Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Григорьева Екатерина Викторовна

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в  подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Звук Т. Буквы Т, т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т», буквой Т, т.

Задачи:

-Учить детей выделять на слух звук (т)

-Закрепить понятие «твердый звук»

-Упражнять в умении давать характеристику звуку.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку на листе в клетку.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом,

- Способствовать внимательному слушанью и анализу услышаного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t._bukvy_t_t.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

 

Согласовано с педагогическим  

советом МДОБУ  

«Детский сад№1»

Протокол № 7

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в  подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Звук Т. Буквы Т, т»

                                                              Разработал учитель-дефектолог:

                                 Григорьева Екатерина Викторовна

Минусинск, 2023

Цель: познакомить детей со звуками «Т», буквой Т, т.

Задачи:

-Учить детей выделять на слух звук (т)

-Закрепить понятие «твердый звук»

-Упражнять в умении давать характеристику звуку.

-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку на листе в клетку.

-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом,

- Способствовать внимательному слушанью и анализу услышаного

Ход образовательной деятельности

Чтение сказки дефектологом (голосом выделяя звук т). Не успели Слыш и Буковка поиграть с новым звуком и буквой, как Слыш расправил уши и начал прислушиваться.

— Буковка, по-моему, кто-то чинит крышу твоего домика. Я слышу тихий стук. Наверное, сильный ветер оторвал доски, а добрый сосед прибивает их на место.

— Пойдем посмотрим! — предложила Буковка.

Они обошли домик Буковки и посмотрели на крышу На самой верхней доске сидел грустный дятел-малыш и тихонечко стучал маленьким клювиком по крыше: т-т-т, т-т-т.

— Эй, малыш, — крикнул Слыш, — как ты оказался на крыше? И почему ты стучишь?

— Я живу в лесу с мамой и папой. Еще недавно мы все сидели на большом дереве и долбили кору, искали червячков. Но тут поднялся сильный ветер, подхватил меня, и я не удержался на дереве. Ветер унес меня далеко-далеко от родного дома. Наверное, я зацепился крылом за крышу этого дома, и ветер не смог утащить меня дальше. А стучу я для того, чтобы папа с мамой услышали меня и прилетели за мной, ведь я еще не умею хорошо летать.

— Бедный малыш, — сказала Буковка, — твои папа с мамой не смогут найти тебя, ведь ты очень тихо стучишь.

— Не печалься,— сказал Слыш,— сейчас мы снимем тебя с крыши, пойдем в лес и отыщем твоих родителей. Мне очень понравилась твоя песенка, она звучит, как будто стучит маленький молоточек.

И Слыш решил потренировать свой язычок.

Упражнение для язычка «Маленький дятел». Предложите ребенку потренировать язычком вместе со Слышем: улыбнуться, открыв рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: т-т-т. Выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз.

Слыш почувствовал, что язык не хочет пропускать воздух, он поднялся к бугоркам и устроил преграду, но воздух прорывается сквозь преграду и стучит по бугоркам.

Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый звук правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слыш решил описать новый звук.

Задание «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [т]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Затем попросите определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который прижимается к бугорочкам за верхними зубами. Далее спросите ребенка: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [т]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также для определения звонкости-глухости можно приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [т] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [т’] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть и твердым, и мягким.

А потом Слыш решил поиграть с новым звуком в уже знакомую игру.

Игра «Повтори серии слогов». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем. Вы произносите серии слогов, ребенок точно повторяет последовательность слогов за вами. Если малышу не удается повторить сразу три слога правильно, начните с одного-двух слогов. Серии из 4—5 слогов произносите только после того, как у ребенка будет хорошо получаться повторение трех слогов.

Предлагаемые цепочки слогов: та-то; та-то-ту; та-то-ту-ты; та-то-ту-ты-тэ.

А Буковка, пока Слыш пел песенки и доставал маленького дятла с крыши, написала букву «Т»:

Слыш посмотрел на рисунок и сказал:

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась. (А. Шибаев)

Игра - «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Т», вслух читая ребенку стихотворение. Затем малыш уже самостоятельно пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда написание большой буквы «Т» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «т».

Задание «Чтение». Предложите ребенку прочитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к чтению слов. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную букву, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.

Слоги для чтения: ат, от, ут, ыт, эт, ит.

Слова для чтения: боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти.

Когда Слыш снял дятла-малыша с крыши, Буковка решила нарисовать его. Она хотела повесить объявление о потерявшемся дятле с портретом малыша в лесу, чтобы родители быстрее отыскали своего сына.

Задание «Рисунок по клеточкам "Дятел-малыш"». Предлагается ребенку нарисовать портрет дятла-малыша.

Тетрадь в крупную клеточку. Попросите ребенка отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 17).

рис17

Перед окончанием занятия повторим пройденное: какой звук вы узнали, чья звучала «песенка»; повторите характеристики звука, послушайте еще раз стихотворение про букву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Приключения Буратино".

Занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данный материал построен по традиционной в логопедии схеме.Сначала в занятии используются задания ...

Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения ...

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Знакомство с буквами И и Ы.Место звуков после согласних твердых и мягких....