Обучение грамоте детей дошкольного возраста в рамках реализации "ФГОС (ФОП) ДО".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка детей к обучению грамоте.
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки ,различают гласные, согласные звуки. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, слова на слоги, составляют слова из звуков, предложения из слов, овладевают послоговым и слитным способом чтения.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как речевой слух, четкая артикуляция звуков(что обеспечит правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков),умение соотносить звук с буквой, выработка точных движений рук, глазомера, чувства ритма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте детей дошкольного возраста в рамках реализации "ФГОС (ФОП) ДО". | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО города Североморск детский сад №15
.
Тема: Обучение грамоте детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС (ФОП) ДО».
Воспитатель : Ургенишбаева Гульдар Радиковна
2024
Тема: Обучение грамоте детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС (ФОП) ДО».
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО и является подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.
Задачи:
- активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
- уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
- тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
- закреплять навык звукового анализа слова;
- закреплять навык развития связной речи;
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка детей к обучению грамоте.
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки ,различают гласные, согласные звуки. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, слова на слоги, составляют слова из звуков, предложения из слов, овладевают послоговым и слитным способом чтения.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как речевой слух, четкая артикуляция звуков(что обеспечит правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков),умение соотносить звук с буквой, выработка точных движений рук, глазомера, чувства ритма.
При обучении грамоте формируем у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложения», «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», мягкий согласный звук»
В своей работе я уделяю особое внимание занятиям по обучению грамоте. Занятие старюсь проводить в игровой форме. И сегодня предлагаю вам побывать моими воспитанниками и поиграть. Мне надо 8 участников для игры. Чтобы игра была интересной нам надо разделится на две команды, и для этого надо каждому участнику взять карточки с изображением предметов, в названии которых есть звуки М,Н. Те, у кого слова со звуком М,- первая команда, у кого слова со звуком Н-вторая команда.
1 задание: Подбор слов с заданным звуком.
-Каждому участнику команды надо подобрать по 2слова со звуком Л в середине слова (полотно,балкон,облако,осколок,оладьи,олень,булавка,палатка,вилка, юла,волк, мыло, акула,школа, пила,туфли,золото,слон.)
-со звуком Т в конце слова.
(кит,хомут,щит,пакет,торт,кот,халат,салат,бегемот,томат,мост,букет,шут,енот.)
2 задание: Деление слов на слоги.
-при помощи хлопков разделить слова на слоги, сказать сколько слогов в слове.
Для первой команды :аист, баран, балкон, тигр, очки, портрет, баранка, варенье, ежик.
Для второй команды: осел, шмель, картина, остров, полотно, воротник, арбуз, салют, обруч.
3 задание: Звуковой анализ слов.
Команды получают карточки со словами для звукового анализа. Надо провести звуковой анализ своего слова, составить схему и поделить на слоги.
РАК, МАК.
ФИЗМИНУТКА
А-начало алфавита,
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко. (должны стоять широко расставив ноги.На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи,вверх,два хлопка,на плечи, на пояс, вниз два хлопка. Темп постоянно ускорятся.)
Буква Е
В алфавите, в букваре ,(хлопки в ладошки)
Проживала буква Е.
Как то раз она шагала(Ходьба на месте)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,(Приседание)
Превратилась в букву Ш…(наклоны влево-вправо.)
Вот так буква акробат!( Хлопки в ладоши)
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске-руки в боки.
Наклонились влево , вправо,
Получается на славу !Молодцы!
(расставили ноги на ширине плеч, руки на поясе; наклоны влево вправо)
И наше последнее задание .»Исправь ошибки»
Надо определить место звука З( в начале, в середине, в конце) со словами зонт, земля, арбуз ,ваза, сказка, обьезд.
Определить место звука Ж в словах: ( в начале, в середине, в конце) со словами жук, кожа, Женя, ложки, нож, ежик.
Вот я вам показала фрагменты своего занятия по обучении грамоте, соревновательный элемент всегда нравится детям, они всегда с большим интересом включаются в работу.
Также для детей я подобрала пособия по обучения грамоте, которые я использую на занятия так и планировании в индивидуальной работе.
Дидактическая игра «Составь слово»
Цель игры: -закрепление навыков чтения и звуко - буквенного анализа слова, развитие умения составлять из букв слова, внимание памяти, логического мышления.
Задание : собрать буквы в правильном порядке и составить слово
Описание игры: игра представляет собой игровое поле,набор карточек-картинок и букв. Задача ребенка рассмотреть картинку и составить из них слово.
Дидактическая игра «Составь слово по картинке»
Цель игры:-составление слова из слогов при помощи иллюстрайии., сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв;
- развивать речь;
- фонематический слух;
- память;
- мышление;
- пополнять словарный запас ребенка
Задачи:
-Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков.
-Закреплять умение в написании букв,слогов и слов,осваивать способы слогового чтения.
-Вызвать желание детей победить при составлении заключительного слова.
Оборудование: -иллюстрации для составления слов ,слоги.
Ход игры: дети выбирают себе иллюстрацию, затем проговаривают что нарисовано на картинке, например иллюстрация – часы. Разбивают слово на слоги ча - сы, затем подбирают слоги написанные на карточках и связывают их между собой.
Дидактическая игра «Составь слово по первым буквам»
Цель: -Обучать дошкольников звукобуквенному анализу слова, закрепит навык чтения, развивать память, внимание, логическое мышление.
Описание игры:10 карточек с картинками. На каждой карточке находятся от 3 до 6 картинок. Занимательный ребус для начинающих эрудитов.
Выделить первые звуки из предлагаемых карточек. Составить слова.
Задание: Ребенку необходимо назвать картинку ,выделить первый звук ,обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно получится слово «из первых букв». Ребенок в процессе игры закрепляет звуковой анализ, зрительный образ буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
ИКТ в обучении чтению детей дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных услуг.
ИКТ в обучении чтению детей дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных услуг....
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...