«Звуки [д], [д`]. Буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте
ОД по обучению грамоте детей 6-7 лет «Звуки [д], [д`]. Буква Д»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_d.docx | 116.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 57
ОД по обучению грамоте детей 6-7 лет «Звуки [д], [д`]. Буква Д»
Подготовила воспитатель
высшей категории Танченко А.В.
2023
Тема: «Звуки Д, Дь. Буква Д».
Цель: дифференциация звуков [д] и [д’]. Запоминание графического изображения буквы Д.
Задачи:
Образовательные
1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков Д и Дь.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала, середины и конца слова.
3). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
4). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
5). Выполнять звуковой анализ слов;
6). Тренировать в запоминании графического изображения буквы Д.
Развивающие
1). Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
2). Развивать слуховое внимание, фонематический слух
Воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование и материал: аудиозапись «Дятел в лесу», кукла, опорная схема звука,
карточки, цветные карандаши, демонстрационный материал «Мебель»
На ковре Приветствие: Ребята, я хочу пожелать вам доброго утра. А вы в ответ мне помашете рукой. -Доброе утро, девочки! -Доброе утро, мальчики! -Доброе утро, тем у кого сегодня хорошее настроение! -Доброе утро нашим гостям! Помашите им тоже. -Доброе утро, тем кто хочет заниматься!!! Сюрпризный момент: Ой, ребята посмотрите, к нам в гости пришла девочка. Чтобы узнать имя девочки, нужно соединить первые звуки следующих слов: дом, арбуз, шар, ананас Догадались, как зовут девочку? Даша Даша приглашает нас к себе в гости. Она живёт в деревне. А поедем мы в деревню на машине. Разминка: Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль, Газ включаем, выключаем. Смотрим пристально мы вдаль. Дворники счищают капли, Влево, вправо. Чистота! Волосы ерошит ветер, Мы- шофёры, хоть куда Приехали. Остановка. Дальше нужно пройти через лес. Артикуляционный уклад произношения звука Д -Слышите, там кто-то стучит по дереву. Послушайте. -Вы узнали эту птицу? В красной шапке птица ходит. И в коре жуков находит. Это давний мой приятель. А зовётся птичка ... (Дятел) - Ребята, а давайте поиграем в игру «Дятел». Вставайте в круг. Давайте выберем «Дятла», он стоит в центре и будет показывать, как стучит дятел, после наших слов. !!! Давайте потренируемся и все вместе произнесём звук ддд. Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. (произносим звук ддд) Дятел дерево долбит, День-деньской кору дробит. Дятел лечит старый дуб, Добрый дятел дубу люб. (следить, чтобы дети произносили скороговорку спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе). Игру повторить 2 раза. - Какие звуки чаще всего произносятся в словах в скороговорке? Дятел, дерево (Д*), долбит, дробит (Д) - Ребята, мы сегодня познакомимся со звуками (Д), (Д*) и буквой Дэ Характеристика звука -На каком дереве сидел дятел? (Дуб) - Какой первый звук в слове ДУБ? ([Д]). - Дайте характеристику звуку [Д], опираясь на схему. 1. Гласный или согласный. (согласный-язычок создаёт преграду воздуху) 2. Звонкий или глухой этот звук? (при произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Давайте ладонью прикоснёмся к горлу. Если звук звонкий- горлышко будет дрожать. А ещё можно закрыть ушки руками-если услышите звон в ушах, то звук звонкий. Пробуем. Звук Д-звонкий) 3. Твёрдый или мягкий. (в слове дуб, он твёрдый) Хорошо…а теперь, превратите звук Д, в звук Д* (нужно мягко его произнести) Например, слово дятел - Какой первый звук в слове ДЯТЕЛ? ([Д*]). - Дайте характеристику звуку [Д*], опираясь на схему. 