Конспект досуга по обучению грамоте в старшей группе
методическая разработка по обучению грамоте

Федорова Зоя Владимировна

 Конспект досуга по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЁДОРОВА  ЗОЯ  ВЛАДИМИРОВНА,

учитель- дефектолог

МДОУ « Детский сад № 41» КГО

КОНСПЕКТ  ДОСУГА

в старшей   группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР с элементами игры-путешествия «Найди сюрприз»  (        квест-игра)

Цель:

Закрепить навыки звуко –буквенного метода  овладения чтением и письмом в  ходе интегрированной образовательной деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать  учить детей характеризовать звуки с опорой на акустические и артикуляционные признаки;

-закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;

-совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

-упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков;  закреплять умение в нахождении места звука в слове.

- развивать умение детей анализировать предложения;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать фонематический и речевой слух,

 -формировать ориентировку в звуковой системе языка;

-развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные  задачи:

- вовлечь родителей в активное сотрудничество.

- учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение вновь поставленных звуков в спонтанной речи;

- уметь  использовать свои знания и силы в доступных видах деятельности.

- воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование:

сундук, 2 мольберта, магниты, схема характеристики звука, емкости с фасолью, буквы на магнитах (С, У, Н, Д, У, К, , картинки со звуками Н и Нь,  игрушки, названия которых делятся на 1 – 4 слога, тарелочки со шнурочками,  фасоль.

ХОД  ДОСУГА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 

Дети под музыку входят в кабинет.

 Дефектолог: Ребята, сегодня к нам в гости пришли родители. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

Дефектолог: А сейчас давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом, по очереди пожимая друг другу руки и называя свои имена.

Дети встают вместе с логопедом в круг. (Звучит лирическая музыка.)

Дети здороваются друг с другом

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1.Проблемная ситуация

Дефектолог:  Ребята, вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Сегодня я пригласила вас, на небольшую квест-игру. Это такая игра, где надо выполнять задания, отгадывать загадки и за правильно выполненное задание вы будете получать букву-подсказку, спрятанную в емкости с фасолью. В конце игры вы с помощью букв сложите слово и узнаете, где спрятан для вас сюрприз.

Ну что, хотите узнать, какой сюрприз я для вас приготовила?

2.2.  Артикуляционная гимнастика + чистоговорки (на стульях).

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли вам научиться правильно выговаривать звуки? Дети называют упражнения и  выполняют их.

«Лягушечка-хоботок»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сжимаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы

«Лопаточка»

Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

 «Чистим зубки»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи и внутри

 «Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

 «Грибок»

На лесной опушке, 
Где жила кукушка, 
Вырос гриб волнушка, 
Шляпа на макушке.

Дефектолог:- А сейчас, давайте проговорим чистоговорки  со звуками, которые научились выговаривать . (детям предлагаются разные чистоговорки). Одному ребенку предлагается достать первую букву из емкости с фасолью.

- СА-СА-СА-    укусила в нос оса

-СЯ-СЯ-СЯ-      жили-были два гуся

-ША-ША-ША-  мама мыла малыша

-ШО-ШО-ШО-   говорим мы хорошо.

2.3.  Характеристика звука.

Детям предлагается занять места за столами, стоящими в два ряда

Дефектолог: Следующее задание. Я сейчас прочитаю предложения, а Вы определите,  какой звук чаще других слышится в этих словах? Для каждого ряда будут разные предложения, будьте внимательны.

1 команда: Клава ловко лук полола.

Дефектолог: Дайте характеристику вашему звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

2 команда : Алеша пошел в школу. 

Дефектолог: Дайте характеристику вашему звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Дефектолог: Еще он какой?

Дети: Твердый, звонкий, обозначается на схеме  синим цветом.

Дефектолог: Молодцы. Я думаю, вы можете еще достать букву.  

Одному ребенку предлагается достать первую букву из емкости с фасолью.

2.4. Найди место звука в слове 

Дефектолог: У вас на столах лежат картинки, в названии которых спрятался звук  Н или НЬ. Ваша задача определить в какой части слова находится этот звук – в начале, в середине или в конце слова. Выложить нужный сигнал на модели слова.  

Одному ребенку предлагается достать букву из емкости с фасолью.

2.5. Деление слов на слоги.

Дефектолог: А теперь отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым.

Оно может быть тихим,

Может быть громким.

Оно может обидеть,

Может рассмешить.

Его можно сказать,

А можно взять и написать,

Но для этого нужно буквы знать.

Что это?     (Слово)

Дефектолог: Правильно! Звуки, которые мы произносим, складываются в слова. Слова бывают длинные, а бывают короткие. Как их отличить?

Дети: Их можно измерить.

Дефектолог: Чем же, линейкой.

Дети: Нет, слогами.

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем, надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать.

Дефектолог:  Давайте покажем, как мы можем измерять слова. Вот, например, «ЗОНТ». Сколько слогов в этом слове? А если назвать его ласково «ЗОНТИК»?

Дефектолог: Предлагаю вам поиграть в игру «Собери игрушки по количеству слогов» .  На этом столе находятся игрушки.

Первая команда (2-3- ребенка) будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, вторая – игрушки, названия которых состоят и трех слогов (и т. д., на усмотрение педагога). Начали!

Дефектолог: А теперь, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Одному ребенку предлагается достать букву из емкости с фасолью.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

«Буква «Е»

- В алфавите, в букваре              (Хлопки в ладоши)

Проживала буква Е

Как-то раз она шагала                 (Ходьба на месте)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала                     (Приседания)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:      (Наклон туловища влево-вправо)

Вот так буква-акробат!                  (Хлопки в ладоши).

2.6.  Выложи букву.

Дефектолог: Ребята, мы можем с вами увидеть звуки? (Ответы детей) Звуки мы слышим и произносим. А что мы читаем и пишем? Правильно, буквы.

У вас на столах лежат шнурки. Предлагаю вам сложить любую гласную букву из этого материала.  

(- Гласный звук, это какой звук?)

Одному ребенку предлагается достать букву из емкости с фасолью.

Дефектолог: Двигаемся дальше!

2.7. Отгадай загадку и выполнить звуко-буквенный анализ слова- отгадки.

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Что б со мною подружиться,

Нужно грамоте  учиться (Книга )

Одному ребенку предлагается достать букву из емкости с фасолью.

3. ИТОГ.

Дефектолог:  Ребята, вы молодцы! Выполнили все задания, а теперь нам нужно прочитать слово, которое поможет нам понять , где спрятан сюрпризу.

Дети читают слово «СУНДУК» (и находят сюрприз)

- Ну, вот и подошла к концу наша игра. Пришла пора попрощаться с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект НОД по обучению грамотев старшей группе«Маленькие грамотеи»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Грамотей"

Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Соколова Евгения Ивановна...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...