Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Буквоежка»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Учим-учим алфавит,
Чтобы буквы покорить,
Поскорей начать читать,
Много нового узнать.
Буквы ведь хранят секреты,
Разгадаем тайны эти,
Все освоим до одной
И раскроем их с тобой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvoezhka.programma_kruzhka.docx | 51.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад №74 «Семицветик» города Смоленска
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский
от «__»_______2023г. сад №74 «Семицветик»
Протокол № ____________ Е.В.Шпиллер
Приказ №
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной
направленности
«Буквоежка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Питушкина Ольга Николаевна
воспитатель
Смоленск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Буквоежка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.
Например:
- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;
- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Актуальность разработки программы кружка «Буквоежка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными принципами дифференцированной теории для работы с дошкольниками (подготовка к обучению грамоте, развитие всех психических процессов) и подходит для детей различного возраста и разного интеллектуального уровня развития — от нормы до задержки психического развития, потому что все строится на методе дидактической (обучающей и развивающей) игры.
Адресат программы: детей в возрасте 6-7 лет. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.
ДОСТУПНОСТЬ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 72 часа
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 30 минут с 10-ти минутным перерывом после каждого часа на проветривание.
Виды занятий:
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий;
- рассматривание картин,
- наблюдение,
- демонстрация видеофильмов,
- показ образца задания
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
подготовка детей к школе, сформировать у дошкольников полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- познакомить детей с буквами русского алфавита;
- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
- расширять словарный запас детей;
- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинке.
Развивающие:
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
- развивать мелкую моторику;
- приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
-воспитывать культуру речи;
-воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- способен взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Метапредметные:
- составлять рассказы по серии картин;
- точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
- знать пословицы, поговорки, скороговорки;
Предметные:
- знать и называть все буквы алфавита;
- делить слова на слоги;
- уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
- определять место звука в слове;
- давать характеристику звуку;
- овладевают позой пишущего человека;
- ориентироваться на листе;
- уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);
- находить слова с определенным звуком;
- составлять слова из слогов;
- делать звуко-буквенный анализ слов;
- устанавливать порядок звуков в слове;
- овладевать сознательным, плавным чтением.
- писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
- списывать с настенной доски слова, предложения;
- осваивать общий темп записи;
- уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
- уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Учебные столы
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
- Маркеры 4 цветов (синий, красный, зеленый, чѐрный).
- Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, счѐтные палочки, фломастеры, тетради в крупную клетку.
- Изображение всех букв алфавита, алфавит –плакат, звуковые схемы на магнитах, разрезные карточки, дидактические игры.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
В процессе освоения дополнительной образовательной программы предусмотрена система контроля над знаниями и умениями воспитанников, которая позволяет определить эффективность обучении и внести изменения в учебный процесс. Также использование программ электронного тестирования позволяют улучшить качество мониторинга процесса обучения.
Для проверки знаний, умений и навыков используются такие виды и методы контроля, как:
Входной контроль – проводится в сентябре месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проводится в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.
Текущий контроль - осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, анализа творческих работ.
Промежуточный контроль: осуществляется 2 раза в год (в декабре и мае) в течение всего срока обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Формы проведения: тест, практическое задание.
Итоговый контроль - проводится в мае месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Обследование фонематического слуха | 1.5 | 1 | 0.5 | Входной |
2 | Мир звуков. Звуки речи. | 1.5 | 1 | 0.5 | Текущий |
3-4 | Звук и буква А. Звук А | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
5-6 | Звук и буква О. Звук О | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
7-8 | Звук и буква Ы, Звук Ы | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
9-10 | Звук и буква И. Звук И | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
11-12 | Звук и буква У. Звук У | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
13-14 | Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
15-16 | Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
17-18 | Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
19-20 | Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
21-22 | Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
23-24 | Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
25-26 | Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
27-28 | Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
29-30 | Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
31-32 | Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
33-34 | Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
35-36 | Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
37-38 | Согласный мягкий звук [й’]. Буквы Й, й | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
39-40 | Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
41-42 | Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
43-44 | Согласный мягкий звук [ч’]. Буквы Ч, ч | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
45-46 | Согласный твердый звук [ш]. Буквы Ш, ш | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
47-48 | Гласный звук[э]. Буква Э, э | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
49-50 | Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
51-52 | Согласный твердый звук [ж]. Буквы Ж, ж | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
53-54 | Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
55-56 | Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков | 2.5 | 2 | 0.5 | Текущий |
57 | Обследование детей на конец года. | 1.5 | 1 | 0.5 | Итоговый |
Итого | 72 | 57 | 15 |
|
Содержание учебного плана:
Занятие № 1 Обследование фонематического слуха
Теория. Познакомить детей с понятием «звук», «слово». Учить находить слова с заданным звуком. Дать детям представление о слове (имеет значение, звучит, потому что слова состоят из звуков, слова звучат по-разному).
Практика. Развивать умение вслушиваться в слова,
слышать звуки в словах, учить интонационному выделению звука в начале, середине и в конце слова.
Занятие № 2 Мир звуков. Звуки речи.
Теория. Диагностика речевого и фонематического слуха дошкольников. Диагностика уровня формирования навыков выделять, воспроизводить и различать речевые звуки. Диагностика уровня формирования знаний о понятиях «Звуки» и «Буквы».
Практика. 1.Загадка (Уши) 2.Игра «О чем говорит улица», «Разговор шѐпотом» 3. Рассматривание картинок, определение на какой звук начинаются название картинок. 4.Физминутка «Листья» 5.Игра «Дятел»
Занятие № 3-4 Звук и буква А. Звук А
Теория. Познакомить с буквой А, упражнять в вычленении звука [а] в словах. Дать понятие, что А – буква, обозначающая гласный звук [а]. Учить распознавать графическое изображение буквы. Учить печатать букву А.
Практика. 1. Игра «Убежал звук» 2. Рассматривание картинок на звук [а]. 3. Показ графического изображения буквы А. 4. Чтение по букварю 5. Физминутка «Аист» 6.Игра «Кто внимательный» 7. Штриховка буквы, печатание, выкладывание буквы из палочек.
Занятие №5-6 Звук и буква О. Звук О
Теория. Познакомить с буквой О, упражнять в вычленении звука [о] в словах. Дать понятие, что О – буква, обозначающая гласный звук [о]. Учить распознавать графическое изображение буквы. Учить ориентироваться на странице книги. Учить печатать букву О.
Практика. 1.Загадка (Ослик, Осы) Определение первого звука. 2.Игра «Назови одинаковый звук в словах» 3.Показ графического изображения буквы 4.Артикуляционная гимнастика 5. Чтение по букварю в строчку и в столбик 6.Физминутка «Мы читали, мы читали»
Занятие №7-8 Звук и буква Ы, Звук Ы
Теория. Учить распознавать звук и графическое изображение буквы Ы. Учить правильно произносить букву Ы и слышать ее в словах. Учить штриховать и правильно печатать букву Ы.
Практика. 1.Игра «Один – много». Хор - хоры, шар - шары, ус - усы, рама - рамы, роза - розы. Какой звук я выделяю? 2. Чтение в букваре. 3.Штриховка в тетради
Занятие №9-10 Звук и буква И. Звук И
Теория. определение и обозначение гласных звуков: [а],[о],[и],[ы], определение количества звуков в слове.
Практика. 1.Загадки 2.Показ графического изображения буквы И, и. 3.Штриховка в тетрадях. 5. Физминутка «Аквариум» 6.Игра «Кто-кто в теремочке живет?»
Занятие №11-12 Звук и буква У. Звук У
Теория. Познакомить с буквой У, упражнять в вычленении звука [у] в словах. Дать понятие, что У – буква, обозначающая гласный звук [у]. Учить распознавать графическое изображение буквы. Учить читать буквы в столбик. Учить печатать букву У.
