Проект в подготовительной школе группы « Обучайся вместе с нами»
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: формирование речевого развития детей подготовительной группы средствами обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_podgotovitelnoy_shkole_gruppy_obuchenie_gramote.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной школе группы
« Обучайся вместе с нами»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»
Л.Н.Венгер
Актуальность
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Работу по совершенствованию речи с дошкольниками необходимо основывать на фольклорном материале. Фольклор является идеальной платформой для системной работы по усвоению основ красноречия. Уровень развития речи оказывает большое влияние на формирование коммуникативных способностей, возможностей договариваться, убеждать, отстаивать точку зрения и многое другое.
Коммуникативные способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя три «Я»:
«Я хочу» - желание вступать в контакт с окружающими.
«Я умею» - умение организовывать общение (слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, решать конфликтные ситуации).
«Я знаю – знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты по ФГОС:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению,
умение слушать собеседника.
Образовательная область «Речевое развитие» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.
В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, ритм, темп, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель: формирование речевого развития детей подготовительной группы средствами обучения грамоте.
Объект: процесс речевого развития детей в подготовительной группе.
Предмет: средства обучения грамоте для речевого развития в подготовительной группе.
Задачи:
Подобрать методики по развитию у детей начальных графических навыков.
Развивать механизмы детей, необходимые для овладения письмом.
Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости детей подготовительной группы.
Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.
Принципы реализации проекта:
последовательность;
доступность материалов и заданий;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
право на самостоятельную деятельность ребёнка в процессе реализации проекта;
право возможности выбора участия в проекте;
творческое самовыражение (речевое, прикладное, эмоциональное);
тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Вид проекта: творческий, групповой
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 – май 2024
Работа над проектом строится в несколько этапов.
Этапы проекта
- подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
- основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
· заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
Формы реализации проекта:
Развивающая предметно-пространственная среда:
- подбор художественной литературы;
- дидактические игры;
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций букв в азбуках;
- рассматривание книг;
- чтение книг «Читаем по слогам»;
- рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
- беседы;
- чтение художественной литературы, сказок;
- экскурсии;
- выставки.
Совместная свободная деятельность детей и родителей:
- заучивание стихотворений о буквах,
- чтение сказок, рассказов о буквах;
- пополнение книжного уголка;
- посещение выставок детского творчества в детском саду;
- совместная продуктивная деятельность (изготовление букв из различного материала).
Работа с родителями:
индивидуальные беседы, консультации.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Для детей:
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
- Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
Для педагогов:
- организация выставки «Моя любимая буква»;
- фотоотчёт;
- оформление альбома «Моя любимая буква»;
- оформление проекта.
Для родителей:
- содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
укрепление детско-родительских отношений.
План реализации проекта
1. Подготовительный.
Постановка проблемы.
Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома».
Беседа «Почему я хочу в школу?».
Консультации для родителей: «Учите, играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».
2. Основной.
Ежедневная артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т.д.
Проведение НОД по обучению грамоте:
«Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя».
Обогащение словаря детей:
- Заучивание загадок, стихотворений о буквах.
- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.
- Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н.Федотова «Домашняя читалка», Г.А.Глинка «Буду говорить читать, писать правильно».
«Художественное – эстетическое развитие»:
Продуктивная деятельность
- Рисование «На что похожа буква».
- Лепка букв из солёного теста и их раскрашивание.
- Ручной труд – ремонт книг в группе.
- Самостоятельное детское творчество.
- Помощь в оформлении выставок в группе.
- Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука».
Конструирование:
- Поделок из природного материала: «Буквы»;
- Из бросового материала: «Буква моего имени».
Перспективный план
Месяц 2023-2024 | Название мероприятия | Цель | Форма |
Сентябрь | "Готовимся к письму"
| Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. | Занимательные упражнения |
Октябрь
| «Какая буква заблудилась?» Д/и: «Слово на слог» «Составляем слова из слогов»
| Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова | Занимательные упражнения
|
Ноябрь | «Читаем односложные слова» Д/и: «Цепочка слов» | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами | Занимательные упражнения |
Декабрь | «Читаем слова по слогам» «Прочитай по первым звукам» | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами | Занимательные упражнения Развивающая игра |
Январь | Д/И: "Продолжи слово" "Сплетем венок из предложений" (схема предложения) | Развивать умение детей делить слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. | Дидактические игры |
Февраль | Д/и «Волшебные кубики»
| Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. | Дидактические игры |
Март | "Чтение слов по слогам" Д/и: "Угадай слово" | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами Развивать умение детей делить слова на слоги. | Занимательные упражнения Дидактические игры |
Апрель | "Согласные и гласные звуки" Д/и: "Веселый поезд" | Закрепить умение различать звуки согласные и гласные Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. | Игры Беседа |
Май | Викторина «Игры со звуками и буквами» | Закрепление звуко-буквенного анализа. | Викторина |
Диагностика | Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения | Диагностика |
Заключение
Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Литература
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН для детей подготовительной к школе группы "АБВГДейка играет с нами"
Это развлечение способствует закреплению ранее полученных знаний о слоге, слове, предложении, закрепляет умение применять их при выполнениий заданий, развивает наблюдательность, памя...
Педагогический проект в подготовительной школе группе «СКОРО В ШКОЛУ»
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек нахо...
Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу"
Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу" Подготовила: Воспитатель Рожкова А.Н....
Педагогический проект в подготовительной школе группе «Чтобы не было беды»
Педагогический проект в подготовительной школе группе «Чтобы не было беды»...
Проект в подготовительной школе группе «День защитника Отечества».
В настоящее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребенка всегда любить р...
Рекомендации для родителей детей средней группы "Читайте вместе с нами"
Уважаемые родители! Вам предложен список литературы, по которому вы сможете прочитать, заучить с детьми среднего дошкольного возраста....
Образовательный проект для воспитанников подготовительной к школе группы “Путешествуем вместе с капелькой”
Тема проекта: «Путешествуем вместе с капелькой»Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В. МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район.Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети 6-7 ...