Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в сказочную страну букв»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
«Путешествие в сказочную страну букв»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh_i_shch.docx | 232.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
«Путешествие в сказочную страну букв»
(дифференциация звуков [ш] [щ], букв Ш и Щ)
Цель: дифференциация звуков [ш] [щ], букв Ш и Щ изолированно, в слогах, в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение дифференцировать звуки [ш], [щ] в слогах, словах, предложениях;
- закрепить зрительный образ букв Ш и Щ, учить различать на письме;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственные представления;
- развивать конструктивную деятельность;
- развивать умение работать с деформированным предложением;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки самоконтроля;
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
- воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
Оборудование: плоскостные изображения мышонка и щенка, капли со слогами с буквами ш и щ, солнышко с отдельными лучиками, танграм на каждого ребёнка, схема машины, зелёные и синие квадратики на каждого ребёнка, демонстрационные карточки с «зашумлёнными» словами, демонстрационные карточки с деформированным предложением, карточки с буквами, карточки со словами с пропущенными буквами, карточки с «портретами» мышонка и щенка, простые и цветные карандаши, ручки. Все карточки вклеены в индивидуальные тетради по обучению грамоте.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I.Оргмомент
Дети становятся полукругом на ковре, здороваются
Логопед; А теперь возьмитесь за руки, закройте глазки и давайте настроимся на занятие.
Психологический настрой
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Логопед: А теперь проходите на свое места.
II.Основная часть
1.Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости (демонстрирует плоские изображения мышонка и щенка. Эти герои живут в сказочной стране букв.
У каждого из них есть любимая буква. У мышонка это буква Ш, а у щенка буква Щ. Ребята, а какие звуки есть у букв Ш и Щ. Ответы детей. Давайте охарактеризуем эти звуки.
Дети: звук [ш] – согласный твёрдый глухой шипящий;
звук [щ] – согласный мягкий глухой шипящий.
Логопед: Давайте сравним эти звуки, чем они похожи и чем отличаются.
Дети: они оба согласные, глухие шипящие, отличаются, тем, что звук [ш] – твёрдый, а звук [щ] – мягкий.
Логопед: а теперь давайте сравним буквы Ш и Щ.
Дети: они похожи тем, что у них 3 палочки стоят, а одна лежит. Отличаются тем, что у буквы Щ есть хвостик.
2.Ребята, а вы знаете, как появился хвостик у буквы Щ. Логопед рассказывает сказку.
Сказка буквы – путешественницы
Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близняшки. И звали их одинаково «Ш», и стояли они рядышком. А буквы «Щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую речку, шар у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за одну из палочек. Тянула-тянула, пока не вытянула хвостик. Буква от испуга стала другой звук произносить – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. С тех пор буква так и зовётся «Щ», а рыба с тех пор стала называться «щука». На берегу в то время стояли две буквы «А» и «Я». Попросила их буква «Щ» помочь выбраться на берег. Буква «Я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». А буква «А» смело вошла в реку и вытащила «Щ» на берег. С тех пор буква «Щ» не дружит с буквой «Я» и не разрешает ей становится после себя.
Вы запомнили, ребята, какая буква помогла букве Щ.
Ответы детей.
Давайте теперь повторим правило: Ща пишется с буквой а.
3.Мы совсем забыли про наших героев. А с ними вот что приключилось. Щенок и мышонок очень любили играть, гулять. Но вдруг налетела злая туча, закрыла солнце. Темно и неуютно стало в сказочной стране. Щенок и мышонок зовут нас на помощь. Ребята, мы поможем нашим героям?
Ответы детей. Для этого нам надо отправиться в сказочную страну. Давайте построим машину.
Работа с танграмом (звук занятия)
Логопед: Машины готовы. Отправляемся.
4. А пока едем поиграем в игру «Сигнальщики».
Ош, аш, ща, ще, щу, ше, яш
Щука, шёпот, щепка, мишка, лещ, вещи, бабушка, кошка, камыш. (первый лучик)
5.А вот и наша первая остановка. Щенок и мышонок строили заборчики из своих любимых букв, но злая туча привела с собой ветер, и он перепутал все буквы. Давай те поможем героям найти их буквы. Обведём букву Ш синим карандашом, а букву Щ зелёным карандашом. (второй лучик).
6.Логопед: Едем дальше.
Ой, какой дождь пошёл. Он размыл портреты наших героев. Давайте помогать. Восстановим портреты. Для этого обведите их по точкам.
(третий лучик).
7. А дождик оставил вам на столе свои капельки. Капельки не простые на них слоги с любимыми буквами щенка и мышонка. Давайте раздадим им слоги. Дети распределяют слоги на доске, читают их. (четвёртый лучик)
III.Физминутка (проводится под компьютерную презентацию, дети выполняют танцевальные упражнения под музыку).
8.Логопед: Едем дальше. Мышонок и щенок прислали вам новое задание. Ветер унёс из слов их любимые буквы, и теперь они не могут прочитать слова. Давайте вставим нужные буквы, прочитаем. (пятый лучик)
А теперь соедините ниточкой слово с портретом героя, в зависимости от того, какая буква в слове. (шестой лучик)
9.Ребята, мы подъезжаем к сказочной стране букв. Смотрите, какие необычные деревья здесь растут. На них вместо листьев буквы. Они любят играть в прятки. Давайте попробуем прочитать слова. Работа с зашумлёнными словами (пища, шина). (седьмой лучик)
10.Звукобуквенный анализ слов из предыдущего задания. (восьмой лучик)
11.Работа с деформированным предложением. Собрать на доске. Перепечатать в тетрадь. (девятый лучик)
Ребята, смотрите какое у нас получилось яркое солнышко! Оно осветило всю сказочную страну. Как красиво стало тут! Мышонок и щенок говорят вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
IV. Итог занятия. Какое новое правило учили? Что понравилось на занятии? Что было трудно?
Приложения
Обведи Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.
Ш Щ И П Р Ц У Ш Б Щ И П Н
Щ Ш Щ Ц Ы Й Ч Ш Ц Щ Ш Щ
Ю Э Щ О Ш Ц Ш Ц Ц Щ Щ И П
Вставь буквы ш или щ.
ча … ка ве … и
ро … а ти … ина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие на паровозике в Страну Знаний».
Данная НОД преследует следующую цель:Цель: Закрепить знание о букве, слоге, слове, предложении, звуке....
Конспект непосредственно образовательной деятельности " по обучению грамоте "Путешествие в Звукоград" с элементами ТРИЗ.
Закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках и буквах...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации
Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну букв, и звуков»
Итоговое открытое занятие для подготовительной группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по обучению Грамоте в подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний» Программное содержание:Закрепить...
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамота»
Материал будет интересен воспитателям ДОУ...