Проект "Игра как средство обучения грамоте"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка. Задачи проекта: 1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях 2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение». 3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа 4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов 5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы 6. Обогащать словарь детей 7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 21.87 КБ |
proekt.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе
«Игра – как средство обучения грамоте»
Участники проекта: дети, воспитатель
Тип проекта: учебно - игровой
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
По числу участников проекта: групповой
Сроки реализации проекта: октябрь 2022 г – май 2023 г
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.
Задачи проекта:
1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях
2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение».
3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа
4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов
5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы
6. Обогащать словарь детей
7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью карточек, счётных палочек.
Ожидаемый результат : Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.
Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
Правильно ставить ударение в знакомых словах.
Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
Составлять из букв разрезной азбуки слова.
Методическое обеспечение проекта
Оборудование: карточки с заданиями, разрезная азбука.
Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.
Результативность использования учебно-методической разработки:
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Перспективное планирование
Месяц | Название мероприятия | Игра |
Сентябрь 2 нед.
| Звук и буква У Звук и буква А Звуки У-А Звук и буква И | - «Поймай звук» Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. - «Перепалка» Цель: закрепить знание о звуках. - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. |
Октябрь 4 нед. | Звуки П,Пь. Буква П. Звуки К,Кь. Буква К. Звуки Т,Ть. Буква Т. Звуки К-Т. Звуки П-К-Т. Звук и буква О. Звуки Х,Хь. Буква Х. Звуки К-Х. | - «Поймай звук» Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. - «Магазин» Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук. - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. |
Ноябрь 4 нед | Звук и буква Ы. Гласные звуки А,У,И,Ы,О Звуки М,Мь. Буква М. Звуки Н,Нь. Буква Н Звуки Н-М. Звук и буква Б. Звуки Б,Бь. Буква Б Звуки П-Б. | - «Поймай звук» Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. - «Перепалка» Цель: закрепить знание о звуках. - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. -«Слова – друзья» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук. |
Декабрь 4 нед. | Звук и буква С. Звк Сь. Буква С. Звуки С,Сь. Буква С. Звук и буква З. Звук Зь. Буква З. Звуки З,Зь. Буква З. Звуки Сь-Зь. Звуки С-З. | - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. -«Слова – друзья» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук. |
Январь 3 нед | Звки В,Вь. Буква В. Звуки Д,Дь. Буква Д. Звуки Т-Д. Звуки Ть –Дь. Звук и буква Г. Звуки Г,Гь. Буква Г. | - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. - «Четвёртый лишний» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний. |
Февраль 4 нед. | Звуки Г – К. Звук и буква Э. Звук и буква Й. Буква Е. Буква Я. Звук и буква Ш. Звук и буква Ш. Звуки С-Ш. | - «Какое слово хотел написать художник?» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов. - «Пирамида» Цель: способствовать развитию умения определять количество звукох в словах. - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. |
Март 4 нед. | Звук и буква Ж. Звки Ж-З. Звуки Ш-Ж. Звки Ш-Ж-С-З Звук и буква Л. Звук Ль. Буква Л. Звуки Л,Ль. Звук и буква Ц. | - «Магазин» Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук. - «Перепалка» Цель: закрепить знание о звуках. -«Слова – друзья» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук. |
Апрель 4 нед. | Звуки Ц-С. Буква Ю. Звук и буква Р. Звук Рь. Буква Р. Звуки Р,Рь. Звуки Р-Л. Звук и буква Ч. Звуки Ч-Ть. | - «Где находится звук в слове» Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова. - «Четвёртый лишний» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний. |
Май 3 нед. | Звуки Ф,Фь. Буква Ф. Звуки Ф-В. Звук и буква Щ. Звуки Щ-Ч Звуки Щ-Ть Звуки Щ-Ч-Сь-Ть Глухие и звонкие согласные. Итоговое занятие | - «Четвёртый лишний» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний. |
Список литературы:
1. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
3. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
4. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
5. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2012.
Заключение
Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта: Участники проекта : дети, воспитатель, учитель-логопед Тип проекта : учебно – игровой Продолжительность : долгосрочный(1 год) По числу участников проекта : групповой Сроки реализации проекта : октябрь 2022г – май 2023г
Актуальность Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на мой взгляд, актуален.
Этапы реализации проекта: Подготовительный Формирование цели и задач, составление плана реализации проектной деятельности , подбор материала для реализации проекта Основной Форма организации насыщенной деятельности детей : расширение образовательного пространства с помощью предметно- развивающей среды , изготовление дидактических игр по подготовке детей обучению грамоте и изготовление наглядного и раздаточного материала. Заключительный Подведение итогов о результативности данного проекта , работа с родителями, итоговое открытое занятие.
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка. Задачи проекта: 1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях 2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение». 3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа 4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов 5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы 6. Обогащать словарь детей 7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
Для реализации проекта использовались методы : с ловесный – словесные игры, прослушивание стихотворений о букве. н аглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв. п рактический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью карточек, счётных палочек.
Ожидаемый результат : Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв. Различать гласные, твердые и мягкие согласные. Правильно ставить ударение в знакомых словах. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту. Составлять из букв разрезной азбуки слова.
Методическое обеспечение проекта Оборудование: карточки с заданиями, разрезная азбука. Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв. Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.
Результативность использования учебно-методической разработки: Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте. Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Игры на занятиях по обучению грамоте: «Поймай звук» Цель: выделение на слух первого звука в слове
«Магазин» Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук, развивать память
« Пирамида» Цель: развивать внимание, наглядно-образное мышление
«Какое слово хотел написать художник» Цель : упражнять детей в выделении первого и последнего звука в слове, развивать мыслительные операции
Составление схемы предложения
Определение места звука в слове
Составление звуковой схемы слова
Определение первого и последнего звука в слове
Игры на индивидуальных и фронтальных занятиях «Мороженое» Цель: уметь определять первый звук в слове.
«Первый и последний звук в слове» Цель: уметь определять первый и последний звук в слове.
«Игра с прищепками» Цель: уметь определять первый звук и слог в слове.
«Угадай слово по первому звуку» Цель: анализ и синтез слов.
«Учимся читать по буквам» Цель: ориентируясь на картинки, составлять слова из букв.
«Учимся читать по слогам» Цель: составлять слова из слогов.
«Составь слово» Цель: составлять слова из букв.
«Лото» Цель: определить первый слог в слове.
«Слог, слово, картинка» Цель: учиться читать слова по слогам.
Читаем по букварю
Работа с родителями Оформление выставки « Такие разные буквы»
Итоговое открытое занятие «В гости к В сезнай Академьевичу » Цель: закреплять умения и навыки детей по разделу « обучение грамоте»
Информация для родителей и педагогов
Заключение Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности. Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...
Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...
Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников
игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...
Игра как средство обучения грамоте старших школьников
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой пробл...
Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"
Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....
Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...