«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Использование инновационных технологий "Синквей"в детском саду для повышения эффективности процесса обучения, и получения более качественных показателей по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Воспитатель: Трифонова Е. А.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Олененок»
г. Новый Уренгой
2024г
Содержание
Введение …………………………………………………………………2
Глава 1
Синквейн –игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников ………………………………………….4
1.1 Что такое синквейн?.............................................................................4
1.2 Алгоритм составления синквейна при помощи символов……..4
Глава 2
Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………...7
2.1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника……………………………………………………………..7
2.2 Пример синквейнов составленными детьми……………………8
2.3. Как использовать синквейны в совместной деятельности с дошкольниками………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………..17
Примечание 1…………………………………………………………..18
«Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете».
Л.С. Выготский
Обоснование актуальности
Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала.
Использование инновационных технологий в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя и специалистов.
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию.
Предлагаем познакомиться с инновационной технологией «синквейн» для повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных показателей по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Обоснование новизны
Сегодня существует множество технологий для решения тех или иных проблем в развитии ребенка-дошкольника. Почему именно технология «синквейн» заслуживает Вашего особого внимания?
• Способствует развитию всех компонентов речи.
• Происходит интеграция со всеми образовательными областями программы.
• Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
• Даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения пройденного материала.
• Открывает у детей новые творческие и интеллектуальные возможности.
• Содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
• Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Технология «синквейн» новая, инновационная, многофункциональная, позволяющая решить несколько проблем сразу (развитие речи, познавательная сфера, коммуникация, мышление, анализ и синтез, креативность). Технология «синквейн» основана на поддержке детской инициативы.
Глава 1. Синквейн как игровая технология коррекции и развития речевых навыков дошкольников.
- Что такое Синквейн?
В начале ХХ века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответсвии с определёнными правилами. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
1.2 Алгоритм составления синквейна:
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из пяти строк. Его форма напоминает «ёлочку».
Первая строка (вершина ёлочки) – одно слово.
Вторая строка – два слова. Третья строка – три слова.
Четвертая строка – четыре слова.
Пятая строка (основание Ёлочки) – одно слово.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Примечание: Для детей дошкольного возраста необязательно строго соблюдать правила составления синквейна. В четвёртой строке может быть от 3 до 5 слов, а в пятой строке может быть два слова вместо одного.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребёнка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.
Схема-алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать, выглядит следующим образом
Условные обозначения слов для составления синквейна:
Слово – живой предмет (кто?)
Слово – неживой предмет (что?)
Слово – определение (какая? какой? какое?)
Слово – действие (что делает?)
Предложение из четырех слов
Слово – ассоциация (синоним первого слова)
Пример: тема «Деревья».
- Береза.
- Тонкая, белоствольная.
- Растет, зеленеет, радует.
- На берёзе растут почки.
- Лиственное дерево.
- 3 Составление синквейна при помощи символов
Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Методика, которая предлагается, направлена на развитие критического мышления и способности выделять главное. Синквейн может быть использован для написания стихотворений на различные темы, такие как природа, картины, сказочные герои, родители и настроение. Это форма свободного творчества, которая помогает развивать умение анализировать информацию и формулировать свои мысли кратко. При работе с дошкольниками важно выбирать темы, которые им знакомы, и показывать образцы. Если дети испытывают затруднения, можно задавать вопросы, чтобы помочь им. Не всем детям может понравиться эта методика, так как она требует определенных навыков и словарного запаса. Поэтому важно поддерживать и поощрять их старания. Со временем дети привыкнут к правилам написания синквейна и будут наслаждаться этой игрой. Они будут гордиться своими достижениями!
2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми
1. Тема «Игрушки».
Медвежонок
Коричневый, мягкий
Сидит, умывается, ест
Мишка косолапый любит мед
Игрушка
2. Тема «Деревья».
Береза
Высокая, стройная
Качается, шелестит, растет
У березы собирают березовый сок
Дерево
3. Тема «Воздушный транспорт»
Вертолёт
Быстрый, удобный
Летает, перевозит, садится
Вертолёт похож на стрекозу.
Транспорт
2.3. Как использовать синквейны
в совместной деятельности с дошкольниками
При использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра. Тема, выбранная для составления синквейна должна быть хорошо знакомой, близкой и интересной воспитанникам. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности. Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление детей, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей воспитателя, применяющего метод синквейна на занятии, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит воспитанникам осмыслить и запомнить материал.
Области применения синквейна как метод позволяет заинтересовать детей, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Начинать работу надо с простых понятий.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий – смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Что изображено на картинке?: кошка лежит, чайник кипит.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием: «слово-предмет», «слово-действие», «слово признак», «предложение».
Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка: интеллектуальные, творческие, образные. Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов: стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Синквейн для дошкольников – это средство творческого самовыражения ребёнка; игровой способ обогащения словарного запаса; подготовка к краткому пересказу; владение понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении; увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом!
