Картотека игр по обучению грамоте старших дошкольников.
картотека по обучению грамоте (старшая группа)

Григорьева Светлана Михайловна

Картотека игр по обучению грамоте старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_obucheniyu_gramote._starshaya_gruppa.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по обучению грамоте. Старшая группа.

«Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

Оборудование: предметы или картинки.

Ходигры.  Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

 «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Оборудование: карты лото с картинками и маленькие пустые карточки.

Ходигры. Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком …? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Оборудование: мяч.

Ходигры. Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка,

гла - за).

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры. Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Путешествие в страну звуков»

Цель: Развивать фонематический слух.

Оборудование:буквы, вагоны, картинки с животными.

Вариант 1.

Ход игры. Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

Вариант 2.

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

Ход игры. Ведущий вставляет в прорези  вагонов таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

Вариант 3.

Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

Ход игры. В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

Вариант 4.

Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.

Ход игры. Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.

«Автобус»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Оборудование: игрушки или картинки.

Ход игры. Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

«Ворота»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход игры. Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).

 «Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Оборудование: карточки  красного, синего, зеленого цвета.

Ход игры. Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

«Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Ходигры. Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).

«Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Оборудование:часы с картинками.

Ход игры. Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

«Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

«Назови звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

«Вспомни слово»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход игры. Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей, у которой будет больше фишек.

«Цветочки – лепесточки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Оборудование:  лепестки синего, зеленого и красного цвета.

Ход игры. Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного). 

«Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование: карточки с предметами.

Ход игры. Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).

«Найди ошибку»

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова, начинающиеся с одного и того же звука.

Оборудование: карточки с предметами.

Ход игры. Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука).

«Братцы – акробаты»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий.

«Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

«Кто придумает конец»

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили).

Как у нашей дочки

Розовые (щечки).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за (животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа).

 «Назови последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).

«Найди пару»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце).

 «Найди домик»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Оборудование: предметные картинки и дома трех цветов.

Ход игры. Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.

Игры и упражнения  по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная группа)

«Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Оборудование: шапочки жука и гуся, буквы.

Ход игры. В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры.Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход игры. Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Назови слова»

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход игры. Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

 «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Оборудование: кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход игры. Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

 «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход игры. Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

«Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

«Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Оборудование: красные и белые кружки.

Ход игры.У каждого ребенка красный и белый кружки. Воспитатель называет слова, если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте старших дошкольников

Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребѐнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, поня...

"Картотека занимательных игр и картинок для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников"

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования....

Картотека занимательных игр и картинок для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников

Картотека занимательных игр и картинок для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников...