ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ
Владимир ЛЕВИН
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА
Ребус — это тайное письмо. Его может написать и прочесть только тот, кто знает секретные правила.
Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше — когда он знакомится со звуками речи и буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_bukvami_i_slogami.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ
Владимир ЛЕВИН
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА
ЧТО ТАКОЕ РЕБУСЫ?
…Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви
Не 100птал никто!..
Ребус — это тайное письмо. Его может написать и прочесть только тот, кто знает секретные правила.
Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше — когда он знакомится со звуками речи и буквами.
Если малыш еще не читает или читает с трудом, предложите ему игру в «Секретное письмо» (или в «Разведчиков», или в «Шпионов», или в «Первобытного человека, который еще не изобрел букв и переписывается картинками», или во что-либо еще — в зависимости от вашей фантазии). Условия игры просты: вы составляете слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть прочесть) эту запись.
Если вы не умеете рисовать, не беда. Приобретите (купите, достаньте, сделайте вместе с ребенком) кубики-азбуку или картинки-азбуку на карточках. Чтобы изготовление азбуки стало приятным занятием для вас и ребенка, достаньте старые открытки или журналы, которые собираетесь выбросить. Подготовьте карточки (например, из тех же открыток или старых игральных карт). А дальше все понятно, если есть ножницы, клей и желание с пользой для себя и своего ребенка провести с ним некоторое время.
Если у вас фабричная азбука (кубики или карточки), кусочками бумаги заклейте буквы. Но так, чтобы легко было оторвать, не испортив картинки! А ребенка попросите:
— Только читай по картинкам, не подглядывай, какие там буквы!
(Такой «запрет» вызовет у ребенка гораздо большее желание запомнить буквы, чем настойчивое требование «выучи же наконец буквы!». Опыт многих родителей, в том числе и самого автора, убеждает: если малыш часто видит родных читающими, не стоит заставлять его учиться грамоте. В этом случае гораздо эффективнее «не разрешать» учиться читать: «Ты еще маленький, тебе рано...»)
Поначалу не оставляйте ребенка один на один с новой задачей. Старайтесь понять, в чем его трудности, и помогайте ему. Но не навязывайтесь, не подавляйте его инициативу. Там, где он может справиться сам, позвольте ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. Не забудьте порадоваться за него и не скрывайте своей радости и гордости.
Одно напоминание. Не забывай о маленьких словах: по, на, под, над, за, из, из-за, с, в... Не обратишь внимание на такое словечко — не разгадаешь ребус. Никогда никто не должен забывать о маленьких. Особенно когда разгадываешь ребусы. Помнишь, как в загадке про буквы на трубе? — А и Б сидели на трубе…
Чтобы найти правильный ответ, нужно внимательно прочитать первую строчку загадки. Так и в ребусах.
На этом рисунке нет предметов. Только буквы ЧА и ЛО. ЛО сверху, ЧА снизу. Как можно описать эту картинку? Пробуем по-разному. Например, так: ЛО на ЧА. Есть такое слово «ЛО-на-ЧА»? Нет такого слова. Тогда так: ЛО над ЧА. Снова нет смысла. А так: на ЧА — ЛО. Ага, получилось! На-ЧА-ЛО есть!
Ц за Я? Прочитай иначе — и увидишь: где волк, там и этот, серенький, ушастенький. Ну, погоди!
А это что такое? На рисунке — всего две буквы: А рядом с Р. Какое же это слово? Пробуем. А у Р? Р у А? У Р — А? У-Р-А! Угадали! Потому что заметили третью букву У, которая не нарисована, а пряталась в маленьком слове «у»: «У буквы Р — буква А».
Снова две буквы: О и А. Но нас теперь не проведешь. Где-то на рисунке прячется маленькое слово. О и А держатся за руки. Значит, они вместе. О с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.
Читаем: ЛК — в О. Какое-то ЛКВО. Такого слова нет. Попробуем иначе: в О — ЛК. Ага, попался, который кусался!
А здесь КО с А взялись за руки. Что получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то, чем Сева пойдет косить луг.
Из букв Б сложена буква А. Слово «буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче: из Б — А.
— Добро пожаловать! — приглашают хозяева. Как их зовут?
Имя хозяина — в ребусе. Читаем: в букве А — буквы СЕ. ВАСЕ? Может, ВАСЯ? Но тогда в А было бы СЯ. А если прочесть по другому? Выйдет: СЕ в А. Вот и познакомились!
Читаем, не пугаемся: семь букв Я. Не забыл, что слово «буква» в ребусах читать не надо? Остается: семь Я. Наверно, у Севы есть родня. Это слово можно было нарисовать и так: 7 Я.
Так и есть, у Севы две сестрички. Их имена сам угадаешь.
Одна сестричка что-то подкладывает в печь. Что? Прочитай.
Вторая обед стряпает. Что на ней надето?
Я стоит, а С по нему идет: С по Я? Нет: по Я — С. Понятно! То, что у Севы на джинсах для красоты. Или чтобы джинсы не падали...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Игра домино Рассыпушки: "Буквы и слоги"
Авторская разработка....
Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»
Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профила...
Помощь родителям. От буквы к слогу
Данные файлы содержат памятк и и плакаты,которые, безусловно, помогут детям овладеть навыком чтения и звуко-буквенным анализом ....
Работа с кассой букв и слогов
Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями....
Демонстрационное настенное пособие "Касса букв и слогов"
Исправление речевых нарушений у дошкольников с помощью пособия «Касса букв и слогов»В работе логопеда уделяется немаловажное внимание развитию речи и обучению родному языку. Системная рабо...
« Речевые игры: игры с буквами, звуками и слогами.»
Цель: Знакомство с играми , которые способствуют развитию навыков звукового анализа и синтеза, формированию графического образа букв.Задачи:•Познакомить с методами и приемами формиров...