Целесообразное использование синквейна:
На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
Этапы работы по составлению синквейна с детьми
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников – игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре, составление дидактического синквейна – это увлекательная и интересная игра.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
I этап:
Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», различение понятий. Подбор слов-признаков, слов-действий к существительному. Знакомство с графическим обозначением понятий. Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
II этап:
Знакомство с понятием «предложение». Дифференциация понятий «слово» – «предложение». Знакомство с графическим обозначением предложения. Составление предложений разного типа.
III этап:
Знакомство с алгоритмом стихотворения.
IV этап:
Совместное составление стихотворения с педагогом, родителями.
V этап:
Выразительное рассказывание сочинения ребенком. Синквейн можно составить: о природе; картине и литературном герое; маме и папе; настроении; по всем лексическим темам.
Заключение
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Целесообразность использования дидактического синквейна объясняется тем, что данная технология довольно эффективна, открывает новые возможности взаимодействия с ребёнком и гармонично вписывается в работу по развитию речи. Считается, что синквейн имеет характер комплексного воздействия, так как он развивает не только речь, но и высшие психические функции ребёнка. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества детей.
Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.
2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.
3. Активизирован употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.
4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.
5. Развито ассоциативное мышление.
6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.
Чем разнообразнее будут схемы синквейна тем, больше будет интереса у детей с общим недоразвитием речи отвечать на занятии, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.
Таким образом, метод синквейн органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Список литературы
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. [Текст] – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011. 36-48 с.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. [Текст] Журнал «Логопед» № 5 (2005). 40-44 с.
- Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. [Текст] – ГНОМ и Д – Москва, 2009. 31-34 с.
- Ушакова О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] Е.М. Струнина Владос – Москва, 2010. 114-126 с.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» [Текст]. Т.Ц. Сфера, 2005. 160-178 с.
- Ушакова О.С.«Придумай слово». [Текст] / Т.Ц. Сфера, 2010. 110-140 с.
Примечание 1
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Времена года» 1. Листья 2. Осенние, желтые 1. Зима 2. Белая, волшебная 1. Зима 2. Холодная, снежная. 1. Зима. 2.Морозная, снежная. 1.Весна 2.Журчащая, грязная. | Лексическая тема «Животные» 1. Лиса 2. Рыжая, пушистая 1. Кошка 2. Ласковая, домашняя 1. Медведь 2.Большой, косолапый. 1. Собака 2.Умная, верная 1. Волк 2.Сердитый, голодный | Лексическая тема «Овощи» 1. Помидор 1. Огурец 2. Сочный, большой, зеленый 1. Морковь 2. Вкусная, сладкая 1. Свекла 2. Красная, вкусная 1. Капуста 2. Зеленая, хрустящая |
1. Лето. 2.Жаркое, знойное. 1.Осень. 2.Золотая, слякотная. | Лексическая тема «Грибы и ягоды» 1. Гриб 2. Съедобный, старый. 1. Боровик 2. Белый, вкусный, холодный. 1. Клубника 2.Сладкая, вкусная 1. Крыжовник 2.Колючий, кислый | Лексическая тема «Фрукты» 1. Яблоко 2. Круглое, сочное 1. Груша 2. Зеленная, сладкая 1. Апельсин 2. Оранжевый, вкусный. 1. Банан 2. Желтый, сладкий |
Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»
"Гуси-лебеди" БАБА - ЯГА Злая, грязная. Девочка Легкомысленная, маленькая. Девочка Решительная, смелая. Девочка Добрая, заботливая. Гуси-лебеди Коварный, злые. Гуси-лебеди Сильные, злые. Печка Русская, добрая. Яблонька Ветвистая, высокая. Иванушка Маленький, беззащитный. | "Три поросенка" Наф-Наф Серьезный, трудолюбивый Ниф-Ниф Веселый, беззаботный Нуф-Нуф Глупый, хвастливый Волк Кровожадный, хитрый Дом Каменный, надежный «По щучьему веленью» ПЕЧКА Каменная, кирпичная. Емеля Ленивый, добрый Щука Говорящая, добрая. «Репка» Вкусная, большая «Дед» Старенький, трудолюбивый | «Красная шапочка» Красная шапочка Отважная, смелая. Красная шапочка Послушная, беззаботная Бабушкка Старенькая, беспомощная Волк Голодный, хитрый «Мойдодыр» Мойдодыр. Мальчик Грязный, непослушный. «Лисичка-сестричка и серый волк» Волк Голодный, хитрый 1. Лиса 2. Хитрая, пушистая «Волшебные предметы» КАРЕТА Королевская, золотая. САПОГИ - СКОРОХОДЫ Быстрые, кожаные. ШАПКА - НЕВЕДИМКА Волшебная, невидимая. КОВЁР – САМОЛЁТ Волшебный, быстрый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную ...
Сопровождение к презентации Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотво...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
laquo;Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Методическая разработка "Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников"
Данная методическая разработка нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в ней обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» ...
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Консультация для педагогов...
Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...
- Мне нравится (1)