Знакомство с буквой и звуком " П "
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Конспект по обучению грамоте в старшей группе
на тему:
«Знакомство с буквой «П»»
Составила:
Учитель - логопед 1 квалификационной категории
Тулякова Ю.А.
Богородск,2024
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Задачи:
Образовательные:
1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п‘];
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
1) воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь;
2) формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: Презентация; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; карточки синего и зеленого цвета на каждого; счётные палочки.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это Чип и Дейл. Они познакомят нас новым звуком.
II. Знакомство с новой темой.
Логопед Чип и Дейл принесли с собой загадки, и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Паук, Пирог — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Паук звук [п] твердый, а в слове Пирог — мягкий.
Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
IV. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
V. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Воспитатель произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, пирог, письмо. Дети поднимают цветные карточки: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
VI. Знакомство с буквой П.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
Логопед: А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.
VII. Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).
VIII. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»
Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...
презентация " Знакомство с буквой и звуком Х"
представленный материал в виде презентации может быть использован педагогами на занятии по развитию речи детей при знакомстве со звуком и буквой Х...
презентация " Знакомство с буквой и звуком Х"
представленный материал в виде презентации может быть использован педагогами на занятии по развитию речи детей при знакомстве со звуком и буквой Х...
Знакомство с буквой и звуком «З» с детьми старшей группы "Почемучки"
Конспект открытого занятия...
Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К
Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К...
Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком М
Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком М...