Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Звук и буква Й
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Звук и буква Й
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Звук и буква Й»
Цель: расширение представлений о звуке [Й], знакомство с буквой Й.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];
- продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;
- упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
- Упражнять в чтении слогов со звуком [Й].
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух и внимание;
-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
-развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям;
-вести контроль за собственной речью;
-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;
-воспитывать интерес к родной речи.
Оборудование: «звуковички», предметные картинки, попугай, ручки, зеркала, тетради, азбуки, домики слов с фишками.
Ход НОД:
1. Орг. момент: Приветствие.
Чтобы узнать какой звук будет сегодня нам помогать, нужно отгадать загадки:
Он живёт в просторной клетке,
Говорить с ним любят детки:
Зря его ты не ругай –
Повторюшка... (попугай)?
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит … (воробей)
Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслажденьем выпей... (чай)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей)
Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])
В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт».
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)
-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)
-Птица, которая красиво поёт? (Соловей)
-Морская белая птица? (чайка)
-Городской транспорт? (Троллейбус, трамвай)
-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?
- Согласна с вами - в середине и в конце слов.
2. Характеристика и артикуляция звука [Й]:
Задание «Одень Звуковичка».
- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу). Работа с зеркалами.
- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети прижимают ладонь к горлышку и произносят звук [й]. Если горло «дрожит», этот звук звонкий, если нет- глухой).
Одеваем Звуковичку колокольчик (символ звонкости)
- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).
Одеваем Звуковичку зеленую рубашку.
- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й
- губки слегка в улыбке;
- зубки сближены;
- кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
- горлышко «работает».
- звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.
3. «Пальчики здороваются» соединяем звук [Й] с гласными.
АЙ-ОЙ-УЙ-ЭЙ
4. «Измени слово»
Поют – пой
Пьют –
Моют –
Роют –
Читают –
Знают –
Стоят –
Шагают –
Кушают –
Играют –
Танцуют-
5. Игра «Определи позицию звука»
Сейчас нам нужно рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, определить место звука [Й] в словах:
майка, попугай, йогурт, чай, чайник, ручей, чайка, трамвай, йод, лейка
-Поставьте фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).
6. Игра с мячом «Подбери «красивое слово», отвечая на вопрос КАКОЙ?»
Чай (какой?) – горячий
Попугай –
Трамвай –
Чайник –
Воробей –
Йогурт –
Май –
Соловей –
- Какой последний звук во всех этих словах? ([Й])
7. Физкультминутка «Зайка»
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул? Теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорее нас скачи.
(Дети имитируют движения зайчика.)
8. Знакомство буквой Й
Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?
На какую букву она похожа? (На И.)
Чем от неё отличается?
Прочитайте слоги.
Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.
- Откройте кассы и найдите букву Й.
- Выложите слово АЙ, МАЙ, ОЙ, МОЙ
9. Печатание в тетради.
- Буква Й.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
10. Итог занятия.
- Что вы узнали о звуке [Й’]?
- Какой буквой он обозначается?
- Назовите слова со звуком [Й’].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...
Конспект занятия по обучению грамоте №20 в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»...
Конспект занятия по обучению грамоте №23 в подготовительной группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей - подготовительной группе "Звуки Н - Нь и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"
Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук и буква Й»
Тема: звук [Й] буква Й.Цель: познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по звуковому ...