Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну грамотейка» (с применением игровых технологий Воскобовича)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект предназначет для детей подготовительной группы по обучению грамоте для открытого районного мероприятия.
Образовательными задачами является: развитие фонематического слуха и восприяти у детей, слуховой памяти; совершенствование навыков звукового и слогового анализа; закрепление навыков чтения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование инновационных технологий в дошкольном образовании | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
«Путешествие в страну грамотейка»
(с применением игровых технологий Воскобовича)
Задачи:
образовательные:
- закрепить навыки правильного произношения звуков Р и Р' в словах, предложениях и в самостоятельной речи детей;
- развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;
- закрепить навык чтения слов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- моделирование буквы Р из «Конструктора букв» (игровые технологии В.Воскобовича);
- вышивание слов с помощью «Шнура-затейника» (игровые технологии В.Воскобовича);
развивающие:
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- развивать речевой слух, внимание и зрительную память;
-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать умение работать в команде;
- воспитывать у детей умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
- формировать навыки правильного дыхания;
- развивать мелкую и общую моторику и пространственные представления;
Оборудование:
• игры В.Воскобовича: «Шнур - Затейник», «Конструктор букв»
• диктофон;
• дидактические пособия: «Разноцветные полянки» (для определения места звука в слове), «Домики-пещерки» (для определения количества слогов в словах), «Разноцветные камушки» (для составления звукового анализа слов), «Рыбки на прищепках» (для развития мелкой моторики);
• матрешка (из шести матрешек);
• бумажные рыбки синего и зеленого цвета;
• шерстяные нитки;
• пробки синего, красного и зеленого цвета;
• карточки для определения слов-родственников;
• карточки с изображением подводных обитателей;
• игрушка «Золотая рыбка»;
• разноцветные карточки-«пузырьки» с буквами.
Ход образовательной деятельности:
(Дети входят в зал, здороваются с гостями)
Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Матрешка).
- Да, издавна русская матрешка является символом России. Давайте представим, что самая большая матрешка – это наша страна.
- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Наша страна называется Россия).
- Как называется главный город России, столица нашей родины? (Главный город России – город Москва или Столица нашей родины – город Москва).
- Следующая матрешка поменьше – город, в которой мы живем. Как он называется? (Наш город называется Санкт-Петербург).
- Следующая матрешка, третья – это ваш дом, ваша семья;
- Четвёртая матрёшка - это наш любимый детский сад?
- Матрешка еще меньше – это наша группа. Как называется группа которую вы посещаете? (Морская или Морячки)
- Самая маленькая матрешка (шестая) – это каждый из вас, а вместе вы дружный коллектив. И только дружным коллективом вы сможете преодолеть все препятствия и выполнить все задания.
- Ребята, матрешки оказались непростые …. Посмотрите, здесь записка и загадка. Угадайте, о ком в ней говориться?
«Живет в воде, плавает на поверхности и на дне.
Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа». (Рыба)
Звучит шум моря. Голос Золотой Рыбки: «Правильно вы угадали, я – Золотая Рыбка. Ребята, мне нужна ваша помощь. Я запуталась в сетях. Эти сети не простые, а волшебные. Если вы справитесь с заданиями, и соберете всех матрешек, я смогу выбраться».
- Ребята, поможем Золотой Рыбке? (Да!)
В пути нас могут ожидать разные приключения, я должна быть уверена, что вы справитесь с ними. Что вы знаете о рыбах?
Рыбы, которые живут в море, называются … (морские).
Рыбы, которые живут в реке, называются …. (речные).
Рыбы, которые живут в озере, называются …. (озерные).
Рыбы, которые живут в аквариуме, называются … (аквариумные).
Молодцы! Чтобы попасть в Подводное царство, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание. Ребята, вставайте в круг и произнесем волшебные слова:
«В ладони наши посмотри, в них доброту, любовь найди и в Подводное царство скорей попади». (Звучит волшебная музыка (шум моря)). Открывайте глаза. Вот мы и в Подводном царстве.
А вот и первое задание.
1-е задание. Игра «Найди место звука в слове». Развитие фонематического слуха (за столами).
-Ребята, вот и первое задание. Его мы будем выполнять за столами
- Посмотрите, у вас на столе лежат зеленые и синие рыбки. Я буду произносить названия рыб, а вы, если услышите звук Р или Рь в начале слова – «опускайте» вашу рыбку в желтое море, в середине – в зеленое море, в конце – в красное море. Слушайте внимательно, и думайте, какую рыбку нужно взять. (КАРП, ОСЕТР, РЯПУШКА, ПЕСКАРЬ, КАРАСЬ, РОТАН, ТРЕСКА).
Развитие мелкой моторики. (Игра «Покорми рыбок»)
А теперь давайте покормим наших рыбок червячками. (На столе разложены фигурки рыбок на прищепках и «червячки» (нитки). Дети должны захватить прищепкой нитку)
Молодцы, с первым заданием справились и у нас сложилась первая матрёшка.
2-е задание. Игра «Телеграф». Звуковой анализ слова РЫБКА (за столами).
- Ребята, вам нужно выполнить звуковой анализ слова «рыбка». Возьмите «разноцветные камушки». Приступайте.
Вопросы по ходу выполнения задания:
- Какой первый звук в слове рыбка? (Р).
- Назови второй звук (Ы).
- Назовите гласные звуки в этом слове. (Ы, А).
- Назовите последний звук в слове рыбка. (А).
- Сколько всего звуков в этом слове? (5).
- Сколько слогов в слове рыбка? (2). Почему? Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Молодцы! И с этим заданием справились, и сложили вторую матрёшку
А теперь давайте отдохнём и подышим чистым морским воздухом.
Дыхательная гимнастика «Водолаз» и «Волна».
Вдыхать и выдыхать будем только носом. Делаем глубокий вдох носом. Выдох. Еще раз сделаем глубокий вдох носом и руки поднимем вверх – выдох и руки опустим вниз. Щеки не надувайте. Выдыхайте плавно. А теперь наберите как можно больше воздуха и задержите дыхание.
3-е задание. Подбор однокоренных слов-родственников к слову РЫБА.
Нам нужно подобрать однокоренные слова, или слова-родственнии к слову РЫБА.
Слушайте внимательно вопросы, которые я буду вам задавать:
- Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка).
- Как мы назовем большую рыбу? (рыбина, рыбища).
- Как называется суп из рыбы? (рыбный).
- Как называют человека, который ловит рыбу с удочкой? (рыболов).
- Куда ранним утром пошел рыбак? (на рыбалку).
- Как называют девочку, которая ловит рыбу? (рыбачка).
- Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный).
- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).
- Как называют продукты из рыбы? (рыбопродукты).
- Как называется завод, на котором обрабатывают рыбу? (рыбозавод).
Мы с вами придумали много слов-родственников! А без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба).
Вот мы и еще одну матрешку сложили!
4-е задание. Упражнение «Выложи букву». Игровые технологии Воскобовича
«Конструктор букв» (за столами).
- Ребята, смотрите, сундук. Интересно, что там? Это же «Конструктор букв». Давайте сделаем подарок для нашей рыбки и выложим букву «Р». Какие элементы нам понадобятся? (Две стрелочки и воротики). Только работать будем в парах. Давайте покажем нашим гостям, какие красивые буквы у нас получились.
Еще одна матрешка у нас собралась.
5-е задание. Упражнение «Посели в домики». Деление слов-названий рыб на слоги. Составление предложений с заданными словами.
- Ребята, расселите в домики-пещерки обитателей подводного мира. В первом домике живут рыбы и другие обитатели воды, в названии которых один слог, во втором домике – с двумя слогами, в третьем – с тремя, а в четвертом домике живут жители подводного мира, в названии которых четыре слога.
Картинки с названиями подводных обитателей: РАК, КАРАСЬ, ТРЕСКА, КРАБ, ВОДОРОСЛИ, ЧЕРЕПАХА, КРЕВЕТКА.
-Мы ещё одну матрёшку собрали!
Физкультминутка: «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница! (погрозить пальчиком)
хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок)
Рыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)
Крошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)
Рыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)
Рыбка быстро уплыла.
6-е задание. Вышивание «Поймай рыбку». Игровые технологии Воскобовича «Шнур – затейник».
- Ребята, вот еще одно задание. И не обошлось без волшебства. Шнур – затейник предлагает вам поймать рыбку и вышить слова. Мы вместе с вами вышили буквы и получился слог ОР.
- Посмотрите, у вас на столе по одной букве. Назовите их. (В, Б, Л, Т, Х, С, Ж, М). Вам нужно вышить первую букву слова. Приступайте. Какие слова у вас получились? Прочитайте. (Дети читают свои слова).
-Молодцы! Вот мы и выполнили последнее задание!
Появляется на экране Золотая рыбка.
-Ребята, по-моему наша рыбка хочет что-то нам сказать
- А как вы понимаете слова «Нем, как рыба»? (Ответы детей). Наша рыбка что-то говорит. Давайте попробуем угадать, что же она говорит? Смотрите, это разноцветные радужные пузырьки. Расставьте их в нужном порядке (как цвета радуги) и тогда вы узнаете, что говорит рыбка.
Составление слова.
(Дети расставляют пузырьки с буквами и читают слово)
«СПАСИБО».
- Ребята, сети «растворились» и мы с вами спасли Золотую рыбку и Рыбка благодарит нас.
Ну что ж, теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого необходимо снова произнести волшебные слова. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесем заклинание: «В ладони наши посмотри, в них доброту, любовь найди и в детский сад скорей попади». (Звучит волшебная музыка). Открывайте глаза. Вот мы и в детском саду
Скажите пожалуйста, где мы сегодня с вами побывали? (в подводном царстве) А что делали? (спасали золотую Рыбку) А задания трудные для вас были? Какое самое сложное? А какое самое простое? А что понравилось больше всего?
А сейчас нам нужно возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети выходят из зала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"
Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...
Конспект НООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты» Составила воспитатель Быкова Ольга Николаевна
Конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы...
Конспект НОД по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие в страну знаний»
Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.Закреп...
Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы "Путешествие в страну Звукляндию"
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи: Речевое развитие.- автоматизировать звук [С], [С&r...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну звуков и букв"
Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим мет...
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»
закрепление знаний, умений и навыки детей по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык ...