Конспект занятия по обучению грамоте предназначен для дошкольников 5-6 лет.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Брюхова Лилия Васильевна

Занятие нацелено на освоение  представления о существовании термина «предложение» . Делением предложения на слова и  составлением его из слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_starshaya_gr.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка»

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте

«Путешествие на звуковом поезде»

(старшая группа)

Подготовила: Брюхова Лилия Васильевна

воспитатель

г. Краснокаменск 2023

  1. Цель: Осваивать представление о существовании термина «предложение» и делением предложения на слова и составлением его из слов.

Задачи:

  1. Учить определять место звука в начале слова.
  2. Упряжнять в регулировании силы голоса.
  3. Познакомить детей со словесным составом предложения.
  4. Воспитывать умение и желание слушать друг друга.

Материал: Колонка с мелодией «Звук поезда», указка, 2 мольберта, картинки на звуки «З», «С», «Ш» и другие, звуковой поезд.

ХОД:

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель: Ребята, скажите, вы путешествовали с родителями?

Дети: Да

Воспитатель: на чем вы ездили или путешествовали?

Дети: на поезде, на машине,…..

Воспитатель: а давайте мы свами узнаем кто из вас на каком транспорте путешествовал с помощью этого опросника.

Посмотрите в нашем опроснике есть три столбца и много строчек. В первом столбце вы будете писать первую букву своего имени. Во втором поставит знак плюс тот, кто путешествовал на машине. В третьем столбце поставит знак плюс тот, кто путешествовал на поезде. Если вы путешествовали и на машине и на поезде, то поставьте знак плюс в обоих столбцах. Начнем.

Воспитатель вызывает каждого ребенка по очереди, и дети заполняют таблицу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на таблицу и определите, на каком транспорте больше всего вы путешествовали?

Дети: на поезде.

Воспитатель Правильно на поезде.

  1. Основная часть

Слышится звук поезда

Воспитатель: Что это? Чей это звук?

Дети: Это звук поезда.

Воспитатель Повторите звук, который вы слышите?

(дети изображают (звук как гудит поезд у у у у у у)

Воспитатель: А как будет звучать звук «у», если едет большой поезд? (громко). Правильно. Давайте произнесем звук «у» громко.

Воспитатель: А как будет звучать звук «у», если едет маленький поезд? (тихо) Правильно. Давайте произнесем звук «у» тихо.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости приехал поезд. Да не простой , а звуковой. Мы с ним поиграем. Хотите?

Рассматривание звукового поезда.

Воспитатель: Давайте назовем, что есть у звукового поезда? (паровоз и три вагона) .

Воспитатель: В паровозе будут ехать разные картинки со звуками, а в вагончиках будут ехать картинки с предметами, название которых начинается на этот звук.

Воспитатель берет картинку с комаром.

Воспитатель: Кто нарисован на картинке? Какой звук произносит комар? Правильно, это звук «з-з-з-з»

Я поставлю эту картинку в паравоз. Выберите картинки на мольберте, в которых звук «з» находится в начале слова.

Кто уже нашел? Произнеси это слово. Поставь картинку в вагончик.

Дети по очереди заполняют вагоны.

Далее аналогичная работа проводится со звуками с , ш.

Физ.минутка «Поезд».

Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены перед грудью)

Мы сидим, мы сидим, И в окошечки глядим, (повороты головы вправо, влево)

Весело глядим. Едет, едет паровоз - (притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух! Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух! А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так! (хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так! (стучат кулаками по коленям)

Громко подаём гудок: (поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Подъезжает паровоз (поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Ребятишек он привёз!

Составление детьми предложений

Воспитатель: А теперь я предлагаю снова посмотреть на наш опросник. На чем еще вы путешествовали? (на машине)

Воспитатель показывает игрушку машину, при этом показывает,что машина едет.

Воспитатель: Что делает машина?. «Машина едет»- отвечают дети

Воспитатель: Ребята вы сказали предложение «Машина едет». Повторите предложение.

Воспитатель Вы сказали предложение в котором два слова – машина едет.

Какое первое слово в нашем предложении- машина,

Какое второе слово в этом предложении едет,

Воспитатель: Ребята придумайте предложение в котором 2 слова.

( педагог спрашивает детей по очереди и вместе с детьми выбирают самые интересные предложения)

Дети придумывают предложения из 2 слов.

Игра «Живое предложение»

(Воспитатель: вызывает двое детей и обясняет что один ребенок будет 1 словом второй вторым, предлагает детям прочитать предложение, затем просит детей поменятся местами и сново прочитать предложение)

Воспитатель: Что вы прочитали?

Дети : Предложение.

Заключительная часть:

Воспитатель:-

, Ребята, скажите, вам понравилось сегодня играть выполнять задания ? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Я предлагаю вам выбрать весёлый смайлик, если всё понравилось и вам было интересно. И грустный, если вы испытывали какие то затруднения.

Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР

данный материал будет полезен учителям - логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ...

Сборник дидактических игр по обучению грамоте для старших дошкольников: "Учимся играя"

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе спе...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками"

консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению граммоте со сташими дошкольниками"...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Викторина по обучению грамоте для старших дошкольников

В викторине предложены занятия по развитию речи в игровой форме....