Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну грамотейка» (с применением игровых технологий Воскобовича)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бусыгина Светлана Николаевна

Конспект предназначет для детей подготовительной группы по обучению грамоте для открытого районного мероприятия. 

Образовательными задачами является: развитие фонематического слуха и  восприяти у детей, слуховой памяти; совершенствование навыков звукового и слогового анализа; закрепление навыков чтения и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну грамотейка»

(с применением игровых технологий Воскобовича)

Задачи:

образовательные:

- закрепить навыки правильного произношения звуков Р и Р' в словах, предложениях и в самостоятельной речи детей;

- развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память;

- совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;

- закрепить навык чтения слов;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

- моделирование буквы Р из «Конструктора букв» (игровые технологии В.Воскобовича);

- вышивание слов с помощью «Шнура-затейника» (игровые технологии В.Воскобовича);

развивающие:

- развивать логическое мышление, творческое воображение;

- развивать речевой слух, внимание и зрительную память;

-воспитательные:

- воспитывать мотивацию к обучению;

- воспитывать умение работать в команде;

- воспитывать у детей умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие:

- формировать навыки правильного дыхания;

- развивать мелкую и общую моторику и пространственные представления;

Оборудование:

• игры В.Воскобовича: «Шнур - Затейник», «Конструктор букв»

• диктофон;

• дидактические пособия: «Разноцветные полянки» (для определения места звука в слове), «Домики-пещерки» (для определения количества слогов в словах), «Разноцветные камушки» (для составления звукового анализа слов), «Рыбки на прищепках» (для развития мелкой моторики);

• матрешка (из шести матрешек);

• бумажные рыбки синего и зеленого цвета;

• шерстяные нитки;

• пробки синего, красного и зеленого цвета;

• карточки для определения слов-родственников;

• карточки с изображением подводных обитателей;

• игрушка «Золотая рыбка»;

• разноцветные карточки-«пузырьки» с буквами.

 

Ход образовательной деятельности:

(Дети входят в зал, здороваются с гостями)

Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Матрешка).

- Да, издавна русская матрешка является символом России. Давайте представим, что самая большая матрешка – это наша страна.

- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Наша страна называется Россия).

- Как называется главный город России, столица нашей родины? (Главный город России – город Москва или Столица нашей родины – город Москва).

- Следующая матрешка поменьше – город, в которой мы живем. Как он называется? (Наш город называется Санкт-Петербург).

- Следующая матрешка, третья – это ваш дом, ваша семья;
           - Четвёртая матрёшка - это наш любимый детский сад?

- Матрешка еще меньше – это наша группа. Как называется группа которую вы посещаете? (Морская или Морячки) 

- Самая маленькая матрешка (шестая) – это каждый из вас, а вместе вы дружный коллектив. И только дружным коллективом вы сможете преодолеть все препятствия и выполнить все задания.

- Ребята, матрешки оказались непростые …. Посмотрите, здесь записка и загадка. Угадайте, о ком в ней говориться?

«Живет в воде, плавает на поверхности и на дне.

Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа». (Рыба)

Звучит шум моря. Голос Золотой Рыбки: «Правильно вы угадали, я – Золотая Рыбка. Ребята, мне нужна ваша помощь. Я запуталась в сетях. Эти сети не простые, а волшебные. Если вы справитесь с заданиями, и соберете всех матрешек, я смогу выбраться».

- Ребята, поможем Золотой Рыбке? (Да!)

В пути нас могут ожидать разные приключения, я должна быть уверена, что вы справитесь с ними. Что вы знаете о рыбах?

Рыбы, которые живут в море, называются … (морские).

Рыбы, которые живут в реке, называются …. (речные).

Рыбы, которые живут в озере, называются …. (озерные).

Рыбы, которые живут в аквариуме, называются … (аквариумные).

Молодцы! Чтобы попасть в Подводное царство, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание. Ребята, вставайте в круг и произнесем волшебные слова:

«В ладони наши посмотри, в них доброту, любовь найди и в Подводное царство скорей попади». (Звучит волшебная музыка (шум моря)). Открывайте глаза. Вот мы и в Подводном царстве.

А вот и первое задание.

1-е задание. Игра «Найди место звука в слове». Развитие фонематического слуха (за столами).

-Ребята,  вот и первое задание. Его мы будем выполнять за столами

- Посмотрите, у вас на столе лежат зеленые и синие рыбки. Я буду произносить названия рыб, а вы, если услышите звук Р или Рь в начале слова – «опускайте» вашу рыбку в желтое море, в середине – в зеленое море, в конце – в красное море. Слушайте внимательно, и думайте, какую рыбку нужно взять. (КАРП, ОСЕТР, РЯПУШКА, ПЕСКАРЬ, КАРАСЬ, РОТАН, ТРЕСКА).

Развитие мелкой моторики. (Игра «Покорми рыбок»)

А теперь давайте покормим наших рыбок червячками. (На столе разложены фигурки рыбок на прищепках и «червячки» (нитки). Дети должны захватить прищепкой нитку)

Молодцы, с первым заданием справились и у нас сложилась первая матрёшка.

2-е задание. Игра «Телеграф». Звуковой анализ слова РЫБКА (за столами).