Практика. 1.Загадка (Волк, воет У-у-у) 2.Игра «Услышишь звук [у], хлопни в ладоши» 3. Рассматривание картинок на звук [у] в букваре 4.Показ графического изображения буквы У. 5. Физминутка «Урожай», «Устала утка» 7. Штриховка буквы, печатание, выкладывание буквы из палочек.
Занятие №13-14 Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н
Теория. Артикуляционные признаки согласных звуков, нахождение звуков[н], [н’] в слове.
Практика. 1.Определение первого звука в словах (загадки): Нос, ноги, носорог. 2. Анализ звуков [н] и [н’] 3.Показ графического изображения буквы Н, н 4. Штриховка в тетрадях. 5. Игра «Составь слово» 6.Физминутка «По дорожке».
Занятие №15-16 Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м
Теория. определение согласных и гласных звуков при артикуляции, определение твердости и мягкости согласных звуков[м], [м’]
Практика. 1.Загадка 2.Игра «Доскажи словечко». 3.Рассмотреть картинки на доске: дом, дым, ком. 4. Звук [м] согласный, может быть мягким и твердым, обозначаем синей или зеленой фишкой (мишка, мышка) 5.Показ графического изображения буквы М, м 6.. Физминутка «Мячик» 8. Печатание буквы.
Занятие №17-18 Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т
Теория. определение согласных и гласных звуков при артикуляции, определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции
Практика. 1.Загадки 2.Звуковой анализ звуков [т] и [т’]. 3.Показ графического изображения буквы Т, т. 4.Штриховка в тетрадях. 5.Физминутка «Клѐн» 6.Скороговорки
Занятие №19-20 Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к
Теория. выбор слов по количеству звуков, определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Обозначение звуков слова условными знаками
Практика. 1.Загадки 2.Звуковой анализ звука [к] и [к’]. чтение слогов из двух и трех 3.Показ графического изображения буквы К, к. 4. Штриховка в тетрадях. 5.Физминутка «К речке быстрой» 6.Игра «Первый и последний»
Занятие № 21-22 Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р
Теория. выбор слов с данным звуком, упражнение в определение количества слогов. Выбор слова по заданной схеме.
Практика. Загадки: Рыба, радуга, репка. 2. Игра «Вода - камень» 3. Знакомство с буквой Р, р. 4. Физминутка «Правая и левая» 5. Работа в тетрадях
Занятие № 23-24 Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л
Теория. Упражнение в определение звуков[л], [л’] в словах и слогах
Практика. 1.Загадки: ЛУК, ЛОПАТА, ЛОЖКА 2. Звуковой анализ звука Л и ЛЬ 3.Показ графического изображения буквы Л, л 4. Штриховка в тетрадях. 5.Физминутка «Во дворе стоит сосна» 6.Чистоговорки со звуком [л].
Занятие № 25-26 Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в
Теория. Упражнение в определение звуков[в], [в’] в словах, упражнение в определение количества слогов в слове, построение звуковой модели слова, обозначение звуков буквами.
Практика. .Игра «Найди звук» (В) 2.Показ графического изображения буквы В, в 3.Выкладывание слогов из разрезной азбуки (ва, во, вы, ви) 4.Физминутка «Гусеница» 5.Чистоговорки на звук 6.Работа в тетради.
Занятие № 27-28 Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с
Теория. Определение места звука [с], [с’] в слове, анализ особенностей артикуляции глухих согласных.
Практика. 1.Загадки: сорока, стул, санки 2. Игра «Камень - вата» 3.Показ графического изображения буквы С 4.Разучивание скороговорки 5.Штриховка и печатание буквы.
Занятие № 29-30 Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п
Теория. Выбор слов, начинающихся на звук[п], [п’] из текста. Выбор гласной буквы для обозначения мягкости согласных, определение и обозначение количества слогов в словах, выбор пропущенной буквы в словах.
