Конспект НОД по ФГОС ДО. Дифференциация [К] и [Х].
план-конспект занятия по обучению грамоте
Конспект НОД по ФГОС ДО. Дифференциация [К] и [Х].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по ФГОС ДО. Дифференциация Ки Х. | 656 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель- дефектолог МДОУ «Детский сад № 41» КГО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА-КОНСПЕКТ
подгрупповой НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ( 5-6 лет)
Тема: «Звук К» (Дифференциация звука К от звука Х )
Лексическая тема: «Игрушки»
Цель: Постановка звука К
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук К;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука К, схема характеристики звука, мяч, Кукла Катя, предметные картинки «Игрушки», разноцветная дорожка с картинками для гимнастики, раскраска «игрушки» для домашнего задания.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, к нам в гости сегодня пришла любимая игрушка всех девчонок. Это КУКЛА КАТЯ! (выставляется игрушка). Посмотри, какая она красивая! КККУКККЛА КККАТЯ очень любит играть со звуками, особенно ей нравится звук К. Будем тренироваться произносить его правильно? А КАТЯ нам в этом поможет. |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: КАТЮША пришла к нам не одна. Она принесла все свои игрушки. Давай вспомним пальчиковую игру про них. Пальчиковая игра «ИГРУШКИ» У КАТЮШИ есть игрушки Вот веселая лягушка, Вот железная машина. Это мяч – он из резины. Разноцветная матрешка, И с хвостом пушистым кошка! (Поочередно сгибать пальчики в кулачок, начиная с большого). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Здорово! А теперь поиграем в «МЯЧ» Дыхательное упражнение «МЯЧ» Ты, наверное, силач – Попробуй сжать вот этот мяч. Тихонько руки разжимай, Но мячик на пол не роняй! (проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков С-С-С-С или Ш-Ш-Ш (можно звук Х при его безупречном произнесении)). Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Кукла КАТЯ умеет ходить, она очень любит шагать по дорожке. Давай наша КУКЛА КАТЯ будет идти по дорожке, которая выложена карточками-символами артикуляционных упражнений. На какую карточку Катя наступает - то упражнение мы с тобой делаем!
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Улыбнись КУКЛЕ КАТЕ? (РАДОСТЬ) Она очень любит, когда детки с ней играют. А теперь представь, что наступила ночь, и все дети ушли из детского сада. Как ты думаешь, что чувствует ночью наша кукла? Покажи? (ГРУСТЬ, СТРАХ). Но игрушкам нечего боятся ночью, ведь в детском саду есть сторож! Как ты думаешь, если сторож зайдет ночью в группу и начнем играть с нашими игрушками, что они почувствуют? Покажи? (УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ). |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, а ты любишь свои игрушки? Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ СВОИ ИГРУШКИ! – громко, тихо, быстро, медленно, восклицательно, вопросительно и др. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Ну а теперь давай потренируемся правильно произносить любимый звук нашей КУКЛЫ КАТИ: Постановка звука [К] Постановка звука [к] от правильного [х]
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: А теперь КАТЮША нам расскажет, как произносить звук К? При артикуляции звука [ к ]
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука К и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук К. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что – это и есть звук К. Логопед: Какой звук К? Звук К – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Давай немного поиграем с мячом, игра называется «Что из чего сделано?» КОРАБЛИК ИЗ БУМАГИ (КАКОЙ?) - … бумажный ШАРИК ИЗ РЕЗИНЫ (КАКОЙ?) - … резиновый КУБИК ИЗ ДЕРЕВА (КАКОЙ?) - …деревянный РОБОТ ИЗ ЖЕЛЕЗА (КАКОЙ?) - … железный КУКЛА ИЗ ПЛАСТМАССЫ (КАКАЯ?) - …пластмассовая ЮЛА ИЗ МЕТАЛЛА (КАКАЯ?) - …металлическая и др. |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Давай еще немного поиграем с КУКЛОЙ КАТЕЙ в игры «Что изменилось» и «Чего не стало» - с картинками «Игрушки» |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Ну и последняя игра, называется «Где звук спрятался» - нужно найти звук К в словах, обозначающих игрушки: КУКЛА, КУБИК, МАТРЕШКА, ТАНК |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Здорово! ТЫ молодец! Очень хорошо занимался! Все задания, которые приготовили тебе я и КУКЛА КАТЯ ты выполнил. И даже научился говорить звук К. Давай попробуем еще раз его произнести! |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Раскраска – игрушки – раскрасить только те игрушки, в названии которых есть звук К. (см. ниже) |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
3. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука К у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук К» (Постановка звука К на вдохе)
(Лексическая тема: «Космос»)
Цель: Постановка звука К
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук К;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука К, схема характеристики звука, мяч, лабиринт для домашнего задания, картинка «Солнечная система» с планетами, игра «найди двух одинаковых пришельцев».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, сегодня мы отправимся с тобой в путешествие. Но не простое, а космическое! Хочешь отправиться в космос? (да) |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: А на чем мы туда полетим? (На ракете) Давай вспомним игру про ракету. Пальчиковая игра «Распустила алый хвост» Распустила алый хвост (сложить ладони толстым бутоном). Улетела в стаю звезд (показать руками «солнышко с лучами») Наш народ построил эту (шагать пальцами обеих рук по столу) Межпланетную ракету. (сложить вместе ладони и предплечья). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Ну, полетели. Вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом и гудим, как ракета: У-У-У-У (повторить упражнение несколько раз). |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Летим с одной планеты на другую, и выполняем артикуляционные упражнения: На столе картинка, изображающая Солнечную систему, на каждой планете солнечной системы – карточка с упражнением. Артикуляционные упражнения: |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, а ты рад отправится в космос? Покажи? (РАДОСТЬ). Может быть, ты немного боишься, напуган? Покажи? (СТРАХ, ИСПУГ). Но тебе нечего боятся, ведь я лечу с тобой. Давай улыбнемся еще раз друг другу и продолжим наше путешествие. |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Кого бы ты хотел встретить в космосе? (ИНОПЛАНЕТЯН, ЗЕЛЕНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ). Давай скажем фразу: ПРИВЕТ, ИНОПЛАНЕТЯНЕ! Я С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ! Громко, тихо, быстро, медленно, восклицательно, вопросительно, радостно, грустно и т.д. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Малыш, если мы встретим инопланетян, то они не поймут тебя, Если ты будешь плохо выговарить звуки. Давай потренируемся и научимся говорить правильно звук К. Постановка звука [К] III способ. Постановка звука [к] на вдохе
В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее»). Для того чтобы избежать раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом.
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Ну вот, теперь наша речь станет более понятна для инопланетян. Давай расскажем «зеленым человечкам», как нужно правильно произносить звук К. При артикуляции звука [ к ]
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука К и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук К. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что – это и есть звук К. Логопед: Какой звук К? Звук К – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Давай поиграем в космическую игру «Скажи наоборот» БОЛЬШАЯ РАКЕТА - …маленькая ракета ДАЛЕКАЯ ПЛАНЕТА - …близкая планета ВЫСОКО ЛЕТИТ - … низко летит СМЕЛЫЙ КОСМОНАВТ - …трусливый космонавт ХОЛОДНЫЙ СВЕТ ЗВЕЗД - … теплый свет звезд ДЛИННЫЙ ПОЛЕТ - …короткий полет ЯРКАЯ ЗВЕЗДА - …тусклая звезда |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Посмотри, как много пришельцев зафиксирована наша фотокамера. Давай поиграем в игру «Найди двух одинаковых пришельцев» (см. ниже) Еще их можно посчитать. |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Ну и напоследок еще одна игра, в которую мы сыграем в космосе. Игра называется «Найди общий звук в словах» КОСССМОССС, СССПУТНИК, СССОЗВЕЗДИЕ (С) РРРАКЕТА, КОСМОДРРРОМ, САТУРРРН (Р) ЛЛЛУНА, ПЛЛЛАНЕТА, ЛЛЛУНОХОД, СТРЕЛЛЛКА (Л) КОМЕТТТА, КОСМОНАВТТТ, ПОЛЕТТТ (Т) ВУЛКККАН, КККРАТЕР, КККОМЕТА, СКККЛОН (К) |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Ты просто молодец. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давай вспомним, что мы сегодня делали? Чему ты научился? |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Лабиринт «Помоги космонавту Мишке пролететь к планете».(см. ниже) |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
4. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука К у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук К» (Постановка звука К с механической помощью )
(Лексическая тема: «Геометрические фигуры»)
Цель: Постановка звука К
