Тема: « Ремесло народов»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленска
подготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревна
Смоленск, 2024 год
тема : "Ремесло народов"
Задачи:
- создать условия для развития умения производить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- способствовать совершенствованию умений делить слова на слоги, вычленять словесное ударение и определять его место в слове;
- поощрять умение определять слова с заданным звуком;
- способствовать повторению парных звонких и глухих согласных;
- совершенствовать навыки построения предложений и подбора схем;
- упражнять в образовании прилагательных от существительных; в употреблении с существительными глаголов; в умении подбирать синонимы к существительным;
- создать условия для обобщения представлений о многообразии профессий;
- совершенствовать умение моделировать автобус из стульев;
- развивать речевую активность, внимание, мышление.
- побуждать к проявлению инициативы, поддерживать право выбора.
- активизировать индивидуальную работу, умение работать в подгруппах.
- воспитывать дружелюбие, желание помогать окружающим.
- способствовать повышению двигательной активности.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация «Город Мастеров»; стулья и руль; корзина с половником, градусником, глобусом, уровнем; иллюстрации Енота, Тигра, Петуха, Больницы, Кухни, Школы, Стройки; карточки с индивидуальными заданиями «Обозначь место звука в схеме слова», простые карандаши; стол с кастрюлей, сковородой, чайником, овощами и фруктами; карточки с кастрюлями фруктов и ягод; мольберт, слоги «ЛА» и «ШКО», «ПЕ» и «НАЛ», «РУ» и «ЧКА», «КНИ» и «ГА»; разноцветные фишки.
Технологии: игровые технологии, ИКТ, проблемная, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, развивающее обучение.
Ход.
I. Введение в образовательную ситуацию.
1) Сюрпризный момент «Электронное письмо»
На экране появляется электронное письмо.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, мы снова получили какое-то электронное письмо. Прочитайте, кому оно адресовано, и кто его автор.
Дети читают, что письмо адресовано группе «Семицветик», а написал его Незнайка.
Воспитатель читает письмо:
- Привет, друзья! Я хочу сообщить Вам об удивительных предметах, которые я случайно нашел, но не знаю, что с ними делать. Поэтому я решил оправить свою находку Вам. Может, Вы поможете мне узнать, кому они принадлежат.
Воспитатель показывает детям корзину, в которой лежат разные предметы (половник, градусник, глобус, уровень)
2) Игра «Чей инструмент»
- Ребята, вы как думаете, кому принадлежат эти предметы?
Ответы детей:
- Половник принадлежит повару, градусник – врачу, глобус – учителю, уровень - строителю.
II. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.
1) Проблемная ситуация
Воспитатель:
- Ребята, врач, учитель, повар и строитель не смогут обходиться без найденных Незнайкой предметов. Что же делать?
2) Постановка цели
Ответы детей:
- Нужно эти предметы вернуть хозяевам.
3) Мотивирование к деятельности
Воспитатель:
- А как мы можем вернуть найденные предметы, если среди нас нет людей этих профессий?
Ответы детей:
- Этих людей нужно найти и встретиться с ними.
III. Проектирование решений проблемы.
1) Беседа «Помощники»
Воспитатель:
- Каким образом мы с Вами сможем встретиться с поваром, врачом, учителем, строителем?
Ответы детей:
- Можно пригласить в гости, сходить к ним на экскурсию, оправить посылку.
2) Игровая ситуация «Встреча с анимационными героями»
На экране появляется Незнайка со своим другом Знайкой.
Незнайка:
- Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом Знайкой, он всегда все знает. Я думаю, он подскажет нам, что делать.
Знайка:
- Здравствуйте ребята! Конечно, я постараюсь Вам помочь, поэтому предлагаю отправиться в путешествие по «Городу Мастеров».
3) Игра «Отгадай-ка»
Воспитатель:
- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: Что за чудо – едет дом!
И людей так много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Ответы детей:
- Это - автобус.
Воспитатель:
- А как Вы догадались, что это автобус?
Ответы детей.
4) Моделирование «автобуса»
Воспитатель:
- Молодцы! Мы поедем на автобусе. Но сначала, нам необходимо его построить. С помощью чего мы можем построить с вами автобус?
Ответы детей.
Дети вместе с воспитателем строят автобус из стульев.
IV. Выполнение действий.
1) Артикуляционная гимнастика «Шина»
Воспитатель:
- Какая неприятность, у нашего автобуса прокололась шина. Ш-Ш-Ш, а теперь давайте вместе вдохнем и выдохнем: Ш-Ш-Ш.
Воспитатель:
- Ребята, повторяйте за мной.
ШИ-ШИ-ШИ
Шину накачаем мы.
Дети встают около стульчиков, чтобы накачать шину.
Воспитатель имитирует накачивание насосом шины и произносит отрывисто:
- Вдох – Ш, вдох – Ш, а теперь вместе.
2) Блиц-опрос «Что мы знаем о звуках»
Воспитатель:
- Какой звук вы произносили?
Ответы детей:
- Мы произносили звук Ш.
Воспитатель:
- Какой это звук?
Ответы детей:
- Это согласный звук.
Воспитатель:
- Почему это согласный звук?
Ответы детей:
- Потому что воздух при произношении звука встречает преграду.
- Этот звук нельзя пропеть.
Воспитатель:
- А как называются звуки, которые можно петь?
Ответы детей:
- Это гласные звуки.
Воспитатель:
- Какие гласные звуки вы знаете?
Ответы детей:
- Это звуки А, О, У, И, Э, Ы.
Воспитатель:
- На какие группы делятся согласные звуки?
Ответы детей:
- Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Воспитатель:
- Звук Ш звонкий или глухой?
Ответы детей:
- Звук Ш глухой.
Воспитатель:
- А есть ли у звука Ш парный звонкий звук?
Ответы детей:
- Это звук Ж.
Воспитатель:
- А какие еще парные согласные звуки вы знаете?
Ответы детей:
- Я знаю Ж - Ш, В - Ф, Д - Т, Г - К, З - С, Б - П.
3) Игра «Хлоп - топ»
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, теперь мы можем путешествовать на автобусе. Садитесь на стульчики. Ребята, посмотрите направо в окно, какая чудесная погода. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глаза. Медленно их откройте. А теперь посмотрите прямо на гостей. Они нам улыбаются, у них хорошее настроение. Помашите им рукой и подарите улыбку. А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы и у нас настроение стало хорошим.
Воспитатель:
- А кто управляет автобусом?
Ответы детей:
- Автобусом управляет водитель.
Воспитатель:
- Артем у нас будет водителем. Назовите первый звук в слове ВОДИТЕЛЬ.
Ответы детей:
- В слове ВОДИТЕЛЬ первый звук В.
Воспитатель:
- Назовите слова, в которых встречается звук В, выделите его голосом и расскажите, где он находится.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята наш автобус непростой, мы сможем на нем отправиться в путешествие, если поиграем в игру «Хлоп – топ». Я буду называть слова со звуками В - Ф. Если вы услышали слово со звукам В – топаете, со звукам Ф – хлопаете.
(ветер, цифра, время, туфли, нефть, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, ворона, весна)
Воспитатель:
- Теперь мы можем отправляться.
Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
В Город Мастеров все отправляйтесь!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем глазки открывать!
Ну вот, мы приехали. Выходим из автобуса.
3) Игра «Обозначь место звука в схеме слова»
Дети подходят к столу. На столе изображения енота, тигра и петуха. Для каждого ребенка подготовлена карточка с номерами дверей, иллюстрациями животных и схемами слов.
Воспитатель:
- Ребята, чтобы узнать, к какому мастеру мы попали в гости, надо решить ребус.
На экране появляется ребус (ГРАЧ-ВРАЧ).
Ответы детей:
- Это врач.
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это врач?
Ответы детей.
На экране появляется изображение больницы.