Практика. 1.Придумывание слов, в составе которых есть звуки м, и, к, п. 2. Составление слов из разрезной азбуки: Па-па, Паша, пара. 3.Игра «Замени звук» 4.Физминутка «Здравствуй» 5. Работа в тетрадях
Занятие № 31-32 Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з
Теория. Анализ артикуляции звонких согласных [з], [з’] , сопоставление их с глухими [с], [с’]. Выбор слова к звуковой модели.
Практика. 1.Загадки 2.Показ графического изображения буквы З, з 3.Штриховка в тетрадях. 4. Физминутка «По дорожке» 5. Скороговорки.
Занятие №33-34 Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б
Теория. Упражнение в звуковом и слоговом анализе слов, сопоставление звуков [п], [п’] - [б], [б’]. Объединение слов в группы по количеству слогов.
Практика. 1.Загадки 2.Показ графического изображения буквы Б, б 3.Чистоговорки на звук 4.Выкладывание слогов из разрезной азбуки. (ба, бо, бу, би, бы) 5.Игра «Внимательные глазки» 6.Физминутка «Ёжик и барабан» 7.Работа в тетради
Занятие № 35-36 Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д
Теория. Звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Сопоставление звуков [т], [т’] - [д], [д’].
Практика. 1.Загадки 2.Показ графического изображения буквы Д, д 3. Игра «Какой звук чаще всего слышим?» (Д) 4.Физминутка «Ракета» 5.Скороговорки на звук 6.Работа в тетради.
Занятие № 37-38 Согласный мягкий звук [й’]. Буквы Й, й
Теория. Наблюдение за особенностью артикуляции согласного звука [й’]. выбор слов со звуков[й’] в словах.
Практика. 1.Загадки 2.Игра «Хлопушки» 3.Показ графического изображения буквы Й, й 4.Чтение с доски 5. Физминутка «Хома хомячок» 6.Работа в тетрадях
Занятие № 39-40 Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков
Теория. Анализ произношения слов, начинающихся со звука [й’, а], обозначение их буквой Я.
Практика. 1.Загадки 2.Придумывание слов, в составе которых есть звук Я. 3.Показ графического изображения буквы Я, я 4. Штриховка в тетрадях. 5. Физминутка «По дорожке»
Занятие № 41-42 Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г
Теория. Упражнение в определение звуков[г], [г’] в словах и обозначение их условными знаками. Сопоставление звонких и глухих согласных звуков [г], [г’] - [к], [к’].
Практика. 1. Загадки 2.Придумывание слов, в составе которых есть звуки г, п, у, з. 2.Сложить из букв слоги: га, ги, гу. Слово: но-га, го-ра, гуси. 3.Игра «Назови по порядку» 4.Физминутка «Веснянка» 5. Работа в тетрадях.
Занятие № 43-44 Согласный мягкий звук [ч’]. Буквы Ч, ч
Теория. Выбор слов с мягким согласным звуком [ч’], определение его места в слове. Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком.
Практика. 1.Учить различать их на слух. 2.Продолжать учить слитно произносить звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ч и всеми изученными гласными.3.Учить печатать букву ч. 4Развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Занятие №45-46 Согласный твердый звук [ш]. Буквы Ш, ш
Теория. Анализ артикуляции твердого согласного [ш], определение места согласного звука в словах
Практика. 1. Загадки (Шарик, шарф, шапка) 2. Игра «Шутки-минутки» 3. Знакомство с графическим изображением буквы Ш 4. Физминутка «На шоссе» 5. Штриховка в тетради.
Занятие № 47-48 Гласный звук[э]. Буква Э, э
Теория. Анализ артикуляции гласного [э], выбор слов с данным звуком в начале слова.
Практика. 1.Учить печатать букву э. 2.Учить штриховать. 3.Работа в тетради.
Занятие № 49-50 Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков
Теория. Наблюдение за особенностью произношения слов, начинающихся звуками [й’, э], обозначение их буквой Е.
Практика. 1.Загадки 2.Звуковой анализ звука Е. 3.Показ графического изображения буквы Ее 4. Штриховка в тетрадях. 5. Физминутка «По дорожке»
Занятие № 51-52 Согласный твердый звук [ж]. Буквы Ж, ж
Теория. Выбор слов с твердым звуком [ж], определение его места в словах
Практика. 1.Загадки 2.Показ графического изображения буквы 3.Придумаем слова, которые начинаются со звука Ж 4.Физминутка «Дождик» 5. Игра «Доскажи словечко» 6.Работа в тетради, печатание слогов. жа, жо, жу.
Занятие № 53-54 Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х
Теория. Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х], определение его места в словах. Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами.
Практика. 1.Отгадайте загадки: Хлеб, хомяк, петух, хорошо. 2.Угадайте, какой звук я выделяю (петух, храбрец, хорек) 3.Знакомство с графическим изображением буквы Х 4.Физминутка «Хомячок» 5.Штриховка, печатание в тетради.
Занятие № 55-56 Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков
Теория. Анализ произношения слов, начинающихся звуками [й’, у], обозначение их буквой Ю. Наблюдение за звуком [у],после мягких согласных и обозначение его буквой Ю.
Практика.1. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги.2.Закрепить навык чтение слогов. 3.Учить печатать буквы Юю.4.Учить штриховать.
5.Развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Занятие №57 Обследование детей на конец года. (тестирование)
Календарный учебный график
Месяц | № занятия | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
Октябрь | 1 | Обследование фонематического слуха | Беседа, практика | 1 | Входной |
2 | Мир звуков. Звуки речи. | Беседа | 1 | Входной | |
3-4 | Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (начало, середина, конец), понятие гласный(свободный) звук | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
5-6 | Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (начало, середина, конец), | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
7-8 | Звук и буква Ы, Звук Ы: место звука в слове (начало, середина, конец), определение количества звуков в слове | Беседа, практика | 2 | ||
Ноябрь | 9-10 | Звук и буква И. Звук И: определение и обозначение гласных звуков: [а],[о],[и],[ы], определение количества звуков в слове | Беседа, практика | 2 | Текущий |
11-12 | Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (начало, середина, конец), узнавание слова по количеству звуков | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
13-14 | Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н: артикуляционные признаки согласных звуков, нахождение звуков[н], [н’] в слове. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
15-16 | Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м: определение согласных и гласных звуков при артикуляции, определение твердости и мягкости согласных звуков[м], [м’] | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
Декабрь | 17-18 | Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т: определение согласных и гласных звуков при артикуляции, определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции | Беседа, практика | 2 | Текущий |
19-20 | Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к: выбор слов по количеству звуков, определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Обозначение звуков слова условными знаками. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
21-22 | Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р: выбор слов с данным звуком, упражнение в определение количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
23-24 | Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л: упражнение в определение звуков[л], [л’] в словах и слогах | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
Январь | 25-26 | Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в: упражнение в определение звуков[в], [в’] в словах, упражнение в определение количества слогов в слове, построение звуковой модели слова, обозначение звуков буквами. | Беседа, практика | 2 | Текущий |
27-28 | Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с: определение места звука [с], [с’] в слове, анализ особенностей артикуляции глухих согласных. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
29-30 | Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п: выбор слов, начинающихся на звук[п], [п’] из текста. Выбор гласной буквы для обозначения мягкости согласных, определение и обозначение количества слогов в словах, выбор пропущенной буквы в словах. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
Февраль | 31-32 | Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з: анализ артикуляции звонких согласных [з], [з’] , сопоставление их с глухими [с], [с’]. Выбор слова к звуковой модели. | Беседа, практика | 2 | Текущий |
33-34 | Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б: упражнение в звуковом и слоговом анализе слов, сопоставление звуков [п], [п’] - [б], [б’]. Объединение слов в группы по количеству слогов. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
