Самообразование «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
учебно-методический материал (младшая группа)
План работы по самообразованию
Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год
(Подготовительная А группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
План работы по самообразованию
Тема:
«Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи
в среднем дошкольном возрасте»
2018-2019 учебный год
(средняя группа)
Воспитатель средней «А»группы
Абрахимова Р.М.
Ачинский район
п.Малиновка
2018год
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Тема моего самообразования –
В.А. Сухомлинский
Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
- Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
- Разработать и подобрать дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Условия реализации:
В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны:
- Самостоятельно объяснять правила игры
- Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
- Пересказывать небольшие литературные произведения
- Отгадывать загадки
- Подбирать к существительному прилагательное
- Подбирать слова-антонимы
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
№ п/п | Этапы работы | Содержание работы | Срок проведения | Формы представления результата работы |
1. 2. 3. | I этап Организационно-диагностический (информационно-ознакомительный) Цель: работа данного этапа заключалось в выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.
II этап Теоретический-Практический- Обобщающий Цель:
III этап Итоговый Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности. Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. |
| Сентябрь Октябрь: Игры Уровень сформированности звуковой культуры речи:
правильно»
Уровень сформированности грамматической стороны речи:
Уровень развития связной речи:
Ноябрь: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
«Четвертый лишний» Декабрь: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
Январь: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
Февраль: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
«Кто это, что это?» Март: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
«Закончи предложение» Апрель:
Май:
| Работа с родителями:
Просветительская:
Работа с детьми:
Для воспитателей ДОУ: - консультации; - беседы; - обмен опытом; - изготовление атрибутов (дидактических игр, мнемотаблиц); -картотек дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста: Конспекты интегрированных игр – занятий для детей средней группы. Пополнение развивающей среды: создание картотек и альбомов по дидактическим играм и мнемотехнике. Проведение итогового мероприятия Обобщение из опыта работы по теме самообразования Отчет о проделанной работе Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
Методическая литература:
- Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
- Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
- под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
- под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации,
мастер-классы, открытые занятия коллег, сеть Интернет.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
- Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
- Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
- Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
- Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
- ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
- Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
- О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г
- htt:|\\detsad-kitty.ru
- 15.htt: \\ www.i-deti.ru
- http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
- razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Малиновский детский сад»
План работы по самообразованию
на 2014 - 2015 учебный год
Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
Воспитатель I младшей «Б» группы
Абрахимова Р.М.
Ачинский район
п.Малиновка
2014год
Цель: выработка целостной системы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников; повышение своего уровня, компетентности и профессионального мастерства; создание условий, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующие саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- определить уровень речевого развития детей;
- выявить условия, влияющие на формирование коммуникативно-речевой активности детей;
- выбрать оптимальные технологии, влияющие на формирование навыков культуры речевого общения, развития речи и словарного запаса, развития словотворчества и воображения детей в процессе интеграции разных видов деятельности;
- организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
- разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений по формированию коммуникативно-речевой активности детей с использованием современных педагогических технологий;
- представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.
№ п/п | Этапы работы | Содержание работы | Срок проведения | Формы представления результата работы |
1. 2. 3. | I этап (информационно-ознакомительный)
II этап (практический) III этап (обобщающий) |
Подбор и изучение литературы: - Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. - Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. -Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. -Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т. - Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. -Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. -В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г. - Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г. - Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. -Информационно – ознакомительный материал с Интернета.
-развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам; учим контролировать движения и работать по инструкции; -воспитываем доверие друг другу, чувство ответственности за другого; -развиваем умение активно слушать: учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства и т.д.
1.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М., 2005. 2. Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001. 3.Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4. 4. Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1984. 5. Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.
| Сентябрь Сентябрь - октябрь Октябрь – ноябрь Ноябрь - декабрь Декабрь – май Январь - февраль Январь -май Март Апрель-май | Работа с родителями:
Перспективный план работы по социально-личностному и познавательно-речевому развитию детей. Работа с детьми:
Консультация для воспитателей: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно - речевого развития детей» Картотека дидактических и словесных игр по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста: Конспекты интегрированных игр – занятий для детей младшей группы. Пополнение развивающей среды: демонстрационный материал для театрализации и драматизации; картотека пальчиковых игр, потешек, считалок; Проведение итогового мероприятия Обобщение из опыта работы по теме самообразования Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию раннего возраста» |
Методическая литература:
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
- Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. - 2011.
- Информационно – ознакомительный материал с Интернета.
- Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в первой младшей группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.
- Т.А.Ткаченко «Формирование навыков общения и этических представлениф детей».
- Л.М.Шипицина «Азбука общения»
- «Дошкольник. Модель образованного пространства» сост. В.Ю. Дьяченко
- В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
План работы по самообразованию
на 2017 - 2018 учебный год
Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
Воспитатель младшей «А» группы
Абрахимова Р.М.
Ачинский район
п.Малиновка
2017год
Актуальность исследования
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники.
Задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- определить уровень речевого развития детей;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками;
- раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи;
- подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»;
- развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;
- организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
- разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений использования метода мнемотехники;
- представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.