Воспитатель:
- Как по-другому можно назвать врача?
Ответы детей:
- По-другому врача можно назвать доктор.
Воспитатель:
- Ребята к нашему доктору пришли больные. Как можно по-другому назвать больных, которые приходят к доктору?
Ответы детей:
- Пациенты.
- Наши пациенты не могут определить, в какой кабинет им идти, давайте им поможем.
- Кто пришел к доктору?
Ответы детей:
- К доктору пришли енот, тигр, петух.
Воспитатель:
- Что общего между этими словами?
Ответы детей:
- Во всех словах есть звук Т.
Воспитатель:
- Определите, пожалуйста, где находится звук Т в этих словах: в начале, в середине или в конце, нарисуйте в схеме в нужном месте квадратик.
Дети самостоятельно выполняют задание со схемами.
Воспитатель:
- В какой кабинет пойдут пациенты и почему?
Ответы детей:
- Тигр пойдет в первый кабинет, потому, что у него звук Т находится в начале слова.
- Петух пойдет во второй кабинет, потому, что звук Т находится в середине слова.
- Енот пойдет в третий кабинет, потому, что звук Т находится в конце слова.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, давайте вернем доктору градусник. А как можно назвать градусник по-другому.
Ответы детей:
- По-другому градусник можно назвать термометр.
4) Игра «Сосчитай слоги»
Дети подходят столу с кастрюлей, сковородой, продуктами питания, На столе размещены разрезные картинки с изображением кастрюль с яблоками, грушами, сливами, абрикосами.
Воспитатель:
- Вы чувствуете, как здесь вкусно пахнет? Вы догадались к кому мы приехали в гости?
Ответы детей:
- Мы приехали в гости к повару.
На экране появляется изображение столовой.
Воспитатель:
- Что делает повар?
Ответы детей:
- Повар варит, готовит…
Воспитатель:
- Повар готовит разные вкусные блюда. А для нас повар приготовил вкусные компоты. Разделитесь по парам, выберите картинку и расскажите, как называется Ваш компот и почему. Определите, сколько слогов в названии вашего фрукта или ягоды.
Дети выбирают картинки и определяют количество слогов в словах.
Воспитатель:
- Какой компот Вы выбрали?
Ответы детей:
- Наш компот называется яблочный, потому что его сварили из яблока (грушевый из груши, сливовый из сливы, абрикосовый из абрикоса, вишневый из вишни, клубничный из клубники, малиновый из малины, смородиновый из смородины).
- В слове (яблоко, груша, слива, абрикос, вишня, клубника, малина, смородина) … слогов.
Воспитатель:
- Давайте вернем повару половник и пойдем дальше.
5) Звуковой анализ слова «КНИГА»
Воспитатель:
- Мы с Вами знаем, что все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Но чтобы продолжить путешествие по Городу Мастеров нам необходимо вспомнить, какими могут быть согласные звуки.
- Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Воспитатель:
- Каким цветом мы изображаем твердые и мягкие согласные звуки?
- Твердые согласные – синим цветом, а мягкие согласные – зеленым.
Воспитатель:
- Чтобы попасть к учителю, надо пройти по мостику из звуковых камушков. Мальчикам необходимо пройти по твердым звуковым камешкам, а девочкам – по мягким звуковым камушкам.
Дети подходят к мольберту. На мольберте слоги и цветные фишки для выполнения звукового анализа слова.
Воспитатель:
- Ребята, чтобы узнать, куда мы попали, необходимо из слогов составить слово. Прочитайте слоги, которые нам даны.
Дети читают слоги.
Воспитатель:
- Подумайте, какое слово можно составить из этих слогов.
Дети составляют слово, озвучивают его и выкладывают на мольберте.
На экране появляется изображение школы.
Воспитатель:
- Сколько слогов в слове ШКОЛА.
Воспитатель:
- Определите, на какой звук падает ударение.
Ответы детей:
- Ударение падает на звук О.
Воспитатель:
- Давайте составим из слогов еще несколько слов и узнаем, какие предметы необходимы в школе ученикам.
