НОД по обучению грамоте детей с ОНР в старшей группе комбинированной направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Занятие построено в игровой форме с презентацией, с элементами графомоторики. Целью является обобщение знаний дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasenie_bukvarika.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Бояринова Лола Максимовна
Учитель-логопед
Первой квалификационной категории
МБДОУ «ДС «Радуга»
НОД по обучению грамоте детей с ОНР
в старшей группе комбинированной направленности
Тема «Спасение Букварика»
Цель: обобщение знаний дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания детей о гласные звуках и буквах А, О, У, Ы, Э, И;
- формировать умение подбирать картинки на заданный звук (букву);
- учить определять место данного звука в слове;
- закрепить графический образ букв.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать голос;
- развивать графомоторные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Оборудование: мультимедиа (презентация), камешки марблс, простые карандаши, карточки, картинки на звук И в начале слова, домики на нахождение места звука в слове, волшебная палочка, конверт, подарки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (воспитание доброжелательности). А теперь встанем в круг и возьмемся за руки.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Включается монитор (экран). На экране появляется Букварик
Логопед: Ребята, кто это?
Дети: Книга.
Логопед: Что же с ней приключилось? Почему она плачет?
На экране книга перелистывает страницы и говорит: «Здравствуйте, ребята! Я – Букварик! На моих страницах есть буквы, которые ребята изучают, чтобы потом уметь читать. Но злой буквоед съел часть букв, теперь не понятно, что за буква на странице (на экране появляется страницы с не полностью написанными буквами и картинками). Прошу, помогите!»
Логопед: Ребята, что будем делать? (Помогать. Дать возможность высказать проблему и путь ее решения).
Раздается смех буквоеда. Он говорит: «Не сможете, вы неумейки, незнайки и совсем еще малыши».
Логопед: Буквоед, наши ребята умные и смелые, многое умеют и знают.
Буквоед: Посмотрим-посмотрим. Ну, попробуйте, расколдуйте (смеется). Вот вам задания. (Звук броска и в руках логопеда появляется конверт с заданиями).
II. Закрепление изученного материала.
Разминка
Логопед: Чтобы справиться с заданиями, нужно провести разминку. Присаживайтесь в кругу.
Движения по тексту.
Мы ручки потираем и разогреваем,
И теплом своим лицо мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки потираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем их за мочки.
А потом уходим пальцами на щечки.
Мы щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята утки клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Шарики надуем и губами вправо-влево потанцуем.
Под губой язык лежит кулачок по ней стучит.
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Логопед: Отлично, ребята. Теперь давайте откроем первое задание. (Читает). «Чем буквы отличаются от звуков? Какие гласные звуки вы знаете?»
Игра с мячом, ответы на вопросы
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков. (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).
-Правильно ребята, а какими бывают звуки? (Звуки бывают согласными и гласными).
-Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются голосом). -Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Логопед: Молодцы, на все вопросы ответили. Давайте споем песенку гласных звуков. (Поют. Е. Железнова «А, О, У, И, Э»). Ребята, а какого звука не было в песне? (Ы).
Уточнение артикуляции этого звука.
Логопед: Найдите букву этого звука.
Из предложенных гласных букв, дети выбирают букву Ы.
Логопед: прорисуйте ее в воздухе. Молодцы!
На экране проявляется страница с буквой Ы.
Следующее задание: загадка.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит» (Е. Тарлапан)
Логопед: верно, ребята, это буква А. Произнесите звук (уточнение артикуляции). Давайте выложим дорожку от буквы к картинке, слово которой начинается на звук А. Необходимо разделиться на две команды.
Выкладывание дорожки красными предметами.
Логопед касается волшебной палочкой выполненные работы и на экране появляется страничка с буквой А.
Следующее задание: «Определи место звука Э в слове».
Логопед: Ребята, для вас Буквоед приготовил вот такие карточки. Здесь необходимо определить место звука в слове (начало, середина, конец). Положите камешек красного цвета туда, где услышите звук Э (уточнение артикуляции).
Логопед: Молодцы!
На экране появляется страница с буквой Э.
Физкультминутка.
Движения по тексту. Развитие крупной моторики и голоса.
Самолеты загудели. Уууууууу (низко)
Самолеты полетели. Уууууууу (высоко)
На полянку тихо сели, уууууу (тихо)
Да и снова полетели. Уууууууу (высоко)
Логопед: Какой звук вы услышали, когда гудели самолеты? (У)
Уточнение артикуляции. На экране появляется страница со звуком У.
Логопед: Присаживайтесь за столы. Открываем следующее задание.
Загадка.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Е. Тарлапан)
Логопед: Какая это буква, ребята? (О). Давайте произнесем звук этой буквы. (Оооо), (Уточнение артикуляции этого звука). А теперь чтобы страница проявилась, нам нужно обвести по контуру эту букву.
Дети обводят букву по контуру. Логопед касается работы волшебной палочкой и на экране появляется страница с буквой О.
Последнее задание: подбери картинку на звук И.
Логопед: у каждого на столе лежат картинки. Вам нужно найти картинку, где есть в названии звук И. Кто нашел, несите к доске и приклейте рядом с буквой обозначающий этот звук.
На экране появляется страница со буквой И.
Логопед: Молодцы, ребята! Мы смогли расколдовать все страницы.
III. Рефлексия
Логопед: Давайте вспомним, какие гласные звуки и буквы мы расколдовали. (А, О, У, И, Ы, Э). Что было самым легким? Какое задание было самым трудным? Что понравилось?
Голос Буквоеда: «Ну да, ну да. Ничего не скажешь. Смогли расколдовать все странички. Теперь я буду знать, что и такие маленькие ребята бывают умными».
Книга: спасибо, ребята! Вот для вас подарок.
Звучит волшебная музыка и с экрана на руки логопеда опускается книга букварь.
Логопед: Спасибо, Букварик! Очень полезная и нужная книга.
Дети благодарят, получают подарки и уходят, попрощавшись с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности для детей с ФФНР
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе, в котором представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха, дифференциацию звуков Р-Рь, определение места зв...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ТНР "Страна Сообразилия"
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте с презентацией...
Конспект образовательного события по обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему «Послание Незнайки»
Создание социальной ситуации дифференцирования звуков [с], [з] в процессе игровой деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...