1. Гласный или согласный. (согласный-язычок создаёт преграду воздуху) 2. Звонкий или глухой этот звук? (при произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Давайте ладонью прикоснёмся к горлу. Если звук звонкий- горлышко будет дрожать. А ещё можно закрыть ушки руками-если услышите звон в ушах, то звук звонкий. Пробуем. Звук Д*-звонкий) 3. Твёрдый или мягкий. (в слове ДЯТЕЛ, он мягкий) Даша предлагает вам немножко поиграть и различить звуки Д Д*. Игра называется «Сигнальщики». У нас на поляне растут синие цветочки, а на деревьях зелёные листочки. Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы если услышите твёрдый звук Д поднимите синий цветок, если мягкий Д* зелёный листок. Д Д Д Д*Д* Д Д* ДА ДО ДИ ДУ ДЕ ДОМ ДИВАН ДОЖДЬ ДЯТЕЛ -Молодцы. Пойдёмте дальше. Основная часть. -Ну вот мы и пришли к дому Даши. Работа у доски -А дом стоит на поляне. Давайте пальчиками покажем какой он. На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук соприкасаются, локти разведены, — «крыша».) Ну, а к дому путь закрыт. (Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — «ворота».) Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу.) Даша в домик приглашает. («Крыша»). -Проходите ребята в дом. Садимся за столы Давайте посмотрим, какая мебель есть в доме. ( диван, кровать, стол, стул) А вот и первое задание от Даши. -Ребята, рассмотрите слоговые схемы под картинками мебели и выясните к названию какого предмета относится каждая схема. (в двусложных словах определяем и отмечаем ударную гласную) схемы!!! 1.Произнеси слово 2.Раздели слово на слоги 3. Сколько слогов в слове? Почему? (сколько гласных столько слогов) 4. Какой первый слог, второй слог. Определи ударный слог. -Посмотрите ребята, у Даши есть полочка с игрушками -Давайте поможем Даше разложить вещи на полку. *на первой полке предметы в названии которых звук Д в начале слова. (домино, домик) *на второй полке- предметы, в которых звук Д в середине слова (лодка, ведро) *на третьей полке- предметы, в которых звук Д в конце слова (поезд, верблюд ) Молодцы!!
Анализ буквы Дэ
- Мы познакомились со звуками Д Д*, а теперь посмотрите внимательно на буквенное изображение звука Д. Это буква ДЭ. (картинка) На что похожа буква ДЭ? (домик) Давайте пропишем букву в воздухе. (Палка, палка вышла крыша. Подчеркнем её чертой. Ножки ставим, чтобы вышла буква Дэ в наш ровный строй.) Напишем букву на ладошке, на спине у друг друга. !! проговариваем слова Физминутка Давайте отдохнём, выйдем на улицу, а там ветерок.. Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо. Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону. Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз. Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх. Индивидуальная работа. -Ребята, У Даши есть друзья. Она принесла вам их фотографии. -Посмотрите, как зовут друзей? Дима, Дана, Даня, Дина -Давайте сделаем звуковой анализ этих слов. Например: Дима. Сколько слогов в слове? Какой 1й, 2й слог. Сколько букв, звуков (4) (Первый звук Д, какой он гл/согл, глух/зв, тв/мяг- раскрашиваем зел цветом, второй звук И…третий М, четвёртый А. Остальное задание выполняется самостоятельно. Проверка. -Что общего в этой фотографии? (имена детей начинаются на букву Дэ, это дети, друзья) - Что разного в этой фотографии? (девочки мальчики, Имена с твёрдым мягким звуком Д) Итог -Какой буквой мы сегодня познакомились? (Дэ) -Какие два звука может обозначать буква Дэ (Д, Д*) -Дайте характеристику звуку Д, Д* - Понравилось вам в гостях у Даши? -Нам пора возвращаться домой. А чтоб мы смогли вернуться, Даша нарисовала для вас схему дороги к её домику в деревне. Если вы пройдёте по дороге только по буквам Дэ, то легко отыщите её дом. | Кукла Картинки дом, арбуз, шар, ананас Аудиозапись (Лес.Дядел) Загадка Картинка дятла Маска дятла Опорная схема звука Картинка дуба Картинка дятла Дом нарисовать на доске Пальчиковая гимнастика ДОМ Картинки мебели(диван, кровать, стол, стул) слоговые схемы Картинки Полочка, домино, домик лодка, ведро поезд, верблюд Картинка буквы +схема написания буквы Раздаточный материал+ Образец на доске схемы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...