- Ребята, вам нужно выполнить звуковой анализ слова «рыбка». Возьмите «разноцветные камушки». Приступайте.

Вопросы по ходу выполнения задания:

- Какой первый звук в слове рыбка? (Р).

- Назови второй звук (Ы).

- Назовите гласные звуки в этом слове. (Ы, А).

- Назовите последний звук в слове рыбка. (А).

- Сколько всего звуков в этом слове? (5).

- Сколько слогов в слове рыбка? (2). Почему? Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

- Молодцы! И с этим заданием справились, и сложили вторую матрёшку

А теперь давайте отдохнём и подышим чистым морским воздухом.

Дыхательная гимнастика «Водолаз» и «Волна».

Вдыхать и выдыхать будем только носом. Делаем глубокий вдох носом. Выдох. Еще раз сделаем глубокий вдох носом и руки поднимем вверх – выдох и руки опустим вниз. Щеки не надувайте. Выдыхайте плавно. А теперь наберите как можно больше воздуха и задержите дыхание.

3-е задание. Подбор однокоренных слов-родственников к слову РЫБА.

Нам нужно подобрать однокоренные слова, или слова-родственнии к слову РЫБА.

Слушайте внимательно вопросы, которые я буду вам задавать:

- Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка).

- Как мы назовем большую рыбу? (рыбина, рыбища).

- Как называется суп из рыбы? (рыбный).

- Как называют человека, который ловит рыбу с удочкой? (рыболов).

- Куда ранним утром пошел рыбак? (на рыбалку).

- Как называют девочку, которая ловит рыбу? (рыбачка).

- Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный).

- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).

- Как называют продукты из рыбы? (рыбопродукты).

- Как называется завод, на котором обрабатывают рыбу? (рыбозавод).

   Мы с вами придумали много слов-родственников! А без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба).

Вот мы и еще одну матрешку сложили!

4-е задание. Упражнение «Выложи букву». Игровые технологии Воскобовича

«Конструктор букв» (за столами).

- Ребята, смотрите, сундук. Интересно, что там? Это же «Конструктор букв». Давайте сделаем подарок для нашей рыбки и выложим букву «Р». Какие элементы нам понадобятся? (Две стрелочки и воротики). Только работать будем в парах. Давайте покажем нашим гостям, какие красивые буквы у нас получились.

Еще одна матрешка у нас собралась.

5-е задание. Упражнение «Посели в домики». Деление слов-названий рыб на слоги. Составление предложений с заданными словами.

- Ребята, расселите в домики-пещерки обитателей подводного мира. В первом домике живут рыбы и другие обитатели воды, в названии которых один слог, во втором домике – с двумя слогами, в третьем – с тремя, а в четвертом домике живут жители подводного мира, в названии которых четыре слога.

Картинки с названиями подводных обитателей: РАК, КАРАСЬ, ТРЕСКА, КРАБ, ВОДОРОСЛИ, ЧЕРЕПАХА, КРЕВЕТКА.

-Мы ещё одну матрёшку собрали!

Физкультминутка: «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница! (погрозить пальчиком)

хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок)

Рыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)

Крошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)

Рыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

6-е задание. Вышивание «Поймай рыбку». Игровые технологии Воскобовича «Шнур – затейник».

- Ребята, вот еще одно задание. И не обошлось без волшебства. Шнур – затейник предлагает вам поймать рыбку и вышить слова. Мы вместе с вами вышили буквы и получился слог ОР.

- Посмотрите, у вас на столе по одной букве. Назовите их.  (В, Б, Л, Т, Х, С, Ж, М). Вам нужно вышить первую букву слова. Приступайте. Какие слова у вас получились? Прочитайте. (Дети читают свои слова).

-Молодцы! Вот мы и выполнили последнее задание!

Появляется на экране Золотая рыбка.

-Ребята, по-моему наша рыбка хочет что-то нам сказать

- А как вы понимаете слова «Нем, как рыба»? (Ответы детей). Наша рыбка что-то говорит. Давайте попробуем угадать, что же она говорит? Смотрите, это разноцветные радужные пузырьки. Расставьте их в нужном порядке (как цвета радуги) и тогда вы узнаете, что говорит рыбка.

    Составление слова.

 (Дети расставляют пузырьки с буквами и читают слово)

«СПАСИБО».

- Ребята, сети «растворились» и мы с вами спасли Золотую рыбку и Рыбка благодарит нас.

Ну что ж, теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого необходимо снова произнести волшебные слова. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесем заклинание: «В ладони наши посмотри, в них доброту, любовь найди и в детский сад скорей попади». (Звучит волшебная музыка). Открывайте глаза. Вот мы и в детском саду

Скажите пожалуйста, где мы сегодня с вами побывали? (в подводном царстве) А что делали? (спасали золотую Рыбку) А задания трудные для вас были? Какое самое сложное? А какое самое простое? А что понравилось больше всего?

А сейчас нам нужно возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...

Конспект НОД по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие в страну знаний»

Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.Закреп...

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы "Путешествие в страну Звукляндию"

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи: Речевое развитие.- автоматизировать звук [С], [С&r...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну звуков и букв"

Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты  аналитико-синтетическим мет...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»

закрепление знаний, умений и навыки детей по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык ...