Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ть. Буква Т"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой;
- познакомить с понятием «согласный мягкий звук».
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять в звуковом анализе слогов;
- упражнять в делении слов на слоги;
- упражнять в определении места звука в слове.
Коррекционно- воспитательная:
- формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук Ть. Буква Т
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой;
- познакомить с понятием «согласный мягкий звук».
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять в звуковом анализе слогов;
- упражнять в делении слов на слоги;
- упражнять в определении места звука в слове.
Коррекционно- воспитательная:
- формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ть; буква Т, карандаши, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик».
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика.
Логопед: Давайте встанем и поприветствуем друг друга!
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
2.Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.
(стук в дверь). Логопед: Слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто там.
(заходит зайчик и мышка)
Зайчик и Мышка: Здравствуйте!
Логопед: Здравствуйте!
Мышка: меня зовут Тома.
Зайчик: Меня зовут Тим.
Логопед: прислушайтесь к этим словам. Какой первый звук в слове Тома? (т)
А в слове Тим? (ть).
Логопед: Тома и Тим, а почему вы такие, грустные?
Тома: Мы, отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и заблудились.
Тим: мы, пришли к вам в гости за помощью.
Логопед: Дети, поможем Томе и Тиму отыскать дорогу к домику Топтыжки? (Да).
Логопед: Наш путь будет нелегким, нужно будет правильно ответить на вопросы, выполнить сложные задания. – Вы готовы? (да).
- Логопед: Тогда отправляемся в путь. Сначала нам нужно добраться до леса. Какой транспорт вы знаете?
Дети: Я знаю транспорт-самолет. (автомобиль, автобус, корабль, метро).
Логопед: Молодцы! Знаете много разного транспорта. Поедем мы сегодня на автобусе. А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет.
Возьмите билетики и займите места, согласно купленным билетам. А пока мы будем ехать в автобусе, давайте с вами вспомним правило красивой речи.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
Логопед: - Вот мы и приехали.
3. Дыхательная гимнастика. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте мы с вами подышим: сделаем глубокий вдох через нос, а выдохнем через рот. Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки».
4. Развитие мимических мышц.
Задача детей — выразить эмоциональное состояние.
Логопед: Пришла зима. (Радость.) Можно кататься на санках, лыжах, коньках! (Восторг.) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома... (Огорчение.) Вдруг слабые солнечные лучи проскользнули в окошко.
(Удивление.) Можно и дома найти занятие.(Спокойное состояние.)
5. Артикуляционные упражнения.
Логопед: Зимой на улице очень холодно. Тима и Тома немного замерзли и у них застучали зубки, слышите. (Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты).
Отставление нижней губы от зубов и десен. «Болтушка». Попеременное надувание правой и левой щек.
6. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку для звукоподражания: большие часы с маятником.
Логопед: Ребята! Тима и Тома в подарок Топтыжке несут часы. Послушайте, как тикают часы: «Ть-ть-ть». Со звуком Ть мы сегодня познакомимся.
7. Акустико-артикуляционный образ звука.
Сначала логопед четко произносит звук Ть, а затем его повторяют дети.
Логопед: Это необычный звук. Скажите, что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Язык.) Этот звук согласный, но послушайте, как он мягко произносится: Ть-ть-ть. Он мягкий и обозначать мы его будем фишкой зеленого цвета. Сегодня вы узнали, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Расскажите, какой звук Ть? (Согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.) А теперь приложите руку к горлышку. Горлышко молчит. Звук Ть — глухой.
Логопед просит нескольких детей еще раз повторить полную характеристику звука Ть.
8. Связь звука и буквы.
Выкладывание буквы Т из карандашей.
Гриб на букву Т похож.
С тонкой ножкой.
Ну и что ж!
Потрудитесь-ка немножко:
Палка — шляпка, палка — ножка.
9. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай».
Произносится ряд звуков, слогов и слов со звуком и без звука Ть. На звук Ть дети хлопают в ладоши.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Ребята, Тома и Тим устали, давайте немножко отдохнем.
Руки подняли вразлет —
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Делай раз и делай два.
10. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ИТ и ТИ. Слог ИТ дети анализируют самостоятельно, а слог ТИ — с помощью логопеда.
11. Закрепление звука в словах. Определение места звука Ть в словах: Тима, сеть, пасть,
кость, тюлень, тень, телефон и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове Тима, звук Ть находится в начале слова, а в слове сеть звук Ть находится в конце слова» — и затем «селят» картинку в «Домик».
Логопед: Напомните мне, куда мы держим путь?
Дети: на день рождение медвежонку Топтыжке.
Какое предложение, мы можем придумать со словом Топтыжка?
Дети: У Топтыжки День Рождение. Топтыжка любит мёд. Топтыжка живет в лесу.
Логопед: - Молодцы! Давайте положим подарок для медвежонка в корзинку. Посмотрите, а вот и теремок.
Тома: Спасибо, вам ребята! Вы помогли нам найти теремок к нашему другу.
Тим: давайте постучим в дверь.
Стучатся. Из теремка выходит Топтыжка.
Топтыжка: Здравствуйте!
Логопед и дети: Здравствуй, Топтыжка! Мы с твоими друзьями принесли тебе подарок.
Топтыжка: Спасибо, вам ребята!
Логопед: Ребята, давайте попрощаемся с нашими друзьями.
Тома и Тим: Спасибо, Вам ребята за помощь. До свиданья! (все герои уходят в теремок).
Логопед: Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь. Вот мы и в детском саду.
12. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ть в начале слова. А теперь в конце.
13. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"
конспект занятия в средней группе...