Проект в подготовительной группе «Игра – как средство обучения грамоте»
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лебедева Елена Николаевна

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на мой  взгляд, актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igra_kak_sredstvo_obucheniya_gramote.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 101»

Проект в подготовительной  группе

«Игра – как средство обучения грамоте»

Воспитатель:

Лебедева Е.Н

Оренбург, 2023 г.

Проект в подготовительной  группе

«Игра – как средство обучения грамоте»

Возраст: дети подготовительной к школе группы

Участники проекта: дети, воспитатель

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: октябрь 2020г – май 2021г

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.

Задачи проекта:

1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях

2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» и др.

3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа

4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов              

5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы

6.  Обогащать словарь детей

7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью счетных палочек.

Ожидаемый результат :Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.

Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Правильно ставить ударение в знакомых словах.

Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Техническое обеспечение: Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал.

Методическое обеспечение проекта

Оборудование: карточки с заданиями, разрезные азбуки.

Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.

Краткая характеристика содержания

1.    «Звуки» Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.

2.    «Гласные звуки» Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

3.    «Согласные звуки» Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

4.    «Алфавит» (2 занятия) Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

5.    «Гласные и согласные звуки» (2 занятия) Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

6.    «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

7.    «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».  Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

8.    «Слова и предложения» Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.

9.    «Слова и предложения» Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

10. «Повторение» (2 занятия) Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

11.  «Как древние люди общались друг с другом» Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

12 «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка» Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

13. Итоговое и занятие Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Результативность использования учебно-методической разработки:

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.

Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

Месяц

Название мероприятия

Цель

 

Сентябрь

3 нед.

 

 

Октябрь

1нед.

 

 

Вводные занятия. Подготовительный период.

 

 

 

 

«В мире звуков»

 Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме.

 

 

 

Дать представления о звуках различного происхождения.

3 нед.

« Гласные звуки»

Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Ноябрь

1 нед

«Согласные звуки»

 

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках

3 нед.

«Что такое алфавит»

 

Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

Декабрь

1 нед.

«Интересный алфавит»

 

Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.

 

3 нед.

«Гласные и согласные звуки»

 

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

 

Январь

1 нед

«В мире гласных и согласных звуков»

 

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

 

3 нед

«Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

 

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Февраль

1 нед.

«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

 

Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

 

3 нед

«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом

Март

1 нед.

«Слова и предложения»

 

Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

 

3 нед.

«Повторение»

 

Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.

 

 

Апрель

1 нед.

«Повторение»

Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.

 

3 нед.

«Как древние люди общались друг с другом»

 

Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

Май

1 нед.

«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

 

Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

 

3 нед.

Итоговое и занятие

« Мои знания о стране «Пиши – читай»»

Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Список литературы:

1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

4. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»

5. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2012.

Заключение

Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении. 

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.

Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников

игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...

Игра как средство обучения грамоте старших школьников

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой пробл...

Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Методическая разработка.Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»Разработал воспитатель: Матына Н.К....

Проект "Игра как средство обучения грамоте"

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка. Задачи проекта: 1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях 2. Формировать умени...