Дети составляют слова и определяют в них ударный звук.
- ПЕНАЛ, РУЧКА, КНИГА.
Воспитатель:
- Выберите из этих предметов тот, название которого начинается со звука К.
Воспитатель:
- Давайте сядем на коврик и составим схему слова КНИГА.
Дети выкладывают звуковую схему слова КНИГА.
Воспитатель:
- Назовите первый звук в слове, какой он.
Ответы детей:
- Первый звук - К, он согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель:
- Назовите второй звук, охарактеризуйте его.
Ответы детей:
- Второй звук - Н, он согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Воспитатель:
- Назови третий звук, какой он.
Ответы детей:
- Третий звук – И, он гласный, обозначается красным цветом.
Воспитатель:
- Назовите четвертый звук, какой он.
Ответы детей:
- Четвертый звук – Г, он согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель:
- Назовите пятый звук, какой он.
Ответы детей:
- Пятый звук – А, он гласный, обозначается красным цветом.
Воспитатель:
- Сколько звуков в слове КНИГА?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько твердых согласных?
- Сколько мягких согласных?
- Ребята, пожалуйста, проверьте друг у друга, так ли у вас получилось.
Схему выкладывают на доске.
6) Игра «Составь предложение и подбери схему»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, чей предмет нам необходимо вернуть.
Ответы детей:
- Нам необходимо вернуть уровень строителю.
Воспитатель:
- Чтобы попасть на стройку, нам необходимо составить предложения со словом СТРОИТЕЛЬ. Какие бывают предложения?
Ответы детей:
- Предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Воспитатель:
- Давайте придумаем с вами предложения по схемам, изображенным на экране.
Дети предлагают варианты ответов.
- Назовите первое слово, второе, третье…
- Как напишем первое слово в предложении?
- Какой знак поставим в конце предложения?
- Как называется ваше предложение?
- Подберите на экране схему к нашему предложению.
Дети называют номер схемы, которая соответствует составленному предложению. На экране появляется изображение стройки.
Воспитатель:
- Вот теперь мы можем вернуть уровень строителю.
V. Рефлексия.
1) Игра «Назови одним словом»
Знайка:
- Мы вернули все потерянные предметы, и наше путешествие подошло к концу. С кем мы встретились в «Городе Мастеров»?
Ответы детей:
- Мы встретились с водителем, с поваром, с врачом, с учителем, со строителем.
Воспитатель:
- Ребята, назовите одним словом врач, повар, учитель, строитель – это…
Ответы детей:
- Это - профессии.
Воспитатель:
- А какие еще профессии вы знаете?
Ответы детей:
- Я знаю профессии строитель, водитель, парикмахер, воспитатель, продавец, медсестра и т.д.
Незнайка:
- А кем вы хотите стать, когда подрастете?
Ответы детей.
2) Сюрпризный момент «Подарки»
Воспитатель:
- Ребята, в благодарность за то, что мы вернули удивительные предметы мастеров, еще один житель города мастеров – художник дарит нам портреты своих друзей, которые необходимо раскрасить.
3) Выход из образовательной деятельности
Воспитатель:
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте вернемся в автобус и произнесем волшебные слова.
Дети садятся в автобус.
Воспитатель:
- Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
В детский сад все возвращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем глазки открывать!
Ну вот, мы и в детском саду. Пригласите своих друзей поиграть в больницу или в школу, в строителей или в водителей, в поваров или в художников, чтобы раскрасить портреты Мастеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"
Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....
Занятие - развлечение по теме: « Традиции народов севера» 13.11.13г
На занятии дети изучают культуру народов Севера, традициям народов севера. Закрепляют знания о национальной одежде, используя небольшие описательные рас...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".
Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество, работая в технике - квиллинг....
Презентация на тему "Танцы народов мира".
Проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношению со сверстниками и взрослыми, приобщению детей к национальной культуре своей страны и культуре других стран, посредст...
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...