Индивидуальный маршрут по развитию речи
учебно-методический материал по обучению грамоте (младшая группа)

Цель индивидуального маршрута: расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

- актуализировать предметный и  качественный  словарь;

- закреплять обобщающие понятия;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._marshr._razitie_rechi.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников

Возраст ребенка: 2 – 4 года.

Проблема: Недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

Цель индивидуального маршрута: расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

- актуализировать предметный и  качественный  словарь;

- закреплять обобщающие понятия;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

Периодичность занятия: 2 раза в неделю.

Длительность: 10 минут.

Номер занятия

 

Упражнения на занятиях

Рекомендации родителям

Октябрь

 Импрессивная речь

Развивать лексические категории

Занятие 1 

Понимание конкретных существительных

«Покажи у мишки голову, лапы, уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

Уточнение, обогащение словаря по темам:

- человек, части тела

Занятие 2.  Понимание обобщающих слов

«Покажи на картинках»

Игрушки

Посуду

Уточнение, обогащение словаря по темам:

- посуда

Занятие 3. Понимание обобщающих слов

«Покажи на картинках»

Одежду

Животных и т.д.

Уточнение, обогащение словаря по темам: животные (дикие, домашние)

- детеныши животных и птиц

- одежда, обувь, головные уборы

Занятие 4. Понимание действий

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

Провести игру: « Домики». У медведя дом большой, а у зайки – маленький. Наш медведь пошел домой, поскакал и заинька (развитие моторики, дети показывают руками величину домика и имитируют ходьбу медведя и прыжки зайки).

Занятие 5. Понимание поручений (по речевой инструкции)

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

Давать ребенку поручение, чтобы он понимал, что нужно сделать и выполнял задание по речевой инструкции.

Занятие 6.

Понимание форм ед. и мн. числа

существительных

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

Повторить с ребенком формы ед. и мн. числа существительных (с помощью картинок).

Занятие 7.

Понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

Повторить с ребенком формы ед. и мн. числа глаголов  (с помощью иллюстраций в книгах).

Занятие 8.

Понимание падежных конструкций

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

Провести игру «На чем дети катаются?»

Цель активизировать в речи предлог НА

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед).

Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине. И т.д.

Ноябрь

Занятие 9.

Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

Поиграйте с ребенком в подборе  уменьшительно-ласкательных  существительных: «Скажи ласково».

Занятие 10.

Понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Развивать связную речь. Развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров.

Занятие 11.

Развивать артикуляционную моторику

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

Провести артикуляционную гимнастику.

Упражнения:

«Лопатка»

Занятие 12.

Развивать артикуляционную моторику

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

 «Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

Провести артикуляционную гимнастику.

Упражнения:

«Иголка»

Слоговая структура

Занятие 13.

Развивать слоговую структуру слова

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

 Работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов:

 двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток),

трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок)

Занятие 14.

Фонематический слух.

 Развитие оппозиционных звуков

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)

Занятие 15.

Лексика

Развивать номинативный словарь

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?» (дом. животные)

Развитие словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты»,  «Осень», «Деревья», «Грибы», «Части тела», «Игрушки»,«Дом», «Квартира»,«Мебель», «Продукты питания».

Занятие 16.

Развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

 «Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

(Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам

Декабрь

Занятие 17.

Развивать атрибутивный словарь

антонимы

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

Поиграйте с ребенком:  «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать, подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)

Занятие 18.

 Предлоги

«Скажи, где находится» (в, на)

Поупражняйте ребенка в понимании  значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Занятие 19.

Грамматический строй речи

- ед. и мн. число существительных

«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)

Поиграйте дома:

ете

Занятие 20.

 ед. и мн. число глаголов

«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи кричат. Мальчики играют.)

Поиграйте с ребенком: «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы)

Занятие 21

Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)

Поупражняйте  согласовывать прилагательные с существительными.

Занятие 22.

Развивать умение согласовывать местоимения с существительными

«Расскажи, чья это вещь»

Поупражняйте  согласовывать местоимение с существительными.

Январь

Занятие 23

Словообразование

Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы - ….»

«Назови животных и их детенышей»

Поупражняйте в уточнении, обогащении словаря по темам: животные (дикие, домашние)

- детеныши животных и птиц

Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Занятие 24.

Связная речь

Развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Продолжи предложения»

«Ответь на вопрос по картинкам»

Поупражняйте отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах. Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности.

Занятие 25

Развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа 

«Расскажи сказку по картинкам»

Поупражняйте в пересказе  и составлении  рассказы по картине и по серии картин

Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

Занятие 26

Работа с картинами

Тема: «Кого мы встретили в лесу» (работа с картинами)
 Сформировать у детей понятие «дикие животные».
Учить узнавать животных на картинках, рассказывать об отличительных признаках каждого животного. Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов (серый волк рычит, белый зайчик прыгает).

 Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов (серый волк рычит, белый зайчик прыгает).

Занятие 27

Развивающая игра «Кто как кричит», «Кто как передвигается».

Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит»,

Занятие 28

4. Тема: «Курочка - пеструшечка» (по потешке)
Цель: Расширить представление о домашних животных и птицах, используя произведения русского фольклора, активизировать речь, побуждать к повторению фольклорных текстов по частям. Развивать выразительность речи и движений.

