Обучение грамоте с элементами артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: звуки [с], [сь].
Цель: уточнить произношение звуков [с], [сь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со звуковым анализом двусложных слов; упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе; отрабатывать дикцию, развивать мышление.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, альбом 2. (Цуканова, Бетц). Настенное панно "Юпик" и карточки "символы звука С и Сь.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
В небе кружатся пушинки —
Серебристые снежинки.
Каруселью снеговою
На проселки, на лужок
Все снижается снежок.
Землю белой чистой, нежной
Застелил простынкой снежной.
Вот веселье для ребят —
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком на снежный ком.
Все украсили снежком.
Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.
Рядом снежная фигурка —
Это девочка — Снегурка.
— На осинке — посмотри —
С красной грудкой снегири.
После каждого четверостишья воспитатель делает остановку. Дети по цепочке называют родственное слово и садятся.
2. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Возьмите зеркала сделаем упражнения для язычка
«Заборчик».
«Улыбка».
«Горка».
«Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуками [с], [сь].
а) Поиграем в игру "Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника-... (насоса).
б) Анализ артикуляции звука [с].
Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.
— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.
в) Звуковая характеристика звука [с] (по схеме).
г) Анализ артикуляции звука [сь].
— А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.
Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам.
— Ребята, покажите, наблюдая в зеркале, как свистит маленький насос.
д) Звуковая характеристика звука [сь] (по схеме).
е) Упражнение в произношении звуков [с], [сь].
Дети имитируют работу насосов. Насосы свистят длительно: с_, с_, сь___, сь_.Насосы свистят отрывисто: с-с-с; сь-сь-сь
Игра«Эхо».
— Ребята произнесите так же,: са — со — су — сы; си — ся — сю— сё; ос — ас — ыс — ис.
4. Закрепление звуков [с], [сь] (с. 6).
- Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? — А маленький?
- Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Дифференциация звуков [с], [сь].
а) Загадка.
Кто она, угадай-ка!
Седая хозяйка
Тряхнет перинки —
Над миром снежинки.
- Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер».
- Назовите слова со звуком [с]. Определите место звука [с] в слове.
- Назовите слова со звуком [сь]. Определите место звука [сь] в слове.
б) Упражнение в произношении.
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] и [сь].
в) Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след..
— Рассмотрите сугробы (с. 7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках — картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?
Физминутка: «Снежинки кружатся».
Дети кружатся, делают плавные движения руками.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
6. Формирование грамматического строя речи.
— Приглашает зимушка детей на улицу погулять, поиграть. В какие игры вы любите играть зимой?
—Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит Сима?
- Сима любит звуки [с] и [сь], и даже в названиях цветов одежды у нее эти звуки. Какой цвет со звуком [с]? А какой — со звуком [сь]?
- У Симы синяя ... (Шапка.) А пальто какое? Сапоги? Бант?
- У Симы красный ... (Шарф.) А варежки какие? Штаны? Помпон? Ведро?
7. Звуковой анализ.
- Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
- Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». (Сани. Сима.) Обозначьте звуки фишками.
8. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.
- С этих звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.
- Почему зиму так называют?
Молодцы ребята, спасибо всем за работу. (Каждый ребенок получает по красивой наклейке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".
Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционных упражненийУпражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Ш, Ж, Ч, ЩПравильная артикуляция шипящих:Губы вытянуты вперед;Зубы разомкнуты, сближены;Язык: кончик широкий...
Конспект занятия по физическому развитию с элементами фитбол-гимнастики для детей старшего дошкольного возраста: «Веселый мяч»
Задачи: 1. Познакомить с первыми 4 упражнениями нового комплекса, направленного на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.2. Закрепить навыки выполнения комплекса ОРУ (сидя на фитбо...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка О...
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...