Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Отметим, что, работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tiko.docx | 62.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга
Ф.И.О. педагога
Морозова Ирина Анатольевна.
Тема: «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность.
«Представление, что при любом двигательном тренинге…
упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным.
И лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
Речь является уникальным даром. Будучи отражением наших мыслей, она непосредственно связана с мышлением. Именно наличие связной речи и способности мыслить отличает человека от животных.
Ребёнок растёт, развивается физически – это заложено в нём природой, с этим он прекрасно справляется самостоятельно. А как быть с речью? Нужно ли помогать ребёнку её развивать? Безусловно да! Речь и мышление сами по себе не развиваются!
Актуальность проблемы заключается в том, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. У большинства детей недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза, пространственного и зрительного восприятия, отмечаются нарушения конструктивной деятельности и мелкой моторики. На фоне несформированности данных процессов дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. Такие недочёты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Чтобы ТАК не получилось, необходимо сразу учить детей правильно говорить, произносить звуки, читать по слогам и составлять предложения.
Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого, самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей человека является дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте, согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо активно развивать конструктивную деятельность дошкольников, наряду с которой очень полезны рисование, лепка, аппликация, плетение, вязание.
Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания. Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий постичь все «премудрости» грамматики, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Инновационная значимость. Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Отметим, что, работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.
Выделяют следующие функции ТИКО – конструирования:
Образовательные:
- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления.
2. Развивающая:
- улучшает моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
- развивает творческие способности;
- прививает художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.
Из этого следует, что стимулируя движения пальцев рук, соединяя детали конструктора между собой, мы способствуем развитию речи дошкольника, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих из пальцев рук.
Цель: повышение собственного профессионального уровня как педагога; привлечение внимания педагогов и родителей к такому виду пособий как конструктор ТИКО; представление методических рекомендаций по применению конструктора ТИКО «Грамматика» при устранении недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников.
Задачи:
- Изучение ФОП ДО, других нормативных документов.
- Изучить программу дополнительной платной образовательной услуги познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста «ТИКО-МАСТЕРА» под редакцией И.В.Логиновой г. Нижневартовск, 2011 г
- Изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посетить семинары и конференции по проблеме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
- Пройти дистанционное обучение по теме данной.
- Разработать систему игр и упражнений с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» для развития речевых навыков..
- Создание «Методической копилки». Разработать методические рекомендации, памятки для воспитателей и родителей по применению конструктора ТИКО «Грамматика» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
- Систематизировать виды работы с конструктором в зависимости от этапа работы.
- Внедрить технологии или методики в практику.
- Пополнить РППС
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями ТИКО - конструирования, как средство развития речевых навыков детей;
- изучение педагогического опыта других педагогов;
- умение активизировать творческие способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации НОД.
Для воспитанников:
- Развитие конструктивной деятельности дошкольников;
- стимулирование образование импульсов, идущих из пальцев рук;
- стимулирование развитие речи через выполнение упражнений пальцами рук, индуктивно приводящих к возбуждению в речевых центрах головного мозга, и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон;
- повышение речевой активности ребёнка, создание благоприятной атмосферы на занятиях, применяя ТИКО – конструирование;
- совершенствование навыков ориентировки в пространстве; параллельно с развитием речи тренировать память, внимание, мышление;
- совершенствование умения ребёнка размышлять, анализировать, фантазировать.
Этап подготовительный.
Повышение собственного профессионального уровня через посещения курсов повышения квалификации. Изучение методической литературы. | ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Программа дополнительной платной образовательной услуги познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста « ТИКО-МАСТЕРА » » под редакцией И.В.Логиновой г. Нижневартовск, 2011 г 1.Изучение нормативных документов ФОП ДО 2. Изучение опыта работы по введению ТИКО-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно- методической литературой по данной теме.
|
Регулярный просмотр интернет ресурсов. | Информационные ресурсы http://www.tiko-rantic.ru/games and activities/doshkolnik/- интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО). - www.nsportal.ru - www. maam.ru. - www.detskysad.ru - www.doskolnik.ru https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/rabochaia-proghramma-triz-dlia-doshkol-nikov http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей. http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры. |
Этап практический.
Результативность деятельности педагога:
- Разработана программа с использованием конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе программы дополнительного образования «ТИКО-МАСТЕРА» автор Логинова И.В.
- Активно и эффективно работают освоенные методы и приемы по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
- Создан банк методических разработок для самостоятельной познавательно-поисковой деятельности детей, что позволяет активизировать мыслительные процессы детей и речь.
- В группе создан центр для конструктивного моделирования детьми.
- РППС пополнилась игровыми материалами - конструктами «Грамматика», « Малыш», «Школьник», «Фантазер», «Геометрия», «Шары», «Архимед», методическими пособиями.
- Оформлены выставки «Детское творчество».
- Детьми приобретен опыт работы с конструктором ТИКО «Грамматика».
- Составлены презентации для консультаций воспитателям и родителям по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
- Проведены мероприятия: семинар для воспитателей» по теме ««Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
- Проявились позитивные изменения в интеллектуальном развитии детей (по результатам мониторинга, педагогическим наблюдениям). Вырос интерес родителей к жизни ребенка в детском саду, Родители пользуются методической литературой из мини- библиотеки, созданной в группе
- Систематическая и планомерная работа по развитию речи детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, значительно развивает связную речь ребенка. Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков. Улучшилась память и речь. Обогатился словарный запас детей.
- Пополнилась предметно - развивающая среда в группе пособиями для использования ТИКО в образовательных ситуациях:
- компьютерные презентации по лексическим темам,
- схемы описания для составления рассказов по лексическим темам, отгадывания загадок,
- картотека упражнений и игр по развитию связной речи с использованием конструктора ТИКО,
Результативность применения на практике конструктора ТИКО «Грамматика» для детей:
|
|
На конец года у детей: |
- Развита конструктивная деятельность дошкольников;
- произошли положительные результаты в образование импульсов, идущих из пальцев рук;
- развита речь дошкольников через выполнение упражнений пальцами рук, индуктивно приводящих к возбуждению в речевых центрах головного мозга, и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон;
- повысилась речевая активность ребёнка, создана благоприятная атмосфера на НОД, применяя ТИКО – конструирование;
- усовершенствовались навыки ориентировки в пространстве; параллельно с развитием речи, а также память, внимание, мышление;
- дети научились размышлять, анализировать, фантазировать;
Планы на будущее.
- Более углубленно продолжать самообразование по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
- Продолжать работу по внедрению новых методов и приемов ТИКО – моделирование с лексическими темами Рабочий программы.
- Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования.
- Публикация статей на сайте на личной странице.
- Общение с коллегами в ДОО, районе, городе и в Интернете по обмену опыта.
- Изучение информационно-компьютерных технологий, современных психологических методик инклюзивного образования по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственой образовательной деятельности "«Использование игровых приемов и методов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокального кружка»
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов...
Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале природного окружения»
Календарное планирование Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале природного ок...
Рекомендации по развитию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры
В публикации даются рекомендации по работе с дошкольниками по развитию речевых навыков детей через театрализованные игры, по накоплению и обогащению словесного зап...
Использование мнемотехнологии в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение ...
Работа с родителями по вопросу развития правильных речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Презентация для воспитателей ДОУ: формы и направления работы с родителями по вопросам развития речи детей....
Конспекты занятий по развитию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора
активизация речи, формирование у детей заинтересованности к работе с Лего-конструктором на логопедических занятиях....
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Навык письма – это сложный навык. Он включает координированные тонкие движения руки. Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём...