Звукобуквенный анализ, как условие подготовки к обучению грамоте детей, на логопункте в ДОУ.
статья по обучению грамоте

Звукобуквенный анализ, как условие подготовки к обучению грамоте детей, на логопункте в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2023.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Звукобуквенный анализ, как условие подготовки к обучению грамоте детей, на логопункте в ДОУ.  

Булыгина Н.С., учитель-логопед МБДОУ №7,г.Мценск.

Овладение звукобуквенным анализом слова – освоение характерной для того или иного языка фонетико-графической системы, способов преобразования звучащей речи в письменную и наоборот – ещё один важный аспект подготовки старшего дошкольника к обучению грамоте. Это достаточно сложная интеллектуальная работа, которой ребенка-дошкольника с фонетико-фонематическим недоразвитием речи надо учить и при осуществлении которой он нуждается в помощи. Эта помощь особенно необходима, когда дело касается детей с нарушениями речи. Своевременно помочь таким детям – значит обеспечить успешность их дальнейшей учебы и всей последующей жизни. Оставить их без помощи – значит обречь на постоянное отставание от сверстников, возможную неуспеваемость, ограничения в выборе форм учебы и будущей профессии.

Проблемами звукобуквенного анализа слов, в том числе и логопедической, занимались такие известные исследователи, как Г.А. Волкова, Л.С. Волкова и С.П. Шаховская, А.Н. Гвоздев, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и Г.Р. Шашкина, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, В.Н. Яковлева и другие. Методику обучения звукобуквенному анализу разработали М.И. Безруких, Б.А. Богуславская, М.С. Васильева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Егоров, Н.И. Жинкин, В.Н. Зайцев, В.А. Кирюшкин, Т.Г. Рамзаева, А.Ф. Шанько и другие лингвисты, дидакты и методисты.

Большую роль в подготовке дошкольников к обучению грамоте является навык звукобуквенного анализа.

Звукобуквенный анализ – это анализ слова по его звуковой и буквенной структуре.

Овладение звукобуквенным анализом слова – освоение характерной для того или иного языка фонетико-графической системы, способов преобразования звучащей речи в письменную и наоборот – ещё один важный аспект подготовки старшего дошкольника к обучению грамоте. Это достаточно сложная интеллектуальная работа, которой ребенка-дошкольника с фонетико-фонематическим недоразвитием речи надо учить и при осуществлении которой он нуждается в помощи. Эта помощь особенно необходима, когда дело касается детей с нарушениями речи. Своевременно помочь таким детям – значит обеспечить успешность их дальнейшей учебы и всей последующей жизни. Оставить их без помощи – значит обречь на постоянное отставание от сверстников, возможную неуспеваемость, ограничения в выборе форм учебы и будущей профессии.

Проблемами звукобуквенного анализа слов, в том числе и логопедической, занимались такие известные исследователи, как Г.А. Волкова, Л.С. Волкова и С.П. Шаховская, А.Н. Гвоздев, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и Г.Р. Шашкина, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, В.Н. Яковлева и другие. Методику обучения звукобуквенному анализу разработали М.И. Безруких, Б.А. Богуславская, М.С. Васильева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Егоров, Н.И. Жинкин, В.Н. Зайцев, В.А. Кирюшкин, Т.Г. Рамзаева, А.Ф. Шанько и другие лингвисты, дидакты и методисты.

Перечислим этапы формирования навыков звукобуквенного анализа.

Первый этап (подготовительный) – формирование у детей навыков фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонетической системе языка. Фонематический анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

- звуковое членение слова, при котором создается общая модель последовательности фонем;

- дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего создается более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование;

- дифференциация «твердости – мягкости» и «звонкости – глухости» согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

Второй этап – освоение системы гласных фонем, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы.

Третий этап – освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

При формировании навыков звукобуквенного анализа у дошкольников изучаемого нами возраста следует обратить внимание на:

- изучение звуков;

- работу со слогом;

- знакомство с буквами.

Остановимся на этом подробнее.

Среди разных подходов, направленных на изучение звуков, первостепенную роль играют советы, которые дал в свое время К.Д. Ушинский. Он писал: «При чтении каждой отдельной группы слов должно налегать на отчетливое произношение каждого звука, насколько это возможно по развитию детского органа речи»; «Дитя в состоянии – звук по звуку, буква по букве прочесть и написать каждое слово, – все это, конечно, медленно и с трудом»; «Надо приучить его язык к произношению отдельных звуков»; «Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания» [2].

Порядок аналитического рассмотрения детьми каждого из звуков родного языка определяется тем, как построено занятие по обучению дошкольника звукобуквенному анализу, какова его структура и набор приемов, привлеченных для него.

Наиболее распространенным в как в дошкольной, так и в школьной практике стартовым моментом в изучении очередного звука стало избрание такого исходного слова, в составе которого находится звук, подлежащий изучению.

Почти во всех букварях для изучения гласных звуков подбираются в качестве исходных такие слова, в которых гласный звук, подлежащий изучению, находится в сильной позиции, а последняя, напомним, для гласных звуков – это когда гласный звук стоит под ударением.

Сильной позицией для согласных звуков окажутся следующие:

1. Для согласных, различающихся по глухости – звонкости:

- перед любыми гласными: жар - шар, гол - кол;

- перед сонорными: злой -слой, гроза - краса, ягодный - плотный;

- перед [в], [в'], [j]: дверь -Тверь, двор - створ, бьет - пьет;

2. Для согласных, различающихся по твердости – мягкости:

- для всех парных в конце слова: двор - дверь, потоп - топь, трон -тронь;

- перед гласными, кроме [э]: вол - вёл, сор - сер, лук - люк, но мэр, сэр;

- переднеязычные различаются по твердости – мягкости перед аднеязычными и твердыми губными: тонко - коньки, кричали -круги;

- согласные [л] и [л'] различаются перед любыми согласными: волнение - вольность.

Остальные позиции являются слабыми по твердости – мягкости.

Повторим, что перед гласными, кроме [э], согласные различаются как по глухости – звонкости, так и по твердости – мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной позицией.

Согласные могут ассимилироваться как по глухости – звонкости, так и по твердости – мягкости. Если в конце слова находятся два согласных звука, оба они оглушаются: поезд [поист], гвоздь [гвост'].

Все сказанное надо учитывать, когда на занятиях с дошкольниками уровня вводятся такие традиционно занимательные приемы, как задания на «придумывание» своих примеров, слов с изучаемым звуком. Обычно такого рода задание предваряется предложением произнести изучаемый звук чисто и изолированно.

На втором этапе занятий, при выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.

«Устная речь, – указывал профессор Н.И. Жинкин, – реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Слоговые движения появляются у детей, глухих от рождения. Между тем обезьяны, голосовой аппарат которых очень похож на человеческий, могут кричать, но не способны к слогоделению и слогослиянию. Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку» [1].

На занятиях по формированию навыков звукобуквенного анализа дошкольникам 6 – 7 лет бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка:

- во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных звуков слогов не бывает;

- во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, астры;

- в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис;

- в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги – безударные.

Все это следует учитывать и при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Список литературы:

  1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 2007.
  2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 2002.
  3. Карлсен Е.Г. К вопросу об овладении детьми мягкими и твердыми согласными. – Новосибирск, 1993.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Самообразование «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год(Подготовительная А группа)...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020

План работы по самообразованию  Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»  2020...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению гра...

Отчет по самообразованию 2021-2022. «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.Задачи:1. Учить дет...