Найди звук»

- Дети хлопают в ладоши, если среди перечисленных звуков слышат звук «С».

- Дети хлопают в ладоши, если в перечисленных слогах слышат звук «Н» (АК ОН УМ ЭН ЛА НУ МЕ НИ)

- Дети хлопают в ладоши, если в перечисленных словах слышат звук «О» (МАК ЗОНТ   ЗАМОК   МАЧТА   МАТРОС)

6. Игра «Четвёртый – лишний»

Вниманию детей предлагается четыре картинки, в названии трёх из них есть звук «М». Дети находят лишнюю картинку -  в её названии нет звука «М» - и зачеркивают её.

МАК   КОМАР   РОЗА   ДОМ

МУХА   ЗАМОК   ДЫМ   РАК

Физкультминутка

7. Игра «Зашифруй слово»

Воспитатель сообщает детям, что получена ещё одна радиограмма, в которой просят передать шифровку «корабельных»  слов на землю. У каждого из вас есть магнитная доска и разноцветные магнитики.  Буду называть слово, а вы – шифровать его. Гласные буквы обозначаем красным кружком, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.

НОС                БОРТ                КРУГ                ПАЛУБА                ШЛЮПКА

Дети объясняют шифровку.

8. Раздается вой сирены (или звук корабельного колокола). Внимание! Мы наткнулись на подводные рифы, и борт нашего корабля получил пробоины. Заделать мы их сможем, если каждый из вас назовёт слово со звуком «У» и определит место звука в слове. (в начале слова, середине или в конце).

        Дети по очереди берут «мешок с песком», называет слово со звуком «М», определяет местоположение звука и прикрепляет в нужное место на корабле (если звук находится в начале слова – на нос корабля, в конце слова – на корму, в середине слова – в центральной части судна).

        Какие вы молодцы! Все очень постарались, и опасность миновала. Теперь мы можем путешествовать дальше.

9. Вижу землю! Отдать швартовы! Ребята мы с вами оказались на маленьком островке. Интересно, кто здесь живёт… По-моему, нас кто-то встречает.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Нет-нет, я не живу на этом острове, оказался я здесь по воле злой колдуньи. Она сказала, что я навсегда здесь останусь, если не выполню её заданий! А мне так хочется к вам в детский сад, но задания очень сложные, и я не знаю, что мне делать…

Воспиатель: Как же быть, ребята? (выслушивает предложения детей). Правильно, давайте поможем Незнайке выполнить задания, и тогда он сможет отправиться вместе с нами на корабле.

ЗАДАНИЯ:

- Придумать предложение со словом «МОРЕ». Начертить схему предложения.

- Определить, какое слово не подходит (родственные слова)

        МОРЕ                МОРСКОЙ                ЗАМОРСКИЙ        МОРОЗ

        СОЛЬ                 СОЛЕНЫЙ                СОЛНЫШКО        ЗАСОЛКА

        КОРАБЛЬ        КОРАБЛИК                КОРАБЕЛЬНЫЙ        КОРКА

10. Незнайка показывает детям бутылку: «Сегодня в море я поймал вот эту бутылку, а что с ней делать – не знаю!» Воспитатель сообщает детям и Незнайке, что это не простая бутылка. Раньше, когда не было мобильной и радиосвязи, моряки пользовались бутылочной почтой. Интересно, что за послание ты получил, Незнайка!

        Воспитатель открывает бутылку и достаёт «шифровку», на которой написаны только цифры и стрелочки. Интересно, что же это? А-а-а, тут что-то написано очень мелкими буквами. ОН ПОКАЖЕТ ВАМ ОБРАТНЫЙ ПУТЬ ДОМОЙ.

Давайте попробуем разгадать, что же здесь написано.

        Дети садятся за столы. У каждого из них – листок бумаги в крупную клетку и простой карандаш. Графический диктант.

11. В благодарность за спасение Незнайка раздает детям подарки – наклейки на морскую тему. Дети садятся в корабль и отправляются в обратный путь.

Итог: «Прикрепи смайлик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (коммуникация) по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие по лабиринту».

Предлагается конспект занятия для подготовительной логопедической группы с использованием презентации...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема «Путешествие в страну знаний»

Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: «Путешествие на корабле в страну знаний»

Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о составе числа и геометрических фигурах;закрепить умение детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности,  выражать и объяснять...