Проект "Игра как средство обучения грамоте"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Болотина Елена Васильевна

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка. Задачи проекта: 1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях 2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение». 3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа 4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов 5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы 6. Обогащать словарь детей 7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.87 КБ
Файл proekt.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной  группе

«Игра – как средство обучения грамоте»

Участники проекта: дети, воспитатель

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

По числу участников проекта: групповой

Сроки реализации проекта: октябрь 2022 г – май 2023 г

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.

Задачи проекта:

1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях

2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение».

3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа

4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов              

5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы

6. Обогащать словарь детей

7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный –  словесные игры, прослушивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью карточек, счётных палочек.

Ожидаемый результат : Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.

Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Правильно ставить ударение в знакомых словах.

Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Методическое обеспечение проекта

Оборудование: карточки с заданиями, разрезная азбука.

Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.

Результативность использования учебно-методической разработки:

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.

Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

Месяц

Название мероприятия

Игра

 

Сентябрь

2 нед.

 

Звук и буква У

Звук и буква А

Звуки У-А

Звук и буква И 

- «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

- «Перепалка»

Цель: закрепить знание о звуках.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

Октябрь

4 нед.

Звуки П,Пь. Буква П.

Звуки К,Кь. Буква К.

Звуки Т,Ть. Буква Т.

Звуки К-Т.

Звуки П-К-Т.

Звук и буква О.

Звуки Х,Хь. Буква Х.

Звуки К-Х.

- «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

- «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

Ноябрь

4 нед

Звук и буква Ы.

Гласные звуки А,У,И,Ы,О

Звуки М,Мь. Буква М.

Звуки Н,Нь. Буква Н

Звуки Н-М.

Звук и буква Б.

Звуки Б,Бь. Буква Б

Звуки П-Б.

- «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

- «Перепалка»

Цель: закрепить знание о звуках.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

Слова – друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук.

Декабрь

4 нед.

Звук и буква С.

Звк Сь. Буква С.

Звуки С,Сь. Буква С.

Звук и буква З.

Звук Зь. Буква З.

Звуки З,Зь. Буква З.

Звуки Сь-Зь.

Звуки С-З.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

Слова – друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук.

Январь

3 нед

Звки В,Вь. Буква В.

Звуки Д,Дь. Буква Д.

Звуки Т-Д.

Звуки Ть –Дь.

Звук и буква Г.

Звуки Г,Гь. Буква Г.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

- «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний.

Февраль

4 нед.

Звуки Г – К.

Звук и буква Э.

Звук и буква Й.

Буква Е.

Буква Я.

Звук и буква Ш.

Звук и буква Ш.

Звуки С-Ш.

«Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.

- «Пирамида»

Цель: способствовать развитию умения определять количество звукох в словах.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

Март

4 нед.

Звук и буква Ж.

Звки Ж-З.

Звуки Ш-Ж.

Звки Ш-Ж-С-З

Звук и буква Л.

Звук Ль. Буква Л.

Звуки Л,Ль.

Звук и буква Ц.

- «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

- «Перепалка»

Цель: закрепить знание о звуках.

Слова – друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук.

Апрель

4 нед.

Звуки Ц-С.

Буква Ю.

Звук и буква Р.

Звук Рь. Буква Р.

Звуки Р,Рь.

Звуки Р-Л.

Звук и буква Ч.

Звуки Ч-Ть.

- «Где находится звук в слове»

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.

- «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний.

Май

3 нед.

Звуки Ф,Фь. Буква Ф.

Звуки Ф-В.

Звук и буква Щ.

Звуки Щ-Ч

Звуки Щ-Ть

Звуки Щ-Ч-Сь-Ть

Глухие и звонкие согласные.

Итоговое занятие

- «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний.

 

Список литературы:

1. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

3. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»

4. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

5. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2012.

 

 

Заключение

Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении. 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игра – как средство обучения грамоте» Выполнила: учитель-логопед Болотина Елена Васильевна

Слайд 2

Паспорт проекта: Участники проекта : дети, воспитатель, учитель-логопед Тип проекта : учебно – игровой Продолжительность : долгосрочный(1 год) По числу участников проекта : групповой Сроки реализации проекта : октябрь 2022г – май 2023г

Слайд 3

Актуальность Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на мой взгляд, актуален.

Слайд 4

Этапы реализации проекта: Подготовительный Формирование цели и задач, составление плана реализации проектной деятельности , подбор материала для реализации проекта Основной Форма организации насыщенной деятельности детей : расширение образовательного пространства с помощью предметно- развивающей среды , изготовление дидактических игр по подготовке детей обучению грамоте и изготовление наглядного и раздаточного материала. Заключительный Подведение итогов о результативности данного проекта , работа с родителями, итоговое открытое занятие.

Слайд 5

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка. Задачи проекта: 1. Учить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях 2. Формировать умение различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение». 3. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа 4. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов 5. Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы 6. Обогащать словарь детей 7. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Слайд 6

Для реализации проекта использовались методы : с ловесный – словесные игры, прослушивание стихотворений о букве. н аглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов. Рассматривание картинок, альбомов, графических изображение букв. п рактический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи. Составление схемы слова с использованием цветных кругов, схем предложений с помощью карточек, счётных палочек.

Слайд 7

Ожидаемый результат : Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв. Различать гласные, твердые и мягкие согласные. Правильно ставить ударение в знакомых словах. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту. Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Слайд 8

Методическое обеспечение проекта Оборудование: карточки с заданиями, разрезная азбука. Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв. Раздаточный материал: поисковые таблицы слов, звуковые дорожки, слоговые таблицы.

Слайд 9

Результативность использования учебно-методической разработки: Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте. Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

Слайд 10

Игры на занятиях по обучению грамоте: «Поймай звук» Цель: выделение на слух первого звука в слове

Слайд 11

«Магазин» Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук, развивать память

Слайд 12

« Пирамида» Цель: развивать внимание, наглядно-образное мышление

Слайд 13

«Какое слово хотел написать художник» Цель : упражнять детей в выделении первого и последнего звука в слове, развивать мыслительные операции

Слайд 14

Составление схемы предложения

Слайд 15

Определение места звука в слове

Слайд 16

Составление звуковой схемы слова

Слайд 17

Определение первого и последнего звука в слове

Слайд 18

Игры на индивидуальных и фронтальных занятиях «Мороженое» Цель: уметь определять первый звук в слове.

Слайд 19

«Первый и последний звук в слове» Цель: уметь определять первый и последний звук в слове.

Слайд 20

«Игра с прищепками» Цель: уметь определять первый звук и слог в слове.

Слайд 21

«Угадай слово по первому звуку» Цель: анализ и синтез слов.

Слайд 22

«Учимся читать по буквам» Цель: ориентируясь на картинки, составлять слова из букв.

Слайд 23

«Учимся читать по слогам» Цель: составлять слова из слогов.

Слайд 24

«Составь слово» Цель: составлять слова из букв.

Слайд 25

«Лото» Цель: определить первый слог в слове.

Слайд 26

«Слог, слово, картинка» Цель: учиться читать слова по слогам.

Слайд 27

Читаем по букварю

Слайд 28

Работа с родителями Оформление выставки « Такие разные буквы»

Слайд 29

Итоговое открытое занятие «В гости к В сезнай Академьевичу » Цель: закреплять умения и навыки детей по разделу « обучение грамоте»

Слайд 30

Информация для родителей и педагогов

Слайд 31

Заключение Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности. Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников

игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...

Игра как средство обучения грамоте старших школьников

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой пробл...

Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"

Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...