Звук и буква "Я" Чтение слогов, слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с гласной буквой «Я» и ее печатным написанием. Учить читать слоги и слова. Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначением на схеме (зеленый квадрат). Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Продолжать формировать умение проводить фонетический разбор прочитанных слов, определять место звука в слове. Развивать у детей ориентировку в звуковой системе языка. Воспитывать интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obucheniyu_gramote.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Я. Чтение слогов, слов»
Программное содержание: Познакомить детей с гласной буквой «Я» и ее печатным написанием. Учить читать слоги и слова. Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначением на схеме (зеленый квадрат). Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Продолжать формировать умение проводить фонетический разбор прочитанных слов, определять место звука в слове. Развивать у детей ориентировку в звуковой системе языка. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 14) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Картинка с изображением девочки. Раздаточный материал: набор магнитных букв; карточки со словами МАЛ и МЯЛ, цветные карандаши.
Методы и приемы: Рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, вопросы к детям, худ. слово, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь, итог.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Татьяна Викторовна!
- Сегодня к нам в гости пришли вот эти буквы, давайте посмотрим на доску. Эти буквы вы уже знаете. Они хотят, чтобы вы их назвали.
– Назовём гласные (а,о,у,ы,э).
– Теперь согласные (м, л, н, с, р).
– А чем отличаются гласные от согласных? (При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Их можно долго и громко произносить. А при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
- Пришла ещё одна буква Я, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Я и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе Я.
- Звук Я необычная, имеет двойной звук, два звука : Й,А, вот послушайте: йаблоко, йакорь, йащик. Нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.
- А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква
Показать детям букву «Я» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Дядя Яша, тра-ля-ля,
Стал похож на букву «Я».
Он ужасно растолстел,
Потому что много ел.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Я среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Я).
Буква Я самая большая хвастунишка. Только и повторяет ЯЯЯ. Вот как гордо ножка отставлена у буквы Я.
- Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. Я гласная или согласная?
- Правильно гласная, каким цветом ее домик? Красный
Читаем слоги
- Ребята, согласные звуки хотят подружиться с гласной Я. Если соединить гласную и согласную, то получится? (слог).
Выставляю на доску лист 14
- Прочитайте слоги «ЛА-ЛЯ», «МА-МЯ», «НА-НЯ» (одновременно веду указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов).
- Одинаково ли звучат согласные? (Нет)
Объяснить детям, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Для обозначения твердого и мягкого согласного звука служит одна и та же буква. Если после согласных пишется гласная «А», то они звучат твердо, если пишется «Я» - мягко.
Пояснить, что мягкий согласный звук обозначается на схеме зеленым ква-дратом.
- Как обозначаются на схеме твердые согласные? (Синим квадратом.)
Работа в тетради Чтение слов. Фонематический разбор
- Прочитайте слова. МАЛ, МЯЛ
- Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями.
- Какой первый звук в слове мал?
- Каким цветом закрасили? Почему? И т. д.
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка (садятся за столы)
Игровое упражнение «Как зовут девочку
- Ребята, к нам в гости пришла девочка (выставляю картинку)
- Давайте узнаем, как ее зовут. Для этого нам нужно написать под каждым предметом букву, с которой начинается его название.
- Саша, какой предмет нарисован первым? Якорь
- Какой первый звук в слове якорь?
- Маша, найди букву обозначающую звук ЙА, и поставь ее под картинкой якорь.
По аналогии разбор слов нож и арбуз.
- Давай прочитаем имя девочки. Яна.
- Яна принесла картинки, посмотрите и назовите предметы: мяч, мясо, пряники, яблоко, семья, ящерица, змея, лисья, якорь.
Определение позиции звука Я в словах.
- Нам нужно помочь Яне определить, где находится звук ЙА
- В названии, каких предметов звук «Я» слышится в начале слова?
- В названии, каких предметов звук «Я» слышится в начале слова?
- В названии, каких предметов звук «Я» слышится в начале слова?
Записываем предложение.
- Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам фотографию, которую принесла Яна
На доску вывешивается карточка «Девочка поливает цветы»
- Попробуйте придумать предложение про Яну. (ответы детей)
- Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью, давайте вспомнить правила написания предложения:
Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения.
Яна поливает цветы
- Сколько слов в этом предложении?
- Маша, назови первое слово? «Девочка»
- Аня, как пишется первое слово в предложении? Оно пишется с большой- заглавной буквы.
- Рома, назови второе слово и запиши его. Р: второе слово «поливает», я отступлю от первого слова;
- Рита, назови третье слово? Р:третье слово «цветы», предложение закончено, в конце я поставлю точку.
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (Я).
Конспект НОД «Знакомство с буквой «Ю» для старшей группы
Яковлева Дарья
Конспект НОД «Знакомство с буквой «Ю» для старшей группы
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...
Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»
Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...