№ п/п | Этапы работы | Содержание работы | Срок проведения | Формы представления результата работы |
1. 2. 3. | I этап (информационно-ознакомительный)
II этап (практический) III этап (обобщающий) |
Подбор и изучение литературы: 1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ; 2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г. 3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г. 4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г. 5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г. 6.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС. 7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, №10 8. Полянcкaя Т.Б. Иcпользовaние методa мнемотехники в обучении рaccкaзывaнию детей дошкольного возрacтa. CПб., 2011
Отчет о проделанной работе | Сентябрь Сентябрь - октябрь Октябрь – ноябрь Ноябрь - декабрь Декабрь – май Январь - февраль Январь -май
май | Работа с родителями:
Просветительская:
Информационная: - стендовая информация. Работа с детьми:
Для воспитателей ДОУ: - консультации; - беседы; - обмен опытом; - изготовление атрибутов (мнемотаблиц). Картотека дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста: Конспекты интегрированных игр – занятий для детей младшей группы. Пополнение развивающей среды: Создание альбомов по мнемотехнике, Проведение итогового мероприятия Итоговое занятие, Обобщение из опыта работы по теме самообразования |
Методическая литература:
1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
Источники самообразования:
методическая литература,
журналы,
семинары и конференции,
курсы повышения квалификации,
мастер-классы,
открытые занятия коллег,
сеть Интернет.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
План работы по самообразованию
Тема:
«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
2020-2021 учебный год
(Подготовительная А группа)
Воспитатель подготовительной «А» группы
Абрахимова Р.М.
Ачинский район
п.Малиновка
2020год
ВВЕДЕНИЕ
Тема:
«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе.
Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи:
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Актуальность
Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. В школе дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.
Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу.
Принципы работы:
• От простого - к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность материала.
• Наглядность.
• Игровая форма.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.
• Взаимосвязь с логопедом.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи,воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Тема моего самообразования – «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако и в подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты.
Планируемые результаты:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
План работы на 2020 – 2021 уч. год
Срок 1год
Условия реализации:
В группе «Солнышко» - старший дошкольный возраст 6-7 лет.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы
I этап: подготовительный (цель: изучить методическую литературу по данной проблеме и сделать ее анализ );
II этап: социометрический (цель: с детьми).
III этап: плановый (цель: планирование работы)
IY этап: контрольно – аналитический (цель: выявить уровень сделать выводы)
Сентябрь. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.
1. Значение дидактических игр по обучению грамоте 1. Список литературы
2. Изготовление картотеки дидактических игр по обучению детей грамоте.
Октябрь. Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте.
1. Изготовление наглядного материала с картинками на разные звуки. Применение его в работе с детьми.
2. Рекомендации для родителей «С чего начинать обучение чтению» (Папка-передвижка).
3 .Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,
«Найди место звука в слове», «Схемы слов».
Ноябрь. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи.
1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.
2. Подбор материала по формированию графических умений.
3. Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв».
4. пополнить картотеку пальчиковых игр.
Декабрь. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок.
1. Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» (Папка – передвижка).
2. Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Январь. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
1. Рекомендации для родителей «Игры с буквами для дошколят» (Папка – передвижка)
2.Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»
Февраль. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества.
1. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками
2 .Обновление обводок, штриховок.
Март. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста
1. Изготовление дидактических игр
2. Обновление наглядного материала на звуки
Апрель. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции развития и результаты исследования.
1..Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
2. Рекомендации для родителей «Страна букв» (Папка – передвижка).
3. Досуг «В стране звуков»
Май Анализ работы.
Мониторинг. Итоговое мероприятие – досуг.
Литература:
1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
2. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
4. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
5. Значение дидактических игр по обучению грамоте. Интернет ресурсы http://sarpedob.ru/sites/default/files/nashi_avtori/032015/didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.pdf.
6. Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте.Интернет ресурсы: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-zanimatelnogo-naglyadn/
7. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи.Интернет ресурсы: http://doshkolnik.ru/motorika/23112-palchikovaya-gimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-dlya-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html
8. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок.Интернет ресурсы: http://io.nios.ru/articles2/90/2/odin-iz-priyomov-obucheniya-pismu-v-period-obucheniya-gramote
9. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников.Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/cons/2579-metodicheskaya-razrabotka-tema-igra-kak-sredstvo-obucheniya-gramote-starshikh-doshkolnikov.html
10. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества. Интернет –ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-leksicheskoy-storony-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-ustnogo-narodnogo-tvorchestva
11. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста. Интернет –ресурсы: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607277/
12. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции развития и результаты исследования. Интернет –ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020...
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.
Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...
Консультация для родителей "Звуковой анализ слова в подготовке к обучению грамоте"
Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе.Ведь от того,насколько успешным будет начало школьного обучения,зависит успеваимость ученика.Обучение грамоте детей в детском саду это целен...
План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»
План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению гра...
Отчет по самообразованию 2021-2022. «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.Задачи:1. Учить дет...