Поупражняйте в уточнении, обогащении словаря по темам: животные (дикие, домашние)

- детеныши животных и птиц

Занятие 29

 Развивающая игра «Игра с фигурками животных»

Занятие 30

Предлоги

Тема: «Прятки» (грамматическая игра)
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Поупражняйте ребенка в понимании  значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Февраль

Занятие 31

Работа с картинами

 Тема: «Идет коза рогатая» (рассматривание картины)
Цель: Познакомить детей с домашним животным - козой, предложить рассмотреть ее на картине. Учить последовательно рассматривать объект, отмечая характерные особенности (у козы есть рога - они прямые, острые). Обратить внимание на умение детей строить короткие рассказы по картине, дополняя рассказ воспитателя.

Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов

Занятие 32

  Развивающая игра «У кого кто» - (у козы- козлятки) - грамматический строй речи.

Занятие 33

Звуковая культура речи

 Тема: «Как у нас во дворе»
Цель: Учить детей отчетливо произносить звук «а» изолированно, в словах.
Узнавать знакомый звук в окружающем шуме.

Поупражняйте отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах. Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности.

Занятие 34

Связная речь

 Чтение стихотворений вместе с детьми.

Развивать связную речь. Развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров.

Занятие 35

 Развивающая игра «Разноцветный сундучок» - обучение детей навыкам согласования существительных и прилагательных.

Поупражняйте ребенка в понимании  значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Занятие 36

Связная речь

1. Описание внешнего вида куклы Оли. Задача: Учить рассматривать предметы, формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ; учить использовать антонимы.

Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов

Занятие 37

Составление предложений

2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем.  Задачи: Учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий).

Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов

Занятиеи38

Связная речь

1. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; закреплять в активном словаре название предметов одежды.

Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов

Март

Занятие 39

Словообразование

  Игра «Что в мешке у Буратино».

Задачи: Учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа.

Поупражняйте ребенка в понимании  значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Занятие 40

Составление предложений

Составление описательного рассказа. 

Задачи: Учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений; закреплять правильное произношение звуков (т, д, (н).

Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов

Занятие 41

Составление описания по предметной картине. 

Задачи: Учить составлять речи.короткие рассказы по картинке; учить четко и ясно произносить звук (ц, учить регулировать темп

Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов

Занятие 42

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме

Поупражняйте в уточнении, обогащении словаря по темам: животные (дикие, домашние)

- детеныши животных и птиц

Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Занятие 43

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать логическое мышление, слуховое внимание

Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит»,

Занятие 44

Расскажи по образцу «Лейка»

Цель: учить пересказывать прослушанный рассказ

Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам

Занятие 45

Расскажи по образцу «Мак»

Цель: учить пересказывать прослушанный рассказ

Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам

Занятие 46

«Какая это профессия»

Цель: учить соотносить существительные с глаголами

Поупражняйте ребенка в понимании  значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Апрель

Занятие 47

«Где и что можно делать?»

Цель: учить подбирать нужный глагол для определенной ситуации

Занятие 48

Развитие грамматического строя речи

Упражнение «Чего не стало?»

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Поупражняйте  согласовывать прилагательные с существительными.

Занятие 49

Развитие импрессивной речи

Упражнение «Скажи какой?»

Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Занятие 50

Развитие силы голоса

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Поупражняйте отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах. Использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности.

Занятие 51

Звукопроизношение

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. 

Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит»,

Занятие 52

Речевое дыхание

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Провести артикуляционную гимнастику.

Упражнения:

«Лопатка»

Занятие 53

Речевое дыхание

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Провести артикуляционную гимнастику.

Упражнения:

«Лопатка»

Занятие 54

Звукопроизношение

Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Провести артикуляционную гимнастику.

Упражнения:

«Лопатка»

Май

Занятие 55

Связная речь

«Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Занятие 56

Связная речь

«Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). 

Занятие 57

Фонематический слух

"Лошадки цокают копытцами"

Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Оборудование: Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.

Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит»,

Занятие 58

Звуковая культура речи

Дид. игра «Большие и маленькие комары»

Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах.

Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары.

Занятие 59

Звуковая культура речи

Дид. игра «Кто внимательный»

Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с].

Ход: Педагог показывает предметные картинки в названии которых слышатся звуки [з] или [с]. Педагог интонационно выделяет заданные звуки. Дети произносят тот звук, который услышали.

Занятие 60

Связная речи

Дидактическая игра «Скажи, что общего у предметов»

Цель: развивать слуховое внимание, закреплять обобщающие понятия.

Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;  умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит»,

Занятие 61

Словообразование

Дидактическая игра «Как сказать правильно?»

Цель: учить образовывать множественное число глаголов

Повторить с ребенком формы ед. и мн. числа глаголов (с помощью картинок).

Занятие 62

Словообразование

Дидактическая игра «На лугу»

Цель: учить изменять глаголы по числам и лицам

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога Ахмадиевой Г.К....

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога

Индивидуальный маршрут профессионального развития старшего воспитателя Газизовой Эльмиры Фаритовны...

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога

Использование информационных технологий при обучении детей дошкольного возраста татарскому языку...

Индивидуальный маршрут сопровождения.Развитие речи

Развивать компоненты устной речи ребенка: лексику, грамматический строй речи, связную речь - диалогической и монологической форм...

Индивидуальный маршрут с затруднением речи.

Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии...

Индивидуальный маршрут с затруднением речи Б.Д. 2020-21 учебный год

Данная индивидуальная образовательная программа  разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на  обеспечение коррекции н...