ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Бородулина Ирина Юрьевна

ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ

 

Владимир ЛЕВИН
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА

Ребус — это тайное письмо. Его может написать и прочесть только тот, кто знает секретные правила.

Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше — когда он знакомится со звуками речи и буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_bukvami_i_slogami.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ

 

Владимир ЛЕВИН
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА

ЧТО ТАКОЕ РЕБУСЫ?

…Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви
Не 100птал никто!..

Ребус — это тайное письмо. Его может написать и прочесть только тот, кто знает секретные правила.
Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше — когда он знакомится со звуками речи и буквами.

Если малыш еще не читает или читает с трудом, предложите ему игру в «Секретное письмо» (или в «Разведчиков», или в «Шпионов», или в «Первобытного человека, который еще не изобрел букв и переписывается картинками», или во что-либо еще — в зависимости от вашей фантазии). Условия игры просты: вы составляете слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть прочесть) эту запись.

Если вы не умеете рисовать, не беда. Приобретите (купите, достаньте, сделайте вместе с ребенком) кубики-азбуку или картинки-азбуку на карточках. Чтобы изготовление азбуки стало приятным занятием для вас и ребенка, достаньте старые открытки или журналы, которые собираетесь выбросить. Подготовьте карточки (например, из тех же открыток или старых игральных карт). А дальше все понятно, если есть ножницы, клей и желание с пользой для себя и своего ребенка провести с ним некоторое время.

Если у вас фабричная азбука (кубики или карточки), кусочками бумаги заклейте буквы. Но так, чтобы легко было оторвать, не испортив картинки! А ребенка попросите:
— Только читай по картинкам, не подглядывай, какие там буквы!

(Такой «запрет» вызовет у ребенка гораздо большее желание запомнить буквы, чем настойчивое требование «выучи же наконец буквы!». Опыт многих родителей, в том числе и самого автора, убеждает: если малыш часто видит родных читающими, не стоит заставлять его учиться грамоте. В этом случае гораздо эффективнее «не разрешать» учиться читать: «Ты еще маленький, тебе рано...»)

Поначалу не оставляйте ребенка один на один с новой задачей. Старайтесь понять, в чем его трудности, и помогайте ему. Но не навязывайтесь, не подавляйте его инициативу. Там, где он может справиться сам, позвольте ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. Не забудьте порадоваться за него и не скрывайте своей радости и гордости.

Одно напоминание. Не забывай о маленьких словах: по, на, под, над, за, из, из-за, с, в... Не обратишь внимание на такое словечко — не разгадаешь ребус. Никогда никто не должен забывать о маленьких. Особенно когда разгадываешь ребусы. Помнишь, как в загадке про буквы на трубе? — А и Б сидели на трубе…

Чтобы найти правильный ответ, нужно внимательно прочитать первую строчку загадки. Так и в ребусах.

На этом рисунке нет предметов. Только буквы ЧА и ЛО. ЛО сверху, ЧА снизу. Как можно описать эту картинку? Пробуем по-разному. Например, так: ЛО на ЧА. Есть такое слово «ЛО-на-ЧА»? Нет такого слова. Тогда так: ЛО над ЧА. Снова нет смысла. А так: на ЧА — ЛО. Ага, получилось! На-ЧА-ЛО есть!

Ц за Я? Прочитай иначе — и увидишь: где волк, там и этот, серенький, ушастенький. Ну, погоди!

А это что такое? На рисунке — всего две буквы: А рядом с Р. Какое же это слово? Пробуем. А у Р? Р у А? У Р — А? У-Р-А! Угадали! Потому что заметили третью букву У, которая не нарисована, а пряталась в маленьком слове «у»: «У буквы Р — буква А».

Снова две буквы: О и А. Но нас теперь не проведешь. Где-то на рисунке прячется маленькое слово. О и А держатся за руки. Значит, они вместе. О с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.

Читаем: ЛК — в О. Какое-то ЛКВО. Такого слова нет. Попробуем иначе: в О — ЛК. Ага, попался, который кусался!

А здесь КО с А взялись за руки. Что получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то, чем Сева пойдет косить луг.

Из букв Б сложена буква А. Слово «буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче: из Б — А.

— Добро пожаловать! — приглашают хозяева. Как их зовут?
Имя хозяина — в ребусе. Читаем: в букве А — буквы СЕ. ВАСЕ? Может, ВАСЯ? Но тогда в А было бы СЯ. А если прочесть по другому? Выйдет: СЕ в А. Вот и познакомились!

Читаем, не пугаемся: семь букв Я. Не забыл, что слово «буква» в ребусах читать не надо? Остается: семь Я. Наверно, у Севы есть родня. Это слово можно было нарисовать и так: 7 Я.

Так и есть, у Севы две сестрички. Их имена сам угадаешь.

Одна сестричка что-то подкладывает в печь. Что? Прочитай.

Вторая обед стряпает. Что на ней надето?

Я стоит, а С по нему идет: С по Я? Нет: по Я — С. Понятно! То, что у Севы на джинсах для красоты. Или чтобы джинсы не падали...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»

Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профила...

Помощь родителям. От буквы к слогу

Данные файлы содержат памятк и и плакаты,которые, безусловно, помогут детям овладеть навыком чтения и звуко-буквенным анализом ....

Работа с кассой букв и слогов

Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями....

Демонстрационное настенное пособие "Касса букв и слогов"

Исправление речевых нарушений у дошкольников с помощью пособия «Касса букв и слогов»В работе логопеда уделяется немаловажное внимание развитию речи и обучению родному языку. Системная рабо...

« Речевые игры: игры с буквами, звуками и слогами.»

Цель: Знакомство с играми , которые способствуют  развитию навыков звукового анализа и синтеза, формированию графического образа букв.Задачи:•Познакомить  с методами и приемами формиров...