Статья: "Использование пособия по обучению грамоте «Слоговое Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста"
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Меркульева Оксана Валерьевна

Данная статья помогает понять принцип слогослияния, в чем может помочь данное пособие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение пособия по обучению грамоте

«Слоговое Солнышко»

для детей старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель Меркульева О.В.

Формирование у детей навыка плавного чтения осуществляется постепенно. Авторы современных методик обучения грамоте за простейшую единицу чтения принимают не любой слог, а так называемый слог слияние (двухбуквенный прямой открытый слог слияние согласного с гласным).

Проблема слияния – одна из наиболее сложных среди возникающих входе обучения чтению. В то время, как для прочтения слога гласного или согласных, которые находятся за пределами слияния, достаточно уметь соотносить графический облик буквы с её звуковым эквивалентом (принцип чтения: видит букву – называет звук), для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовься произнести два звука – вслух это должно быть произнесено одним целым звуком).

Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова. Чтобы научиться читать, нужно: знать все буквы и соответствующие им звуки; знать направление, откуда и куда читать (слева направо); знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить; научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы. Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века.C:\Users\oksan\AppData\Local\Packages\microsoft.windowscommunicationsapps_8wekyb3d8bbwe\LocalState\Files\S0\3\Attachments\IMG20240119133048[1293].jpg

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.
Цель: закрепить знания детей о звуках и умение соотносить звуки буквам; учить составлять и читать слоги.

Пособие представляет собой лист картона, на котором из цветной бумаги наклеено солнышко. На лучиках у солнышка напечатаны гласные буквы. На солнышке приклеен кармашек для согласных букв. Педагог вставляет в кармашек карточку с согласной буквой и плавно переводит руку от согласного к гласному, находящемуся на лучике. Задача ребёнка составить и прочитать получившийся слог. Педагог, проводя указкой по «лучикам», читает слоги: медленно, выделяя голосом гласные. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что «лучик» как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву. Кроме того, синий или зеленый кружочек помогает ребёнку сориентироваться, дает ли гласная буква мягкость согласному.

Варианты: педагог может показать сначала на солнышко, а потом на лучик - На, Ну, Ни; а потом наоборот - Ан, Ун, Ин.

Работу можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Такое «Солнышко» помогает в работе, обучая детей слогослиянию.  

Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой или указкой по «лучам» будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок читает вместе с взрослым, потом - без него.

Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным.

Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова). Например: «Смотри, буква «С» и буква «О», читаем «СО»; буква «В» и буква «А», читаем «ВА». Что получилось?»

Этого нельзя делать ни в коем случае! Последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме.

Предложенные упражнения помогут увеличить скорость и улучшить качество чтения, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Статья"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это п...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательной активности в настоящее время считается одной из важнейших с точки зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.  Жизнь в эпоху научно-технического п...

Доклад "Обучение грамоте - основа речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь....

Презентация "Обучение грамоте - основа речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты.Излагать свои мысли в письменной форме....

Авторская разработка. Интерактивная тетрадь по обучению грамоте и чтению для детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР .

Авторская разработка. Интерактивная тетрадь по обучению грамоте и чтению для детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР ....

Обучение грамоте. Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста

Данный материал, подготовленный учителем-логопедом, адресуется воспитателям ДОУ и родителям детей-старших дошкольников. Консультация дана с целью ответов на некоторые вопросы, каксающиеся становления ...