Проект в подготовительной группе «Игра – как средство обучения грамоте»
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на мой взгляд, актуален.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igra_kak_sredstvo_obucheniya_gramote.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 101»
Проект в подготовительной группе
«Игра – как средство обучения грамоте»
Воспитатель:
Лебедева Е.Н
Оренбург, 2023 г.
Проект в подготовительной группе
«Игра – как средство обучения грамоте»
Возраст: дети подготовительной к школе группы
Участники проекта: дети, воспитатель
Тип проекта: учебно - игровой
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
По числу участников проекта: групповой
Сроки реализации проекта: октябрь 2020г – май 2021г
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.
Задачи проекта:
1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях
2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» и др.
3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа
4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов
5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы
6. Обогащать словарь детей
7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью счетных палочек.
Ожидаемый результат :Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.
Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
Правильно ставить ударение в знакомых словах.
Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
Составлять из букв разрезной азбуки слова.
Техническое обеспечение: Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал.
Методическое обеспечение проекта
Оборудование: карточки с заданиями, разрезные азбуки.
Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.
Краткая характеристика содержания
1. «Звуки» Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.
2. «Гласные звуки» Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
3. «Согласные звуки» Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
4. «Алфавит» (2 занятия) Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
5. «Гласные и согласные звуки» (2 занятия) Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
6. «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
7. «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
8. «Слова и предложения» Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.
9. «Слова и предложения» Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
10. «Повторение» (2 занятия) Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
11. «Как древние люди общались друг с другом» Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
12 «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка» Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
13. Итоговое и занятие Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Результативность использования учебно-методической разработки:
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Перспективное планирование
Месяц | Название мероприятия | Цель |
Сентябрь 3 нед.
Октябрь 1нед.
| Вводные занятия. Подготовительный период.
«В мире звуков» | Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме.
Дать представления о звуках различного происхождения. |
3 нед. | « Гласные звуки» | Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». |
Ноябрь 1 нед | «Согласные звуки»
| Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках |
3 нед. | «Что такое алфавит»
| Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. |
Декабрь 1 нед. | «Интересный алфавит»
| Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.
|
3 нед. | «Гласные и согласные звуки»
| Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.
|
Январь 1 нед | «В мире гласных и согласных звуков»
| Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
|
3 нед | «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
| В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. |
Февраль 1 нед. | «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
| Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
|
3 нед | «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». | Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом |
Март 1 нед. | «Слова и предложения»
| Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
|
3 нед. | «Повторение»
| Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.
|
Апрель 1 нед. | «Повторение» | Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах , словах и предложениях.
|
3 нед. | «Как древние люди общались друг с другом»
| Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях. |
Май 1 нед. | «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
| Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
|
3 нед. | Итоговое и занятие « Мои знания о стране «Пиши – читай»» | Воспитывать любовь к чтению и грамматике. |
Список литературы:
1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
4. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
5. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2012.
Заключение
Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...
Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...
Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников
игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...
Игра как средство обучения грамоте старших школьников
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой пробл...
Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Методическая разработка.Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»Разработал воспитатель: Матына Н.К....
Проект "Игра как средство обучения грамоте"
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка. Задачи проекта: 1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях 2. Формировать умени...