НОД по обучению грамоте детей с ОНР в старшей группе комбинированной направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бояринова Лола Максимовна

Занятие построено в игровой форме с презентацией, с элементами графомоторики. Целью является обобщение знаний дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasenie_bukvarika.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Бояринова Лола Максимовна

Учитель-логопед

Первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС «Радуга»

НОД по обучению грамоте детей с ОНР

в старшей группе комбинированной направленности

Тема «Спасение Букварика»

Цель: обобщение знаний дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить знания детей о гласные звуках и буквах А, О, У, Ы, Э, И;
  • формировать умение подбирать картинки на заданный звук (букву);
  • учить определять место данного звука в слове;
  • закрепить графический образ букв.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • развивать голос;
  • развивать графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Оборудование: мультимедиа (презентация), камешки марблс, простые карандаши, карточки, картинки на звук И в начале слова, домики на нахождение места звука в слове, волшебная палочка, конверт, подарки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (воспитание доброжелательности). А теперь встанем в круг и возьмемся за руки.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Включается монитор (экран). На экране появляется Букварик

Логопед: Ребята, кто это?

Дети: Книга.

Логопед: Что же с ней приключилось? Почему она плачет?

На экране книга перелистывает страницы и говорит: «Здравствуйте, ребята! Я – Букварик! На моих страницах есть буквы, которые ребята изучают, чтобы потом уметь читать. Но злой буквоед съел часть букв, теперь не понятно, что за буква на странице (на экране появляется страницы с не полностью написанными буквами и картинками). Прошу, помогите!»

Логопед: Ребята, что будем делать? (Помогать. Дать возможность высказать проблему и путь ее решения).

Раздается смех буквоеда. Он говорит: «Не сможете, вы неумейки, незнайки и совсем еще малыши».

Логопед: Буквоед, наши ребята умные и смелые, многое умеют и знают.

Буквоед:  Посмотрим-посмотрим. Ну, попробуйте, расколдуйте (смеется). Вот вам задания. (Звук броска и в руках логопеда появляется конверт с заданиями).

II. Закрепление изученного материала.

Разминка

Логопед: Чтобы справиться с заданиями, нужно провести разминку. Присаживайтесь в кругу.

Движения по тексту.

Мы ручки потираем и разогреваем,

И теплом своим лицо мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки потираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем их за мочки.

А потом уходим пальцами на щечки.

Мы щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята утки клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

Шарики надуем и губами вправо-влево потанцуем.

Под губой язык лежит кулачок по ней стучит.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем.

 

Логопед: Отлично, ребята. Теперь давайте откроем первое задание. (Читает). «Чем буквы отличаются от звуков? Какие гласные звуки вы знаете?»

Игра с мячом, ответы на вопросы

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков. (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

-Правильно ребята, а какими бывают звуки? (Звуки бывают согласными и гласными).

-Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются голосом). -Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Логопед: Молодцы, на все вопросы ответили. Давайте споем песенку гласных звуков. (Поют. Е. Железнова «А, О, У, И, Э»). Ребята, а какого звука не было в песне? (Ы).

Уточнение артикуляции этого звука.

Логопед: Найдите букву этого звука.

Из предложенных гласных букв, дети выбирают букву Ы.

Логопед: прорисуйте ее в воздухе. Молодцы!

На экране проявляется страница с буквой Ы.

Следующее задание: загадка.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит» (Е. Тарлапан)

Логопед: верно, ребята, это буква А. Произнесите звук (уточнение артикуляции). Давайте выложим дорожку от буквы к картинке, слово которой начинается на звук А. Необходимо разделиться на две команды.

Выкладывание дорожки красными предметами.

Логопед касается волшебной палочкой выполненные работы и на экране появляется страничка с буквой А.

Следующее задание: «Определи место звука Э в слове».

Логопед: Ребята, для вас Буквоед приготовил вот такие карточки. Здесь необходимо определить место звука в слове (начало, середина, конец). Положите камешек красного цвета туда, где услышите звук Э (уточнение артикуляции).

Логопед: Молодцы!

На экране появляется страница с буквой Э.

Физкультминутка.

Движения по тексту. Развитие крупной моторики и голоса.

Самолеты загудели.     Уууууууу (низко)

Самолеты полетели.     Уууууууу (высоко)

На полянку тихо сели,   уууууу (тихо)

Да и снова полетели.     Уууууууу (высоко)

Логопед: Какой звук вы услышали, когда гудели самолеты? (У)

Уточнение артикуляции. На экране появляется страница со звуком У.

Логопед: Присаживайтесь за столы. Открываем следующее задание.

Загадка.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.     (Е. Тарлапан)

Логопед: Какая это буква, ребята? (О). Давайте произнесем звук этой буквы. (Оооо), (Уточнение артикуляции этого звука). А теперь чтобы страница проявилась, нам нужно обвести по контуру эту букву.

Дети обводят букву по контуру. Логопед касается работы волшебной палочкой и на экране появляется страница с буквой О.

Последнее задание: подбери картинку на звук И.

Логопед: у каждого на столе лежат картинки. Вам нужно найти картинку, где есть в названии звук И. Кто нашел, несите к доске и приклейте рядом с буквой обозначающий этот звук.

На экране появляется страница со буквой И.

Логопед: Молодцы, ребята! Мы смогли расколдовать все страницы.

III. Рефлексия

Логопед: Давайте вспомним, какие гласные звуки и буквы мы расколдовали. (А, О, У, И, Ы, Э). Что было самым легким? Какое задание было самым трудным? Что понравилось?

Голос Буквоеда: «Ну да, ну да. Ничего не скажешь. Смогли расколдовать все странички. Теперь я буду знать, что и такие маленькие ребята бывают умными».

Книга: спасибо, ребята! Вот для вас подарок.

Звучит волшебная музыка и с экрана на руки логопеда опускается книга букварь.

Логопед: Спасибо, Букварик! Очень полезная и нужная книга.

Дети благодарят, получают подарки и уходят, попрощавшись с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности для детей с ФФНР

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе, в котором представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха, дифференциацию звуков Р-Рь, определение места зв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...