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук К;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука К, схема характеристики звука, мяч, геометрические фигуры КРУГ, КВАДРАТ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛЬНИК, ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, РОМБ, ОВАЛ, маленькие квадратики с артикуляционными упражнениями, кукла МАЛЬЧИК КОЛЯ, палочки с прикрепленными на нитке геометрическими фигурами для дыхательной гимнастики.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел мальчик Коля. (выставляется игрушка). Он очень расстроен. Он не знает геометрические фигуры, и ребята из группы над ним смеются. Поможем Коле выучить геометрические фигуры? А ты, Коля, поможешь нашему малышу научиться выговаривать звук К – первый звук твоего имени. |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Давайте вспомним пальчиковую игру про геометрические фигуры. П.И. «Геометрические фигуры» Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5 И фигуры называть Вот квадрат, а вот кружок Треугольничек и ромб, А еще прямоугольник И не трудно сосчитать Их по счету ровно пять. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Посмотри, у меня на разных палочках для коктейлей привязаны разные геометрические фигуры. Я тебе говорю : «Подуй на круг» - а ты берешь нужную палочку, вдыхаешь воздух носом, а выдыхаешь ртом, направляя воздушную струю прямо на круг. И т.д. «ПОДУЙ НА ТРЕУГОЛЬНИК» «ПОДУЙ НА КВАДРАТ» «ПОДУЙ НА РОМБ» «ПОДУЙ НА ПРЯМОУГОЛЬНИК» |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Посмотри, малыш, как много у меня разноцветных фигур! Как называются эти фигуры? (ЭТО КВАДРАТЫ). Правильно. Я тебе буду говорить, какого цвета КВАДРАТ тебе выбрать, ты его выбираешь, делаешь упражнение, которое на нем нарисовано, и если сделаешь все правильно, то забираешь квадратик себе. Посмотрим, сколько квадратов тебе удастся заработать! Артикуляционные упражнения на квадратах: 5. Упражнение «Язычок-борец»: Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, покажи, как расстроен Коля, который не знаешь геометрические фигуры? (ГРУСТЬ). Покажи, как ты горд и счастлив, что знаешь их (ГОРДОСТЬ, РАДОСТЬ). |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Давай похвастаемся перед КОЛЕЙ! Скажи фразу: Я ЗНАЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ! (или просто Я ЗНАЮ ВСЕ ФИГУРЫ!) Громко,тихо, медленно, быстро, восклицательно, вопросительно, радостно, грустно и др. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Ну, а теперь Коля поможет мне научить тебя правильно произносить звук К. Он принес мне волшебную палочку. Постановка звука [К] IV способ. Постановка звука [к] с механической помощью Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем. • Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги. • По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’]. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги[ка — ка — ка]. • Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь ста, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук. • Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время придерживайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать. • Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает произносить слоги. • Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] самостоятельно. Скорее всего, вам придется еще не один раз помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит. • Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Коля, расскажи малышу, как правильно произносить звук К. При артикуляции звука [ к ]
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука К и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук К. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что – это и есть звук К. Логопед: Какой звук К? Звук К – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Ну а теперь давайте отдохнем и поиграем с мячом. Игра называется «Подбери словечко» КРУГЛЫЙ - …круглый стол (круглый глобус) КРУГЛАЯ - …круглая луна, (круглая тарелка, круглая коробка и др.) КРУГЛОЕ - …круглое колесо, (круглое лицо, круглое солнце) КРУГЛЫЕ - …круглые монетки (круглые фишки, круглые колеса) |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Давай сыграем в игру «Какая фигура лишняя» (см. ниже) Объясни, почему? |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Для того чтобы Коля запомнил все геометрические фигуры, я буду их показывать и называть. А ты, если услышишь в названии фигуры звук К, хлопнешь в ладоши. КРУГ, РОМБ, КВАДРАТ, ОВАЛ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛЬНИК, |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Ну, вот, теперь Коля выучил названия всех геометрических фигур. А ты научился произносить звук К. Давай покажем, как? Ты молодец! |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Нарисовать ДОМ, ДЕРЕВО, МАШИНУ из геометрических фигур. |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
5. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука К у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук К» (Постановка звука К от артикуляционного упражнения «Горка» )
(Лексическая тема: «Домашние птицы»)
Цель: Постановка звука К
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук К;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука К, схема характеристики звука, мяч, разрезная картинка, раскраска «Домашние птицы», предметные картинки домашних птиц и их детенышей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, отгадай загадки:
Логопед: Молодец. А теперь подумай и скажи, как одним словом можно назвать КУРИЦУ, УТКУ, ГУСЯ, ПЕТУХА? Кто они? (домашние птицы). Сегодня мы поговорим о домашних птицах. |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Давайте вспомним пальчиковую игру про курочку с цыплятками. «Курочка» Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки) Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), А за ней ребятки – желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук). «Ко-ко-ко, ко-ко-ко» (хлопают в ладоши), Не ходите далеко! (грозят пальцем ведущей руки), Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола), Зернышки ищите. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Малыш, ты знаешь, как ты подзываешь к себе цыпляток? (ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП). Давай сыграем в игру «ЦЫПЛЯТКИ» Вдох носом, выдох ртом со слогом ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП – кто дольше. Так же можно начинать громко, с постепенным затуханием голоса. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Посмотри, как много красивых птиц у меня на столе. Давай будем выбирать только те картинки, на которых нарисованы домашние птицы, и делать артикуляционные упражнения, которые у них на обороте. Артикуляционные упражнения:
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша. 2. «Кашляем»; |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: У нашей курочки очень разные детки – цыплятки. Посмотри, вот веселый цыпленок. Порадуйся вместе с ним. Вот грустный цыпленок. Покажи, как он грустит. Вот удивленный цыпленок. Покажи. Вот сердитый цыпленок. Покажи. (см. ниже) |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Малыш, ты любишь домашних птиц? Каких? Давай скажем фразу: Я ЛЮБЛЮ ДОМАШНИХ ПТИЦ (или тех, кого назовет ребенок: например, Я ЛЮБЛЮ КУРИЦ И ГУСЕЙ!) Быстро, медленно, радостно, грустно, громко, тихо. |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Чтобы называть домашних птиц правильно, красиво и без ошибок, ты должен научиться говорить звук К. Постановка звука [К] V способ. Упражнение «Катание с горы»: Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Давай вспомним, как мы произносим звук К? При артикуляции звука [ к ]
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука К и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук К. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что – это и есть звук К. Логопед: Какой звук К? Звук К – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Игра называется «Мама и детеныши» КУРИЦА - …цыплята ГУСЫНЯ - … гусята ИНДЕЙКА - …индюшата УТКА - …утята ПЕРЕПЕЛКА - …перепелята |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Давай соберем разрезную картинку «Домашние птицы» (см. ниже) |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Поиграем в игру «Где звук спрятался?» Найди звук К в словах: КУРИЦА, ЦЫПЛЕНОК, ИНДЮК, УТКА, ГУСЕНОК, ПЕРЕПЕЛКА |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Молодец! Ты сегодня очень много успел сделать на занятии. Что тебе понравилось больше всего? Чему ты научился? |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Раскраска «Домашние птицы» (см. ниже) |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект групповой логопедической образовательной деятельности "Дифференциация звуков с-ш"
Цели: 1. Развитие выразительности мимики, мелкой моторики, артикуляции, речевого дыхания, динамики голоса....
Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"
Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "Дифференциация звуков Л и ЛЬ".
В ходе занятия уточняются особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ, закрепляются навыки дифференциации этих звуков на слух и в произношении в слогах, в словах, во фразах, в чистоговорках. Используются уп...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...