35-36 | Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д: звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Сопоставление звуков [т], [т’] - [д], [д’]. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
37-38 | Согласный мягкий звук [й’]. Буквы Й, й: наблюдение за особенностью артикуляции согласного звука [й’]. выбор слов со звуков[й’] в словах. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
Март | 39-40 | Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков, анализ произношения слов, начинающихся со звука [й’, а], обозначение их буквой Я. | Беседа, практика | 2 | Текущий |
41-42 | Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г: упражнение в определение звуков[г], [г’] в словах и обозначение их условными знаками. Сопоставление звонких и глухих согласных звуков [г], [г’] - [к], [к’]. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
43-44 | Согласный мягкий звук [ч’]. Буквы Ч, ч: выбор слов с мягким согласным звуком [ч’], определение его места в слове. Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
Апрель | 45-46 | Согласный твердый звук [ш]. Буквы Ш, ш: анализ артикуляции твердого согласного [ш], определение места согласного звука в словах | Беседа, практика | 2 | Текущий |
47-48 | Гласный звук[э]. Буква Э, э: анализ артикуляции гласного [э], выбор слов с данным звуком в начале слова. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
49-50 | Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков, наблюдение за особенностью произношения слов, начинающихся звуками [й’, э], обозначение их буквой Е. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
51-52 | Согласный твердый звук [ж]. Буквы Ж, ж, выбор слов с твердым звуком [ж], определение его места в словах | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
Май | 53-54 | Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х: наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х], определение его места в словах. Упражнение в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. | Беседа, практика | 2 | Текущий |
55-56 | Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков: анализ произношения слов, начинающихся звуками [й’, у], обозначение их буквой Ю. Наблюдение за звуком [у],после мягких согласных и обозначение его буквой Ю. | Беседа, практика | 2 | Текущий | |
57 | Обследование детей на конец года. | Тестирование | 1 | Итоговый |
Методическое обеспечение программы
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации:
«Обучение грамоте детей 5-7 лет» . Методическое пособие. М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева.
«Я учу звуки и буквы». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева.
«Букварь». Учебное пособие. Жукова Н.С.
Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для начинающих читать).
«Сказки о буквах». Г.Юдин.
Дидактический материал:
Плакаты с буквами и звуками
Прописи
Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка).
Полоски-схемы звукового состава слов.
Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов)
Наглядный материал:
Изображение всех букв алфавита, алфавит –плакат, звуковые схемы на магнитах, разрезные карточки, буквы, кассы букв.
Описание общей методики работы:
Система работы по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления:
1.Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая её закономерности;
2.Подготовка руки ребёнка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Методы обучения
Словесные (рассказ, пояснение, чтение художественной литературы.)
Наглядные (схемы слов, разрезная азбука)
Практические (работа в рабочих тетрадях)
Технологии обучения:
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие
- игровые
- личностно-ориентированного обучения
- дифференцированного обучения.
Контрольно-измерительные материалы:
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
- матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
- диагностическая карта определения уровня освоения программы.
ЛИТЕРАТУРА
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. - М .: Эксмо, 2007.
- М.Д.Маханева, Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие.ТЦ Сфера. 2017.
- Волина В. Занимательная азбуковедение.
- Рыжакова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой.М.,
- Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.,
- Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи.- М.:просвещение,1988.
- Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет | Маханева М.Д., Гоголева Н.А.
Приложение
Диагностический инструментарий
Диагностические карты определения уровня усвоения программы
Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл - верные ответы, 0 баллов - неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Обработка и интерпретация результатов исследования
Пример карты определения уровня освоения программы.
Ф.И. обучающегося | Уровни освоения программы | |||
Выделение слова | Фонемный анализ | Анализ предложений | Общая оценка | |
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания
элементов речи;
4-5 баллов - среднему;
3 балла - низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной
оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности
Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"
Программа "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....